Технологическая карта урока музыки в 6 классе Тема: «Бессмертный Бог гармонии» «Эмоциональный мир полифонии»

МБОУ «Андреевская основная общеобразовательная школа»





Технологическая карта урока

музыки в 6 классе

Тема: «Бессмертный Бог гармонии». Эмоциональный мир полифонии.







Выполнила:

Дорофеева З. К.

учитель музыки

I категории

2014



Урок 24. «Бессмертный Бог гармонии» Эмоциональный мир полифонии.

Цель деятельности учителя

Развитие интереса обучающихся к творчеству И. С. Баха; подвести к выводу, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующую роль

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные: Стремление к приобретению музыкально- слухового опыта общения с новым музыкальным произведением: фуга Соль минор

Метапредметные: способность извлекать материал из различных источников, включая литературу, электронные носители

Личностные:

Вхождение обучающихся в мир духовной ценности произведений Баха, присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов

Методы и формы обучения

Слушание, наблюдение, анализ

Образовательные ресурсы


Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно- демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся, Фуга «Соль минор»

Основные понятия

Полифония, фуга, хорал



Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие

компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

обучающихся

Формы

организации

взаимо-

действия

Формируемые

УУД

Промежуточный контроль

Мотивация

(самоопределение

к учебной

деятельности)

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником

Музыка-это замок хрустальный.

Музыка — это солнечный луч.

Мы открываем нотные тайны,

Нам помогает скрипичный ключ.

В. Семернин










Сегодня мы

окунемся в мир музыки, которая была написана двести лет тому назад.

Эта музыка звучит, когда в эфир выходит программа

«Человек и закон». Как вы думаете, современная ли эта музыка?

Не подумаешь, что этой музыке 200 лет. Корни этой музыки лежат в творчестве композитора немецкой классики И. С. Баха Это токката.


Слушают учителя, участвуют в диалоге

фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания

Познаватель-

ные: осознают недостаточность знаний













Отвечают на вопросы

Актуализация знаний

Воспроизведение новых знаний

и применение их в новой ситуации

Краткая биография И. С. Баха Просмотр мультимедийной презентации, подготовленной учеником.

Беседа по презентации .


Извлекают необходимую информацию

из сообщения

обучающегося,

смотрят презентацию, задают вопросы


Индивидуальная и групповая

Личностные:

вхождение обучающихся в мир духовных

ценностей;

понимание представителей другой культуры;

присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного

содержания

Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;

формирование интереса к специфике деятельности Баха

Регулятивные: участие в индивидуальном проекте,приобретение навыков работы с Интернетом.

Коммуникативные: решение учебных задач в процессе исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов

ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Отвечают на вопросы

Выявление места

и причины затруднения

Беседа по вопросу

Почему люди сегодня обращаются к музыке Баха, хотя она была написана 200 лет тому назад?




Вступают в диалог с учителем







фронтальная

Личностные:

стремление войти в мир духовных ценностей

Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;

формирование интереса к специфике деятельности Баха


Регулятивные:

самостоятельный выбор целей и способов решения учебной задачи;

Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвова-

ние навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Отвечают на вопросы, размышляют



















Целеполагание

построение проекта выхода из затруднения








Осмысление новых сведений

Рассказ обучающегосяо

службе Баха в церкви св. Фомы.





Раскрытие сущности новых понятий,

усвоение нового материала


























Беседа по вопросам




Слушание произведения







Обсуждение результатов

по заданиям











Слышали вы когда-нибудь термин полифония?

Полифония с греческого.означа-

ет

как «многоголосие». В полифонии одновременно звучат несколько мелодий, и все они равномерны, нет главных и аккомпанирующих. Величайшим полифонистом был И. С. Бах Движения мелодий-голосов в его сочинениях – это движение человеческой мысли, напряженное движение жизни. Рассказ

учителя.

1.Полифония-поистине высокая область баховского творчества.

2. Творческий путь Баха.

3.Образы и идеи

Кто из вас видел орган?

Как вы думаете,

это инструмент клавишный или духовой?

Сегодня на уроке прозвучит одно из прекраснейших произведений Баха для органа — «Фуга соль минор». Определить тему фуги?

Какие чувства

испытывает человек, слушая эту музыку?



Почему церковные власти боялись , что музыка Баха уведет горожан от их власти?


Слово « фуга» по латыни значит «бег». Фугой называют произведение, построенное на непрерывном развертывании одной музыкальной мысл , которая со строгой последовательно-стью в установленном порядке проводится всеми участвующими голосами. «Искусство фуги» он закончил в 1750 году. В баховском сборнике 14 фуг и 4 канона. Все они написаны на одну тему.

Слушают сообщение, извлекают информацию







Записывают

термин в тетрадь































Участвуют в диалоге














Слушают.

Обдумывают и

обсуждают тему, готовят ответ на поставленный вопрос


обсуждают, высказывают

и обосновывают свою точку зрения

записывают в

тетради



































Фронтальная

индивидуальная

































индивидуальная







Групповая






Индивидуальная и групповая





Индивидуальная и групповая







Фронтальная































Личностные:

Понимание представителей

другой, культуры

присвоение духовно- нравственных ценностей музыки


Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;

формирование интереса к специфике деятельности Баха



Отвечают на

Вопросы




































Творческая

практическая деятельность

по реализации

построенного

проекта

Сообщения учеников


Различные полифонические формы

Клавирные сочинения. Большая часть клавирных сочинений Баха создана им в зрелом возрасте и обязана своим появлением его глубокому интересу к музыкальному образованию. Эти пьесы написаны в основном для обучения собственных сыновей и других одаренных учеников, но под рукой Баха упражнения превращаются в музыкальные жемчужины. В этом смысле подлинный шедевр изобретательности представляют собой 15 двухголосных инвенций и столько же трехголосных инвенций-синфоний, которые демонстрируют разные типы контрапунктического письма и разные типы мелодики, соответствующие определенным образам. Самое известное клавирное сочинение Баха – Хорошо темперированный клавир (Das Wohltemperierte Clavier), цикл, содержащий 48 прелюдий и фуг, по две для каждой минорной и мажорной тональности. Выражение «хорошо темперированный» относится к новому принципу настройки клавишных инструментов, при котором октава делится на 12 равных в акустическом смысле частей – полутонов. Успех первого тома этого собрания (24 прелюдии и фуги во всех тональностях) побудил композитора к созданию второго такого же тома. Бахом написаны также циклы клавирных пьес, сочиненных по моделям распространенных танцев той эпохи – 6 Английских и 6 Французских сюит; еще 6 партит были опубликованы между 1726 и 1731 под названием Клавирные упражнения (Clavierbung). Во вторую часть Упражнений вошли еще одна партита и блестящий Итальянский концерт, в котором сочетаются стилистические черты клавирных жанров и жанра концерта для клавира с оркестром. Серию Клавирных упражнений завершают появившиеся в 1742 Гольдберг-вариации – Ария и тридцать вариаций, написанные для ученика Баха И.Г.Гольдберга. Точнее, цикл был написан для одного из почитателей Баха – графа Кайзерлинга, русского посла в Дрездене: Кайзерлинг тяжело болел, страдал бессонницей и часто просил Гольдберга ночью играть для него баховские пьесы.

Слушают, извлекают информацию

Индивидуальная, групповая

Личностные:

осознание особенностей музыки Баха

Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;

формирование интереса к специфике деятельности Баха


Регулятивные: контролируют свое поведение

Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов

ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки


Первичное закрепление с

Комментированием

Беседа по вопросам

Как воспринималась вами музыка фуги?

За счет чего происходит раздвижение пространства фуги?

Отвечают на вопросы

индивидуальная

Личностные:

присвоение

духовно- нравственных ценностей музыки

Познавательные:

формирование интереса к специфике деятельности Баха

Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов

ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Ответы на вопросы

Закрепление новых знаний


Фуга

В характере темы есть скерцозность, отражение танцевальных образов — черты чисто светской бытовой музыки, обычно завуалированные в монументальных органных полотнах Баха. После грандиозного звучания заключительных аккордов фантазии одноголосное проведение темы, ее ритмическая подвижность и заостренный рисунок мелодии в силу контрастности производят несколько неожиданное впечатление. Но с каждым новым появлением темы и наслоением голосов раздвигается и ширится звуковое пространство, неудержимей становится устремленность движения. В форме соль-минорной фуги можно усмотреть часто встречающуюся в фугах Баха репризную трехчастность. Первую часть составляют экспозиция и контрэкспозиция, затем следует большая средняя разработочная часть и сокращенная реприза Однако ладотональный план фуги вносит «поправки» в ее общую конструкцию. В экспозиции фуги, в ее кульминационных областях — центральной и завершающей — господствует главная тональность. От экспозиции движение направляется в сторону доминанты, от первой кульминации — в сторону субдоминанты. Общие контуры тонального плана можно обозначить как Т — D — Т — S — Т. Периодическое появление основной тональности как бы выполняет функции рефрена, материал же, расположенный в других ладотональных пластах, становится подобным эпизодам в рондо. В полифоническом жанре фуги такие тональные соотношения и являются признаком рондообразных форм.


Слушают и извлекают информацию

Групповая

индивидуальная


Записывают в тетради

Включение в систему знаний

и повторение



Согласно статистике, Иоганн Себастьян Бах – самый известный и самый исполняемый композитор в мире. Его знает каждый музыкант. У него самое большое количество биографов. Его знают все — и не знает никто. «Иоганн Себастьян Бах — великая тайна! Тайна человеческого гения, тайна разума и чувств».

Фамилия Bach — это музыкальная монограмма композитора: си-бемоль – ля – до – си-бекар.


Познают

тайну музыки Баха

и его монограммы

Индивидуальные и фронтальные

Личностные

понимание представителя другой культуры

Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;

формирование интереса к специфике деятельности Баха





Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по уроку

Что нового узнали на уроке?

Почему сегодня люди слушают Баха?

В чем новизна для вас произведений Баха?

Нужен ли нам Бах?

Вступают в диалог, размышля-ют, подводят

итог по уроку

Групповая, индивидуальная

Личностные:

присвоение духовно- нравственной ценности музыки

Познавательные:

применение полученных знаний в жизни

Регулятивные:

уметь оценивать

современные интерпретации Баха

Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвова-ние навыков развернутого речевого высказывания в процессе ответов на вопросы

Отвечают на вопросы

Свежие документы:  Рабочая программа по физике в 11 профильном физико-математическом классе



24


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: