г. Добрянка
Русская народная песня в детском хоре
подготовила преподаватель . I I-й квалификационной категории . Братчикова Н.А.
Тема : «Русская народная песня в детском хоре»
Цель: Знакомство с разновидностями народных песен, с типами многоголосья.
Задачи: Воспитательные — Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа, воспитывать чувство любви и уважения к Родине, ее природе, ее обычаям, заветам, воплощенным в народном творчестве.
Развивающие — Овладевание основными вокально-хоровыми навыками через русскую народную песню. Разные подходы работы над многоголосием.
В наше время музыкальная информация необычайно возросла. Несомненно, что этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей.
Чтобы защитить ребенка от многих вредных влияний, необходимо с самого раннего возраста заложить в нем прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества.
Вот почему в детском музыкальном воспитании и образовании народной песне отводится немаловажная роль.
Народная музыка и выросшая из нее музыка композиторская отражают настроения, чувства, мысли и характеры людей.
Характер русской народной музыки очень разнообразен. В них встречается и песенность, и танцевальность, и маршевость. Но преобладает песенностъ, певучесть, распевность.
Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. По красоте, выразительности, богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства.
Чем различие между песнями народными и композиторскими?
Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком. Их не записывали (не знали музыкальной грамоты), а пели по слуху, передавая из уст в уста, от семьи семье, от поколения к поколению.
Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась. В ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации.
Позже появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни и делать свои обработки.
Нередко и композиторские песни похожи по своему характеру на народные. Про такие песни говорят — написаны в народном духе.
Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов легко поется, или во всяком случае ее хочется петь.
Народная музыка легла в основу многих произведений великих русских композиторов — Глинки, Чайковского, Мусорского, Бородина, Римского- Корсакова и т.д.
Народная песня — зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера его жизни.
Народ жив до тех пор, пока живет его культура.
Первые песни ребенок начинает слышать со звуков ласковой колыбельной, которую пела мама.
Колыбельные — целый пласт народного искусства. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Помогают наладить духовный мир — контакт между матерью и ребенком.
из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью
воспитательная функция выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, ее переживаниям, вбирает первые представления о человеческих чувствах
эстетическая функция заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному, учится сопереживать. Эти впечатления остаются на всю жизнь
Частые гости колыбельных — мягкий пушистый кот, навевающий дремоту и мирно воркующие голуби.
«Приди котик ночевать, мою Оленьку качать»
«Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки, сели возле люленьки»
Голуби — символ нежности, кротости
(Калинников «Котик», Лядов «Гуленьки»)
Затем подрастая сам поет — потешки, прибаутки («Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Сорока», «Лиса» и т.д.).
Уже в детских песнях передавалось содержание, склад всей жизни («Долгоногий журавль» Калинников).
Подрастая поют трудовые песни («Я на камушке сижу» обр. Римского- Корсакова), хороводные («Со вьюном я хожу»), плясовые, лирические, протяжные, семейные, в которых говорится о нелегкой судьбе русской женщины:
«Ты не стой колодец» обр. Лядова
«Пойду ль я, выйду ль я»
«В сыром бору тропина»
Несомненно, одной из наиболее доступных форм приобщения детей к народной музыке является хоровое пение.
Остановимся на тех вопросах вокально-хорового воспитания, которые связаны с народной вокальной культурой и народной песней.
На первых парах следует подбирать такой музыкальный материал, в котором налицо ясное и четкое деление на небольшие фразы. Широкая напевность характерна для всех жанров русской народной песни — от протяжной до плясовой.
1) добиваясь четкой и ясной дикции, рекомендуется обратиться к народным прибауткам. Эти песенки словно специально созданы для улучшения дикции и артикуляции юных певцов.
«Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки» — при исполнении этих песенок необходимо следить за пропеванием каждого звука с утрированным произношением текста. Согласные должны произноситься четко и ясно. Исключительное внимание к слову — одна из традиций народных певцов.
«Гласные» — река, «согласные» — берега.
Одной из важнейших традиций русской вокальной школы — является исключительное внимание к процессу развития детского голоса, требует бережного отношения к неокрепшему детскому голосу.
Обычные примарные тоны прослушиваются у маленьких певцов в диапазоне ми1 –си1 (до2). На этих звуках снимается скованность и он свободно изливает свои чувства в пении.
2) характер народных колыбельных песенок будет способствовать выработке ласкового льющегося звука, который скажется на более ровном и красивом интонировании различных гласных.
«У кота — воркота» — атмосфера покоя и ласки побудит спеть мелодию мягко и протяжно.
Вокально-хоровое воспитание начинается с дыхания.
Благодаря правильному дыханию в народном пении достигается удивительный эффект при исполнении протяжных раздольных песен, широту звучания которых можно сравнить с полноводной рекой.
Сознательное отношение к дыханию как к выразительному средству было типичным для народных певцов.
Овладение дыханием связано с осознанием музыкальной фразировки.
На первых парах следует подбирать такой музыкальный материал, в котором налицо ясное и четкое деление на небольшие фразы {«Комарочек» обр. Цыганова).
«Жил на свете комарочек — С
Жил на свете комарочек — А»
а) обратить внимание на исполнение последнего звука каждой отдельной фразы
б) стремление достичь выразительности поможет поющим экономно расходовать дыхание
в) обратить внимание на момент вдоха: быстрый, но вместе с тем не судорожный вдох обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата, а значит и образование «опертого» звука.
Навык «цепного »дыхания — главное выразительное средство, характерное для хороводных, лирических, протяжных народных песен.
«Со вьюном я хожу»
Направим внимание на выдержанные звуки
Хожу положить
важно научить делать вдох в середине выдержанного звука
положить 2 Положу
Соединение фраз во всех куплетах, можно воспользоваться игровым элементом (вождение хоровода). Оно помогает выполнению этой сложной задачи.
Хорошая дикция и артикуляция помогут в овладении наиболее важным качеством пения — широкой кантиленой.
«Пойду ль я, выйду ль я»
Умение народных певцов нанизывать на бесконечный льющийся поток четкие и ясные слова — явление поразительное. Только естественная напевность наряду с четко произнесенными словами открывает путь к выразительности эмоциональной передачи глубоких чувств, заложенных в песне.
Правильное дыхание дает возможность певцу ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра.
Народные песни с распевом — замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техники.
Начинать рекомендуется с таких песен, в которых распеваются только 2 звука на один слог
«В сыром бору тропина»
Хорошим упражнением является пропевание мелодии на какой-либо слог (ми, ма и т.д.) постепенно увеличение звуков в распеве до 4х и более поможет добиться широкой напевности, льющегося протяжного звука.
«Ты не стой колодец»
Но хоровое пение — это, прежде всего, пение многоголосное.
Воспитание навыков многоголосия — это одна из наиболее трудных проблем.
Советский музыковед Т. Бершадская указывает на 4 типа многоголосия:
гетерофонный — в нем голоса не подразделяются на ведущий и подчиненный («Камарочек»)
подголосочно-полифонический — ведущий голос и подголоски («Ты не стой колодец»)
втора — ведущий голос поддерживается параллельным движением остальных мелодических линий («Ой по-над Волгой» — припев)
аккордово-гармонический — глосса в нем движутся синхронно; созвучиями («Пойду ль я, выйду ль я»)
С каких же песен лучше начинать обучение многоголосью?
Самым простым видом являются «педальное» двухголосие («Долгоногий журавль»).
«Со вьюном я хожу» — 3 куплет
При разучивании хором обеих мелодических линий. Эта форма работы активизирует процесс накопления навыков двухголосого пения и позволяет использовать различные виды импровизации («В сыром бору тропина»).
Еще один вид многоголосия канон — наиболее трудный момент — вступление второго голоса (игра «Эхо»).
Втора — пение с ферматой на каждом звуке (интервале). Чистое исполнение различных интервалов принесет пользу в развитии гармонического слуха.
При разучивании подобных песен уместен прием исполнения каждого куплета — различными голосами.
Еще один навык — пение без сопровождения. Первые песни должны быть в умеренном темпе. Главное в них — достижение напевного звука. Постепенно ускоряя темп, добиваемся необходимой напевности в быстром темпе.
Итак
Становление любого вокально-хорового навыка связанно с решением многих чисто технических задач.
Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства.
Используемые произведения
Прибаутки «Андрей-воробей», «Барашенька»
Колыбельная «У кота — воркота»
р.н.п. «Комарочек» обр. Абрамского
р.н.п. «Долгоногий журавль» обр. Калинникова
р.н.п. «Со вьюном я хожу» обр. Благообразова
р.н.п. «В сыром бору тропина» обр. Треганинова
р.н.п. «Ты не стой колодец» обр. Лядова
р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Соколова
совр. нар. песня «Ой по-над Волгой» обр. Локтева
Используемая литература
1. В. Попов «Русская народная песня в детском хоре»- М.: Музыка, 1985- 80с., нот
2. Попов B.C. Многоголосие в хоре начальных классов. (Из опыта работы). — В кн. «Музыкальное воспитание в школе», вып. № 3. М.: «Музыка», 1964 г.
3. Алексеев В.А. «Русская народная песня в начальной школе». Научно — методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. — Оса:»Росстани-на-Каме». 1994.