Педагогические условия эффективности работы над музыкальным образом хорового произведения

УДК 778.0 А.А Талпа


Педагогические условия эффективности работы над музыкальным образом хорового произведения


Аннотация. Музыка в школе важнейший предмет, обеспечивающий освоение искусства, как духовного наследия, нравственного эталона человечества .В статье рассматриваются эффективные методы педагогической деятельности с учетом ФГОС через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного, социального развития. Компетентностный подход педагога обеспечивает воспитание нравственных и эстетических чувств ,проявление ценностно-смысловых ориентаций, позитивной самооценки обучающихся.

Ключевые слова: эффективные методы ,педагогическая деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты, система ключевых задач, познавательное, коммуникативное, социальное развитие, компетентностный подход, ценностно-смысловые ориентации.

Abstract. Music in the School of the most important subject, providing the development of art as a spiritual heritage, the moral standard of humanity. We consider effective methods of teaching activities, taking into account the GEF through the key tasks of personal, cognitive, communicative, social development. Competence-based approach provides education teacher of moral and aesthetic sense, a manifestation of values ​​and sense orientation, positive self-esteem of students.

Обучение хоровому пению на уроках музыки в средней школе – важный этап в формировании не только музыкально-певческой грамотности учащихся, но и в процессе эстетического, идейно-нравственного воспитания.

От умения учителя не только обучить правильному исполнению, но и раскрыть жизненное, эмоциональное содержание музыкального образа, зависит восприятие учениками всего хорового искусства в целом. Очень важно, чтобы ребята понимали связь исполняемого произведения с замыслом автора, с эпохой, с конкретными событиями.

Мастерство учителя вызвать каждого участника хора на размышления о связи музыкального произведения с жизнью имеет огромное значение для глубины понимания музыкального образа и, следовательно, для достижения максимальной выразительности исполнения.

Для решения этих важных и достаточно сложных задач, для обеспечения единства и непрерывности овладения учащимися музыкальной культурой учителю необходимо знание определённых методов и приёмов, которые сформировались в передовой педагогической практике.

Работа над музыкальным произведением в школьном хоре включает в себя несколько этапов работы.

Первый этап – изучение произведения самим учителем, глубокое проникновение в замысел автора, определение средств музыкальной выразительности.

Второй этап – выявление исполнительских и технических трудностей, определение путей их преодоления, составление плана работы с учениками.

Третий этап включает в себя непосредственное разучивание песни учениками. Данный процесс зависит от особенностей хорового произведения, но можно выделить определённые стадии работы с учениками:

  1. рассказ об авторе, о времени создания песни;

  2. восприятие (прослушивание) песни учениками;

  3. непосредственная работа с детьми по разучиванию произведения;

  4. совершенствование исполнительской техники для наиболее полного раскрытия музыкального образа.

Для каждой из этих стадий работы в хоровой практике применяются определённые методические приёмы.

На первой стадии учитель рассказывает о биографии композитора, об истории создания песни. Очень целесообразно дать учащимся задание самостоятельно собрать сведения об авторе, о времени, о конкретных событиях, которым посвящено произведение. Это развивает сознательный интерес к произведению, обостряет слуховое восприятие песни.

Вторая стадия работы – непосредственное восприятие (прослушивание) музыкального произведения. Для этой цели учитель может использовать следующие приёмы:

  1. прослушивание произведения в исполнении мастеров сцены (с использованием аудио и видеозаписей);

  2. исполнение песни самим учителем;

  3. исполнение песни детьми, которых учитель подготовил заранее.

Первое восприятие песни детьми – чрезвычайно важный момент в процессе работы над хоровым произведением. Задача учителя — правильно провести этот урок, чтобы у ребят появилась положительная мотивация для изучения данного конкретного хорового произведения.

На третьей стадии работы над песней необходимо проанализировать средства художественной и музыкальной выразительности, которые автор использовал для создания музыкального образа. В процессе этой работы учитель должен постоянно обращаться к накопленным на уроках музыки знаниям и умениям учащихся, углублять, развивать и закреплять их.

На четвёртой стадии происходит совершенствование исполнительского мастерства, тщательная и кропотливая работа с хором для достижения максимальной выразительности звучания музыкального произведения. Очень важно напоминать детям, что хоровое искусство воздействует на слушателей одновременно и музыкой, и словом. Поэтому так важна работа не только над техникой исполнения музыкальных элементов, иногда достаточно сложных, но и над текстом, над речевой интонацией, над драматической выразительностью хорового произведения.

Осмысленная взаимосвязь музыки и слова поможет наиболее полно раскрыть и для исполнителей, и для слушателей музыкальный образ, его связь с жизнью, с историей, с проявлением человеческих чувств.

Образовательные стандарты второго поколения требуют от учителя более полного, более широкого подхода к процессу обучения, достижения единства и непрерывности в овладении знаниями учениками.

Рассмотренные в данной статье методы и приёмы, а также стадии работы над хоровым произведением помогут учителю не только преодолеть технические трудности в работе со звуком, в тщательной подготовке музыкального исполнения, но и показать единство музыки с другими видами искусства, например, с литературой.

Таким образом, процесс обучения становится более полным, более творческим: совершенствуется музыкально–певческое, исполнительское мастерство учащихся, воспитывается художественный и музыкальный вкус, расширяется кругозор, что необходимо для формирования личностных качеств учеников, их правильного отношения к жизненным ценностям.


Автор номера

Талпа Анна Александровна – учитель музыки ГБОУ цо №1434. Москва. Email: anna.talpa@mail.ru

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: