МБОУ «Андреевская основная общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока
музыки в 6 классе
Тема: «Бессмертный Бог гармонии». Эмоциональный мир полифонии.
Выполнила:
Дорофеева З. К.
учитель музыки
I категории
2014
Урок 24. «Бессмертный Бог гармонии» Эмоциональный мир полифонии.
Развитие интереса обучающихся к творчеству И. С. Баха; подвести к выводу, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующую роль | |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные ресурсы | Предметные: Стремление к приобретению музыкально- слухового опыта общения с новым музыкальным произведением: фуга Соль минор Метапредметные: способность извлекать материал из различных источников, включая литературу, электронные носители Личностные: Вхождение обучающихся в мир духовной ценности произведений Баха, присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов |
Методы и формы обучения | Слушание, наблюдение, анализ |
Образовательные ресурсы |
|
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно- демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся, Фуга «Соль минор» |
Основные понятия | Полифония, фуга, хорал |
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность обучающихся | Формы организации взаимо- действия | Формируемые УУД | Промежуточный контроль | |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником Музыка-это замок хрустальный. Музыка — это солнечный луч. Мы открываем нотные тайны, Нам помогает скрипичный ключ. В. Семернин
| Сегодня мы окунемся в мир музыки, которая была написана двести лет тому назад. Эта музыка звучит, когда в эфир выходит программа «Человек и закон». Как вы думаете, современная ли эта музыка? Не подумаешь, что этой музыке 200 лет. Корни этой музыки лежат в творчестве композитора немецкой классики И. С. Баха Это токката.
| Слушают учителя, участвуют в диалоге | фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания Познаватель- ные: осознают недостаточность знаний
|
Отвечают на вопросы |
Актуализация знаний | Воспроизведение новых знаний и применение их в новой ситуации Краткая биография И. С. Баха Просмотр мультимедийной презентации, подготовленной учеником. Беседа по презентации . |
| Извлекают необходимую информацию из сообщения обучающегося, смотрят презентацию, задают вопросы
| Индивидуальная и групповая | Личностные: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; понимание представителей другой культуры; присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного содержания Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра; формирование интереса к специфике деятельности Баха Регулятивные: участие в индивидуальном проекте,приобретение навыков работы с Интернетом. Коммуникативные: решение учебных задач в процессе исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | Отвечают на вопросы |
Выявление места и причины затруднения | Беседа по вопросу | Почему люди сегодня обращаются к музыке Баха, хотя она была написана 200 лет тому назад?
| Вступают в диалог с учителем
| фронтальная | Личностные: стремление войти в мир духовных ценностей Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра; формирование интереса к специфике деятельности Баха
Регулятивные: самостоятельный выбор целей и способов решения учебной задачи; Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвова- ние навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | Отвечают на вопросы, размышляют
|
Целеполагание построение проекта выхода из затруднения
Осмысление новых сведений | Рассказ обучающегосяо службе Баха в церкви св. Фомы.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение нового материала
Беседа по вопросам
Слушание произведения
Обсуждение результатов по заданиям |
Слышали вы когда-нибудь термин полифония? Полифония с греческого.означа- ет как «многоголосие». В полифонии одновременно звучат несколько мелодий, и все они равномерны, нет главных и аккомпанирующих. Величайшим полифонистом был И. С. Бах Движения мелодий-голосов в его сочинениях – это движение человеческой мысли, напряженное движение жизни. Рассказ учителя. 1.Полифония-поистине высокая область баховского творчества. 2. Творческий путь Баха. 3.Образы и идеи Кто из вас видел орган? Как вы думаете, это инструмент клавишный или духовой? Сегодня на уроке прозвучит одно из прекраснейших произведений Баха для органа — «Фуга соль минор». Определить тему фуги? Какие чувства испытывает человек, слушая эту музыку?
Почему церковные власти боялись , что музыка Баха уведет горожан от их власти?
Слово « фуга» по латыни значит «бег». Фугой называют произведение, построенное на непрерывном развертывании одной музыкальной мысл , которая со строгой последовательно-стью в установленном порядке проводится всеми участвующими голосами. «Искусство фуги» он закончил в 1750 году. В баховском сборнике 14 фуг и 4 канона. Все они написаны на одну тему. | Слушают сообщение, извлекают информацию
Записывают термин в тетрадь
Участвуют в диалоге
Слушают. Обдумывают и обсуждают тему, готовят ответ на поставленный вопрос
обсуждают, высказывают и обосновывают свою точку зрения записывают в тетради
|
Фронтальная индивидуальная
индивидуальная
Групповая
Индивидуальная и групповая
Индивидуальная и групповая
Фронтальная
| Личностные: Понимание представителей другой, культуры присвоение духовно- нравственных ценностей музыки
Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра; формирование интереса к специфике деятельности Баха
| Отвечают на Вопросы
|
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Сообщения учеников
| Различные полифонические формы Клавирные сочинения. Большая часть клавирных сочинений Баха создана им в зрелом возрасте и обязана своим появлением его глубокому интересу к музыкальному образованию. Эти пьесы написаны в основном для обучения собственных сыновей и других одаренных учеников, но под рукой Баха упражнения превращаются в музыкальные жемчужины. В этом смысле подлинный шедевр изобретательности представляют собой 15 двухголосных инвенций и столько же трехголосных инвенций-синфоний, которые демонстрируют разные типы контрапунктического письма и разные типы мелодики, соответствующие определенным образам. Самое известное клавирное сочинение Баха – Хорошо темперированный клавир (Das Wohltemperierte Clavier), цикл, содержащий 48 прелюдий и фуг, по две для каждой минорной и мажорной тональности. Выражение «хорошо темперированный» относится к новому принципу настройки клавишных инструментов, при котором октава делится на 12 равных в акустическом смысле частей – полутонов. Успех первого тома этого собрания (24 прелюдии и фуги во всех тональностях) побудил композитора к созданию второго такого же тома. Бахом написаны также циклы клавирных пьес, сочиненных по моделям распространенных танцев той эпохи – 6 Английских и 6 Французских сюит; еще 6 партит были опубликованы между 1726 и 1731 под названием Клавирные упражнения (Clavierbung). Во вторую часть Упражнений вошли еще одна партита и блестящий Итальянский концерт, в котором сочетаются стилистические черты клавирных жанров и жанра концерта для клавира с оркестром. Серию Клавирных упражнений завершают появившиеся в 1742 Гольдберг-вариации – Ария и тридцать вариаций, написанные для ученика Баха И.Г.Гольдберга. Точнее, цикл был написан для одного из почитателей Баха – графа Кайзерлинга, русского посла в Дрездене: Кайзерлинг тяжело болел, страдал бессонницей и часто просил Гольдберга ночью играть для него баховские пьесы. | Слушают, извлекают информацию | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознание особенностей музыки Баха Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра; формирование интереса к специфике деятельности Баха
Регулятивные: контролируют свое поведение Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки |
|
Первичное закрепление с Комментированием | Беседа по вопросам | Как воспринималась вами музыка фуги? За счет чего происходит раздвижение пространства фуги? | Отвечают на вопросы | индивидуальная | Личностные: присвоение духовно- нравственных ценностей музыки Познавательные: формирование интереса к специфике деятельности Баха Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | Ответы на вопросы |
Закрепление новых знаний |
| Фуга В характере темы есть скерцозность, отражение танцевальных образов — черты чисто светской бытовой музыки, обычно завуалированные в монументальных органных полотнах Баха. После грандиозного звучания заключительных аккордов фантазии одноголосное проведение темы, ее ритмическая подвижность и заостренный рисунок мелодии в силу контрастности производят несколько неожиданное впечатление. Но с каждым новым появлением темы и наслоением голосов раздвигается и ширится звуковое пространство, неудержимей становится устремленность движения. В форме соль-минорной фуги можно усмотреть часто встречающуюся в фугах Баха репризную трехчастность. Первую часть составляют экспозиция и контрэкспозиция, затем следует большая средняя разработочная часть и сокращенная реприза Однако ладотональный план фуги вносит «поправки» в ее общую конструкцию. В экспозиции фуги, в ее кульминационных областях — центральной и завершающей — господствует главная тональность. От экспозиции движение направляется в сторону доминанты, от первой кульминации — в сторону субдоминанты. Общие контуры тонального плана можно обозначить как Т — D — Т — S — Т. Периодическое появление основной тональности как бы выполняет функции рефрена, материал же, расположенный в других ладотональных пластах, становится подобным эпизодам в рондо. В полифоническом жанре фуги такие тональные соотношения и являются признаком рондообразных форм.
| Слушают и извлекают информацию | Групповая индивидуальная |
| Записывают в тетради |
Включение в систему знаний и повторение |
|
Согласно статистике, Иоганн Себастьян Бах – самый известный и самый исполняемый композитор в мире. Его знает каждый музыкант. У него самое большое количество биографов. Его знают все — и не знает никто. «Иоганн Себастьян Бах — великая тайна! Тайна человеческого гения, тайна разума и чувств». Фамилия Bach — это музыкальная монограмма композитора: си-бемоль – ля – до – си-бекар.
| Познают тайну музыки Баха и его монограммы | Индивидуальные и фронтальные | Личностные понимание представителя другой культуры Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра; формирование интереса к специфике деятельности Баха
|
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по уроку | Что нового узнали на уроке? Почему сегодня люди слушают Баха? В чем новизна для вас произведений Баха? Нужен ли нам Бах? | Вступают в диалог, размышля-ют, подводят итог по уроку | Групповая, индивидуальная | Личностные: присвоение духовно- нравственной ценности музыки Познавательные: применение полученных знаний в жизни Регулятивные: уметь оценивать современные интерпретации Баха Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвова-ние навыков развернутого речевого высказывания в процессе ответов на вопросы | Отвечают на вопросы |
24