Методическая разработка урока музыки в 1 классе «Музыкальные инструменты»


Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №604

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла

Фрунзенского Административного района

Санкт-Петербурга





Конспект урока музыки в 1 классе

по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.



Тема 1 полугодия: «Музыка вокруг нас»


Тема урока: Музыкальные инструменты












подготовила

учитель музыки

Изотова Светлана Владимировна












Санкт-Петербург

2011

Урок музыки в 1 классе

по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной.

Тема 1 полугодия: «Музыка вокруг нас»

Тема урока: Музыкальные инструменты

Цель: Познакомить учащихся с тембрами музыкальных инструментов, их выразительными и изобразительными возможностями

Задачи:

  • Учить отличать на слух звучание различных инструментов

  • Развивать музыкальные и творческие способности детей.

  • Развивать умение сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов (свирель-флейта, гусли-арфа-фортепиано)

  • Научить распознавать выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов

  • Способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус.

Тип урока: урок углубления темы.

Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, мультимедиа, свирели

Учебники-тетради «Музыка» 1 класс /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/

План урока:

  1. Вход: русский народный наигрыш «Полянка»

  2. Музыкальное приветствие

  3. Беседа о свирели

  4. Игра на свирели – игра «У кого звук длиннее», «Андрей-воробей»

— работа над дыханием, постановкой рук, артикуляцией

  1. Пение «Пастушья песня»

  2. S: «Пастушья песня» канон

  3. Рассказ о флейте

  4. S: И.С.Бах «Шутка», К.В.Глюк «Мелодия», С.С.Прокофьев

тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» —

определение характера прозвучавших произведений

  1. Рассказ об арфе

  2. S: В.Кикта «Фрески Софии Киевской», Л.-К.Даккен «Кукушка»

  3. Звучащие картины.

  4. Музыкальное прощание.

  5. Выход: русский народный наигрыш «Полянка»

Ход урока:

1.Звучит русский народный наигрыш “Полянка”. Под музыку дети входят в класс.

Слайд 1

2. Музыкальное приветствие

3. Учитель: Сегодня мы продолжаем удивительное путешествие в мир музыки, где нас ждёт ещё много неизведанного. И вместе с нами прекрасная богиня, которая помогает нам раскрывать тайны музыки – Муза.

Слайд 2

Ребята, вы вошли в класс под музыку. Вспомните, голос какого инструмента выделялся больше всего в звучании оркестра?

Слайд 3

Ученики: Свирели.

Учитель: А какое настроение в музыке передал этот инструмент?

Ученики: Радостное, весёлое, задорное.

Учитель: Посмотрите, какие картины подходят к звучанию этой музыки?

Слайд 4

Ученики рассматривают репродукции, выбирают соответствующие, на их взгляд, характеру звучавшей музыки, объясняя свой выбор.

Учитель: Если бы инструменты могли заговорить, и каждый стал бы рассказывать о себе, мы бы услышали много увлекательных историй с удивительными превращениями и приключениями. Вот послушайте одну из них:

Сидел рыбак весёлый на берегу реки,
И перед ним по ветру качались тростники,
Сухой тростник он срезал, и скважины проткнул,
Один конец зажал рукой, в другой конец подул.
И будто оживлённый тростник заговорил,
То голос человека, и голос ветра был.
(М.Ю. Лермонтов)

Слайд 5

Ребята, давайте еще раз вместе внимательно прочитаем и подумаем, о каком инструменте эта история?

Ученики: О свирели.

4. Учитель демонстрирует игру на свирели.

Раздает свирели детям.

Упражнения: работа над дыханием, постановкой рук, артикуляцией

Музыкальная игра: У кого звук длиннее?

Ученики: Исполнение песни «Андрей- воробей» (звук си)

Слайд 6

По командам, по фразам, на разных звуках (ля, соль, до)

Учитель: Наша Муза приготовила для вас загадку:

Слышим звонкую мы трель, пастушок наш взял…

Ученики: Свирель.

Учитель: А вы знаете песенку о пастушке? Давайте подготовимся к пению.

5. Пение: Распевание (звукоряд) “Пастушья песня” (французская народная песня).

Слайд 7

Учитель: Ребята, а Муза приготовила для вас сюрприз, послушайте.

6. Слушание: “Пастушья песня”. Канон (хор мальчиков п/у В. Попова).

Слайд 8

Ученики обращают внимание на необычное звучание песни. Учитель объясняет, что такое пение называется “канон”.

7. Учитель: Скоро вы тоже научитесь так же красиво петь, а значит правильно владеть своим дыханием.

Дыхание.… А ведь именно так в переводе с немецкого языка называется один музыкальный инструмент. Познакомьтесь, флейта!

Слайд 9

(+ слушаем звучание флейты Talgat «Пастушок»)

Скромна, изящна, невесома,
Но лишь услышишь первый звук,
Наполненный любви истомой,
И всё меняется вокруг.

Арсений Тарковский

Действительно, для того чтобы запел этот инструмент, надо в него подуть. Флейту можно назвать внучкой свирели. На протяжении всей своей жизни флейта постоянно менялась, сначала она была деревянная, а позже у неё появилось красивое, сверкающее, металлическое одеяние, множество клапанов и рычажков.

8. Послушайте, какие замечательные произведения для флейты написали композиторы, которые жили более трёхсот лет назад.

Слайд 10

Слушание: “Шутка” И.-С. Бах.

Учитель: Как звучит этот инструмент? Выберите подходящие слова.

Ученики: Радостно, оживлённо, игриво.

Учитель: Композитор передал нам что-то серьёзное, тяжёлое или беззаботное, шутливое?

Ученики: Шутливое.

Учитель: Это произведение называется “Шутка”. Его написал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах

Слушание: “Мелодия” К. Глюк (фрагмент).

Учитель: Как звучала эта музыка? Отличалась ли от “Шутки” Баха?

Ученики: Да, эта музыка печальная, грустная, нежная.

Учитель: Конечно, у нас появились совсем другие чувства. Эту удивительную музыку написал немецкий композитор Кристофор Виллибальд Глюк. Она называется “Мелодия”.

Композиторы Бах и Глюк жили очень давно, но мы и сейчас с удовольствием слушаем их музыку. Ведь хорошая музыка – на века. Люди не перестанут наслаждаться такой музыкой и через сотни лет.


Ребята, смотрите, в нашем классе появились гости:

Слайд 11

Это герои симфонической сказки “Петя и волк” композитора С.С. Прокофьева:

Птичка, Волк, Утка, Кошка. У каждого героя свой голос (слушаем голоса животных). Но композитор сумел изобразить героев с помощью инструментов оркестра.

Учитель: Как вы думаете? Как вы думаете, голос какого героя изображает флейта?

Ученики: Птичку.

Звучит тема Птички

Учитель: Прислушайтесь, музыка вам подскажет, что делает птичка.

Повторное слушание темы Птички.

Ученики: Птичка весело щебечет, порхает.

Учитель: Оказывается, голоса инструментов могут не только выражать различные чувства: грусть и веселье, но и изображать звуки природы.

9. А сейчас познакомимся ещё с одним инструментом. Он называется – арфа. Слайд 12

Этот инструмент появился в Древнем Египте и на протяжении своей долгой жизни всё время менялся, совершенствовался. Изящная, как крыло гигантской бабочки, арфа выглядит по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.

Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает (слушаем звуки арфы).

Арфа- струнный щипковый музыкальный инструмент. Благодаря ей на свет появились различные струнные инструменты: гусли, гитара и даже рояль.

10. Послушайте, как звучит арфа.

Слайд 13

Слушание: фрагмент 1-й части концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской” В. Кикты.

Учитель: Голос арфы напомнил вам звучание какого-то другого инструмента?

Ученики: Гусли.

Учитель: А теперь музыкальная загадка.

Слайд 14

Послушайте и попробуйте отгадать, о чем эта музыка рассказывает, кого изображает? Внимательно посмотрев на иллюстрацию, вы сможете найти подсказку и узнать, как называется эта пьеса.

Звучит «Кукушка» Л.-К.Даккена

Ученики: Это птичка, кукушка. Слышен ее голос ку-ку.

11. Внимательно вглядитесь в эти картины (на экране и в учебниках).

Попробуйте услышать как они «звучат»?

Какие музыкальные инструменты вы видите?

Соедините стрелками (учебник стр. 30-31) названия инструментов и картины, на которых они изображены.

Как вы думаете, на каких картинах звучит народная музыка, а на каких музыка профессиональная, написанная композиторами?

Слайд 15

Выполнение задания. Ответы учеников.

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми для вас инструментами: флейтой и арфой. Слушали и играли на свирели.

Мы убедились, что голоса инструментов могут изображать различные звуки природы и передавать чувства людей: печалиться и грустить, веселиться и радоваться, совсем как мы с вами.

12. Музыкальное прощание.

13. Звучит русский народный наигрыш “Полянка”. Под музыку дети выходят из класса.

Слайд 16






Список использованной литературы

  1. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 класс. — М.: Просвещение, 2002.

  2. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Программа «Музыка» 1-4 класс. — М.: Просвещение, 2002.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия музыкального материала, CD, ОАО «Издательство «Просвещение», 2010

  2. http://classiconline.ru/

  3. http://images.yandex.ru/

  4. https://www.soundterra.ru/





Свежие документы:  Урок для 4 класса по теме: "Reading fairy tales"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: