Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Выксы, Нижегородской области
«Метод проекта на уроках музыки и МХК
как современная педагогическая технология»
подготовила
учитель музыки
МБОУ СОШ №3
Королева Светлана Васильевна
г. Выкса
2013
« Задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научиться учиться ».
Джон Дьюи
Урок— основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить детей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома — главное делать это творчески, с фантазией, выдумкой и любовью.
На своих уроках я стараюсь ввести детей в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров. Уроки провожу с использованием ИКТ.
Занятия превращаю в различные конструктивные модели получения знаний. Инновационная работа позволяет вовлечь детей в сотворчество, развивать все лучшее в классической музыке. Дети активно участвуют в музыкальных конкурсах, фестивалях, концертах, музыкально- интеллектуальных играх, проектной деятельности.
Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Учебный проект с точки зрения учащегося- это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
— это деятельность, позволяющая проявлять себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
— это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность.
Зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.
Метод проекта используется мною в разных классах на протяжении нескольких лет.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков.
Основные этапы работы методом проектов:
погружение в проект
организация деятельности
осуществление деятельности
презентация результатов
Первый этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии.
— учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта;
— из проблемы проекта выделяется ряд подпроблем, её уточняющих;
— определяются цель и задачи проекта- поиск способов решения проблемы проекта.
На втором этапе организуется деятельность детей.
Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи для каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель можно поручить ученикам.
Если по замыслу проекта учитель определяет одного или нескольких участников группы, свобода выбора учащихся несколько меньше.
Работа контролируется учителем и все-таки, это самостоятельное дело детей.
— по решению задач проекта происходит планирование работы;
— знакомство с информацией по теме проекта;
— сделать собственные замеры ( исследования);
— анкетирование по данной тематике ( проблеме).
Третий этап- осуществление деятельности
После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель становится наблюдателем. Ребята все делают сами.
Например:
проведение опроса
обработка результатов
публикация в журнале, на сайтах
Когда ребятам не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно « держит руку на пульсе».
Конечный этап презентации как одна из целей проектной деятельности.
Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов.
В ходе подготовки к презентации дети готовят продукт проектной деятельности.
Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, газета, альманах, костюмы, музыкальные инструменты, макеты, сценарии и прочее.
Для успешной работы на данном этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически и связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. На этапе презентации роль учителя возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, учитель оценивает усвоение учащимися определенного учебного материала.
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Например, ученик, который обладает недостаточными познаниями предмета, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.
Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Опыт работы проектной методики в течение нескольких лет позволяет провести предварительный анализ и дает ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение предмету».
Проектная методика дает возможность больше и глубже изучить тему.
Значительно расширяет общий кругозор.
Учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал.
Дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.
Подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила ученикам принять участие в опросе.
Цель опроса: выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит ли продолжить работу в этом направлении.
Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать выводы:
использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата;
самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей, интересов;
обучающиеся открывают для себя ценность предметов искусства и языка их общения.
Проект–реальная возможность для саморазвития и самореализации обучающихся.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других”.
Б.Асафьев
Список литературы.
1.Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. — М., 2000;
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -М.:АРКТИ, 2013;
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2011;
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.