УДК 778.0 А.А Талпа
Педагогические условия эффективности работы над музыкальным образом хорового произведения
Аннотация. Музыка в школе важнейший предмет, обеспечивающий освоение искусства, как духовного наследия, нравственного эталона человечества .В статье рассматриваются эффективные методы педагогической деятельности с учетом ФГОС через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного, социального развития. Компетентностный подход педагога обеспечивает воспитание нравственных и эстетических чувств ,проявление ценностно-смысловых ориентаций, позитивной самооценки обучающихся.
Ключевые слова: эффективные методы ,педагогическая деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты, система ключевых задач, познавательное, коммуникативное, социальное развитие, компетентностный подход, ценностно-смысловые ориентации.
Abstract. Music in the School of the most important subject, providing the development of art as a spiritual heritage, the moral standard of humanity. We consider effective methods of teaching activities, taking into account the GEF through the key tasks of personal, cognitive, communicative, social development. Competence-based approach provides education teacher of moral and aesthetic sense, a manifestation of values and sense orientation, positive self-esteem of students.
Обучение хоровому пению на уроках музыки в средней школе – важный этап в формировании не только музыкально-певческой грамотности учащихся, но и в процессе эстетического, идейно-нравственного воспитания.
От умения учителя не только обучить правильному исполнению, но и раскрыть жизненное, эмоциональное содержание музыкального образа, зависит восприятие учениками всего хорового искусства в целом. Очень важно, чтобы ребята понимали связь исполняемого произведения с замыслом автора, с эпохой, с конкретными событиями.
Мастерство учителя вызвать каждого участника хора на размышления о связи музыкального произведения с жизнью имеет огромное значение для глубины понимания музыкального образа и, следовательно, для достижения максимальной выразительности исполнения.
Для решения этих важных и достаточно сложных задач, для обеспечения единства и непрерывности овладения учащимися музыкальной культурой учителю необходимо знание определённых методов и приёмов, которые сформировались в передовой педагогической практике.
Работа над музыкальным произведением в школьном хоре включает в себя несколько этапов работы.
Первый этап – изучение произведения самим учителем, глубокое проникновение в замысел автора, определение средств музыкальной выразительности.
Второй этап – выявление исполнительских и технических трудностей, определение путей их преодоления, составление плана работы с учениками.
Третий этап включает в себя непосредственное разучивание песни учениками. Данный процесс зависит от особенностей хорового произведения, но можно выделить определённые стадии работы с учениками:
рассказ об авторе, о времени создания песни;
восприятие (прослушивание) песни учениками;
непосредственная работа с детьми по разучиванию произведения;
совершенствование исполнительской техники для наиболее полного раскрытия музыкального образа.
Для каждой из этих стадий работы в хоровой практике применяются определённые методические приёмы.
На первой стадии учитель рассказывает о биографии композитора, об истории создания песни. Очень целесообразно дать учащимся задание самостоятельно собрать сведения об авторе, о времени, о конкретных событиях, которым посвящено произведение. Это развивает сознательный интерес к произведению, обостряет слуховое восприятие песни.
Вторая стадия работы – непосредственное восприятие (прослушивание) музыкального произведения. Для этой цели учитель может использовать следующие приёмы:
прослушивание произведения в исполнении мастеров сцены (с использованием аудио и видеозаписей);
исполнение песни самим учителем;
исполнение песни детьми, которых учитель подготовил заранее.
Первое восприятие песни детьми – чрезвычайно важный момент в процессе работы над хоровым произведением. Задача учителя — правильно провести этот урок, чтобы у ребят появилась положительная мотивация для изучения данного конкретного хорового произведения.
На третьей стадии работы над песней необходимо проанализировать средства художественной и музыкальной выразительности, которые автор использовал для создания музыкального образа. В процессе этой работы учитель должен постоянно обращаться к накопленным на уроках музыки знаниям и умениям учащихся, углублять, развивать и закреплять их.
На четвёртой стадии происходит совершенствование исполнительского мастерства, тщательная и кропотливая работа с хором для достижения максимальной выразительности звучания музыкального произведения. Очень важно напоминать детям, что хоровое искусство воздействует на слушателей одновременно и музыкой, и словом. Поэтому так важна работа не только над техникой исполнения музыкальных элементов, иногда достаточно сложных, но и над текстом, над речевой интонацией, над драматической выразительностью хорового произведения.
Осмысленная взаимосвязь музыки и слова поможет наиболее полно раскрыть и для исполнителей, и для слушателей музыкальный образ, его связь с жизнью, с историей, с проявлением человеческих чувств.
Образовательные стандарты второго поколения требуют от учителя более полного, более широкого подхода к процессу обучения, достижения единства и непрерывности в овладении знаниями учениками.
Рассмотренные в данной статье методы и приёмы, а также стадии работы над хоровым произведением помогут учителю не только преодолеть технические трудности в работе со звуком, в тщательной подготовке музыкального исполнения, но и показать единство музыки с другими видами искусства, например, с литературой.
Таким образом, процесс обучения становится более полным, более творческим: совершенствуется музыкально–певческое, исполнительское мастерство учащихся, воспитывается художественный и музыкальный вкус, расширяется кругозор, что необходимо для формирования личностных качеств учеников, их правильного отношения к жизненным ценностям.
Автор номера
Талпа Анна Александровна – учитель музыки ГБОУ цо №1434. Москва. E—mail: anna.talpa@mail.ru