Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №2 г. Котовска
Проверочные задания по музыке
для начальной школы
Музыкальный кроссворд
Подготовила: учитель музыки
Комбарова О. В.
Котовск, 2010 г.
Применение на уроках музыки игровых форм, с целью лучшего усвоения материала урока очень нравится детям и значительно облегчает восприятие и запоминание детьми музыкальных произведений. Предлагаю несколько вариантов творческих заданий, используемых мною на уроках и всегда вызывающих неизменный интерес школьников. Предварительно учитель должен объяснить ребятам, что на каждый вопрос предлагается три ответа, из которых надо выбрать только один – верный. Этот верный ответ и следует записать в тетрадь или на специальный листок.
В приведённых примерах верный ответ выделен жирным шрифтом.
1 класс
В каком произведении музыка изображает движение
поезда?
а) в попевке «Разные ребята».
б) в песне Л. Книппера «Полюшко-поле».
в) в «Попутной песне» М. И. Глинки.
В какой опере исполняется хор «Уж как по мосту-мос-
точку»?
а) М. Коваля «Волк и семеро козлят».
б) Ж. Визе «Кармен».
в) П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
Какой композитор написал балет «Золушка»?
а) Сергей Сергеевич Прокофьев.
б) Петр Ильич Чайковский.
в) Михаил Иванович Глинка.
2 класс
Какой композитор сочинил оперу «Иван Сусанин»?
а) Михаил Иванович Глинка.
б) Эдвард Григ.
в) Родион Щедрин.
Каков характер музыкальной пьесы «Утро» Эдварда
Грига?
а) Песенный.
б) Танцевальный.
в) Маршевый.
Какую песню сочинил композитор И.О. Дунаевский?
а) «Пастушью песню».
б) «Песенку о капитане».
в) «Песню Сольвейг».
3 класс
Мелодия какой народной песни звучит в финале Первого концерта П. И. Чайковского?
а) Украинской народной песни «Веснянка».
б) Русской народной песни «Со вьюном я хожу».
в) Белорусской народной песни «Перепёлочка».
Какой композитор сочинил «Рондо в турецком стиле»?
а) Фредерик Шопен.
б) Вольфганг-Амадей Моцарт.
в) Людвиг ван Бетховен.
Как называется повторяющаяся часть формы «рондо»?
а) Куплетом.
б) Припевом.
в) Рефреном.
Кроссворды
Интересным на уроке музыки для школьников является и отгадывание кроссвордов с вопросами по музыкальной тематике. Только предварительно учитель должен показать принцип отгадывания таких головоломок. С этой целью можно наглядно продемонстрировать, как надо отвечать на вопросы кроссворда и вписывать ответы в нужные клеточки.
Вот примеры нескольких кроссвордов, в составлении которых была использована тематика, изученная детьми в начальных классах.
1. Кроссворд «О ком поётся в песенке»
Если все слова в кроссворде будут отгаданы правильно, то в столбце можно будет прочесть имя героини народной песенки, которая «нашла азбуку в канавке».
Песня, которая убаюкивает (колыбельная).
Песня, танец, марш – это музыкальные… Кто? (киты).
Когда поют или танцуют вместе несколько человек, это называется … (ансамбль).
Музыкальный «кит», под который удобно шагать (марш).
коЛыбельная
кИты
анСамбль
мАрш
Контрольное слово по вертикали – «лиса», героиня русской народной песни «Уж как шла лиса по травке».
2. Кроссворд « Герой музыкальной сказки»
Если правильно отгадать кроссворд, то в выделенном столбце можно прочесть имя героя музыкальной сказки композитора С. С. Прокофьева.
Музыкальная страна, в которой все поют (опера).
Музыкальный «кит» (песня).
Увертюра М. И. Глинки «Арагонская… (хота)».
Большая песня главного героя (ария).
оПера
пЕсня
хоТа
ариЯ
Если слова будут вписаны правильно, то в выделенном вертикальном столбце можно прочесть имя героя музыкальной сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» – Петя.
3. Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»
Для того чтобы отгадать этот кроссворд, надо вспомнить оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Если все слова в кроссворде будут вписаны правильно, то в столбце можно будет прочитать слово, которое обозначает в опере большую песню главного героя.
Главный герой сказочной оперы М. И. Глинки (Руслан).
Злой волшебник из оперы «Руслан и Людмила» (Черномор).
Великий русский поэт, написавший сказочную поэму, по которой М. И. Глинка создал оперу «Руслан и Людмила» (Пушкин).
Легендарный русский певец, персонаж оперы «Руслан и Людмила» (Баян).
РуслАн
ЧеРномор
ПушкИн
БаЯн
Слово по вертикали – «ария».
4. Кроссворд с подсказкой «Инструменты народного оркестра»
Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный».
– – – н
– – – а
– – р – – – –
– о – – –
д – – – –
– – – – н
– – – – – ы
– – – – й – –
Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя (баян).
Древнейший струнно-щипковый инструмент (лира).
Этот инструмент считается главным в струнной группе симфонического оркестра, но он есть и среди народных инструментов. Его так и называют – народная… (скрипка).
На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший… (рожок).
Струнный инструмент, напоминающий балалайку (домра).
Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нём можно ударом или потряхиванием (бубен).
Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными ложечками (цимбалы).
Дудочка с голосом жалобного высокого звучания (жалейка).
5. Кроссворд «Жанры народных песен»
В каждую строчку этого кроссворда вписано название жанра народных песен. Только слоги в этих названиях перепутаны.
Переставь слоги так, чтобы в каждом ряду получилось правильное название жанра народных песен.
до тру вые (трудовые)
рядо об вые (обрядовые)
чес кие лири (лирические)
е водны хоро (хороводные)
ричес кие исто (исторические)
Надеюсь, что представленный материал поможет вам проводить уроки музыки ещё разнообразнее и интереснее.
Список литературы.
Агапова И. А., Давыдова М. А. «30 музыкальных занятий для начальной школы». М, 2002
Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие. М., 2001
Спутник учителя музыки. Сост. Т.В. Челышева. М., 1993
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учебное издание. М. «Академия», 2000