Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №251, Кировского района, г. Санкт-Петербурга.
Методическая разработка внеурочного занятия по музыке
для 2 класса
«Золотая осень»
Подготовила учитель музыки
Капустина Светлана Тихоновна
г. Санкт-Петербург.
2014г.
Пояснительная записка.
В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06.10. 2009№373, образовательные программы реализуются образовательными организациями в том числе и через внеурочную деятельность. На основании ИМП от 14.05.2014№03-20-1905/1400, под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС ООН следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Данное мероприятие нацелено на создание условий для содержательного единства учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и образовательной программы образовательной организации.
Направлено на создание условий для получения обучающимися совокупности компетенций, определяемых личными, семейными и общественными потребностями.
В рамках проведения занятия и во время подготовки, у обучающихся формируется опыт эмоционально- образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально- творческой деятельности, овладение УУД.
Формируется чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Обучающиеся через змоционально- активное восприятие и побуждение к самостоятельным действиям, получают возможность активно действовать во всех формах коммуникаций.
Деятельность учителя и обучающихся определяется через формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Данное занятие интегрирует предметы «Музыка», «Окружающий мир»,«Изобразительное искусство». «Обучение грамоте».
Мероприятие предусматривает оценку результата деятельности обучающихся, учитывая их возрастные особенности. Ожидаемые результаты предполагают конкретные цели.
Цели:
Создать условия для физического, эмоционального, интеллектуального развития через игровые и конкурсные задания: спортивной, музыкальной, интеллектуальной, литературной и развлекательной деятельности в рамках проведения занятия.
Дать возможность обучающимся реализовать через игровую деятельность компетентность, полученную на уроках музыки, изобразительного искусства, окружающего мира, обучение грамоте.
Организовать возможность продемонстрировать компетентность из детского фолклора предыдущих лет и получить новые знания.
Организовать публичное выступление для демонстрации: умения начинать исполнение после вступления, петь легко непринужденно в соответствии с характером музыки, двигаться под музыку в соответствии с ритмом, динамикой.
Дать возможность продемонстрировать, оценить и адекватно аргументировать свое индивидуальное участие и выступление сверстников.
Активизировать работу обучающихся на всех этапах занятия.
Ожидаемые результы.
Обучающиеся умеют творчески использовать знание детского фольклора.
Обучающиеся знают название и признаки осенних месяцев.
Обучающиеся умеют водить хоровод, петь, слушать музыку в соответствии с требованиям к вокально-хоровым и слушательским навыкам данного возраста.
Обучающиеся могут работать в группе, составлять пазлы с изображением осеннего леса.
Обучающиеся умеют пользоваться правилами выученными заранее.
Обучающиеся могут выполнять действия по заданному правилу.
Обучающиеся умеют точно начинать и заканчивать действие в требуемый временной момент.
Обучающиеся правильно взаимодействуют с учителем и со сверстниками.
Обучающиеся активно принимают участие в разных видах деятельности.
Обучающиеся способны правильно преодолевать конфликтные ситуации.
Обучающиеся могут дать адекватную оценку, самооценку и аргументировать.
Методы обучения.
Репродуктивный, обьяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.
Средства обучения.
Сценические костюмы, спортивный инвентарь, изобразительная наглядность, аудио и видео запись, пазлы, раздаточный материал для аппликации.
Организационные формы обучения.
Фронтальная, работа в группах,индивидуальная.
Педагогическая технология.
Технология формирования универсальных учебных действий, игра.
План урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика. | |
1 | Вводно- мотива-ционный | Создание мотивации для целеполагания. | Выступление обучающихся в роли осени, осенних месяцев, огородного пугала. Повторение известного по заданной теме.Целеполагание совместно с учителем. |
2 3 4 5 6 7 8 — | Технологичес- кий | Организация работы по освоению нового знания. Плани рование последовательности действий. Создание условий для представ- ления образа осени в искусстве Организация выступления группы вокалистов. Организация выступления хо- реографической группы. Создание условий для работы по сбору фрагментов иллюстра- ций. Организация подвижных игр с элементам детского фолклора на тему осени. Сохранение интереса к теме при работе с новой информа- цией.
| Прогнозирование результата, планирование деятельности через ролевую игру совместно с учителем. Распределение по группам. Прослушивание музыки. Прос- мотр слайдов .Ответы на вопро-сы. Группа вокалистов исполняет песню « Урожайная». М. Кабо. Исполнение хоровода « Здравст- вуй осень».Ответы на вопросы. Составление пазлов на тему «Осенний лес». Участие в народных играх, отражающих деятельность человека, повадки животных и птиц осенью. Участие в командных играх на условиях обратной связи-( наз- вание месяцев, признаки при- роды, деятельности человека, повадки животных и птиц. |
9 10 | Рефлексия | Корректировка прогноза
Организация оценочной деятель ности обучающихся. | Сравнение прогноза с информа цией полученной на уроке. Самооценка работы и анализ собственных ощущений: « мне было интересно…» «мне было трудно…». Использование оценочных инст- рументов (листочки) для отношения к уроку и к своей работе. |
Таблица соответствия
УЗ | УУД | |
| Вводно – мотивационный этап | |
1 | Ответьте, на вопрос! По каким признакам узнают осень? Подумайте и скажите! Какое главное занятие у людей осенью? Какие повадки у зверей и птиц? Как зовут сыновей Осени? Какое главное дело у каждого из них? | ПУУД(общеучебные),2 ПУУД (логические),1 ПУУД (общеучебные),5 КУУД (умение выражать мысли) |
| Технологический этап | |
2 | Определите,кто из сыновей самый старший? Представьте в каком порядке будем знакомиться с сыновьями? | ПУУД (логические).3 РУУД ( планирование) РУУД (прогнозирование) |
3 | Посмотрите, репродукции и послушайте, музыку! Каково состояние природы в сентябре? | ЛУУД (нравств-этич.оценивание) ПУУД (действие…),2 |
4 | Прочтите стихи, пословицы поговорки о том как ведут себя птицы в октябре.
| ПУУД (смысловое чтение) ПУУД ( логические),1 ПУУД( действие…),2 |
5 | Составьте пазлы и назовите перелетных птиц. | ПУУД (логические) 4 КУУД (умение договариваться) |
6 | Отобразите в хороводе и в игре, как в ноябре, к зиме готовятся звери. | ЛУУД (логические),1 |
7 | Назовите приметы Сентября, Октяб-ря,Ноября и станьте участниками их команды. | ПУУД(логические), 5 КУУД( умение договариваться) |
| Рефлексия | |
8 | Побуждение к свободным высказы- ваниям.Самооценка. | РУУД(оценка) ЛУУД(смыслообразование) |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. – 244 с.
2.Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
3.Государственная программа Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (проект) [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/ 2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект).pdf (дата обращения: 08.10.2013).
4.Иллюстрированная библиотека мировой живописи/ Текст и сост.Е. В.Иванова.-М.: ОЛМА Медиа групп, 2009.- 600 с.
5.Кондаков А.М. Новые подходы к учебно-методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования [Электронный ресурс], 2011. URL: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=522 (дата обращения: 24.06.2012).
6.Русские народные загадки, пословицы, поговорки /сост. авт. вступ. ст., коммент. Ю.Г. Круглов.-М. Провещение. 1990.-335 с. ил.( б-ка словесника).
7.Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской : пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская
Т.С. Шмагина] – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – ISBN 978 -5-09-026048-0.
Внеурочная деятельность
1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. — (Стандарты второго поколения).