Тема урока: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» 5 класс

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное

учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34 г. Томска






Тема урока: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

(Конспект урока музыки в 5 классе)















Выполнил Лиманова Елена Фёдоровна

учитель музыки




Томск 2012

Раздел программы: «Музыка и изобразительное искусство»


Тема урока: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»


Цель урока: раскрытие взаимосвязи между различными видами

искусства.


Задачи:— знакомство с новыми музыкальными произведениями

и произведениями изобразительного искусства

-обучение учащихся нахождению ассоциативных связей

между художественными образами музыки и

изобразительного искусства

-развитие музыкальных способностей учащихся

-развитие у учащихся заинтересованности в

самостоятельном осуществлении поиска музыкально-

образовательной информации в сети Интернет

-воспитание у учащихся бережного, уважительного

отношения к женщине-матери.


Музыкальный материал:

1.П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю»

2.Ф.Шуберт « Ave Maria»

3.А.Новиков, сл. Рублева «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир»

4.Чичков, сл. Ибряева «Наши мамы самые красивые»


Ресурсы Интернет:

Репродукция.


Конспект урока


Учитель: Ребята! Образ матери, женщины волновал и волнует всех людей на Земле. Поэты, композиторы, художники посвящают свои произведения этой вечной теме. Сегодня тема нашего урока «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»


(ученики читают прозу Зои Воскресенской)

«Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек и звучит оно на всех языках одинаково нежно,

У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным,

И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери — тем радостнее и светлее жизнь»


Учитель: Ребята! А какой видите вы свою маму?

Ученики: нежной, доброй, красивой.

Учитель: Давайте закроем глаза, каждый из вас представит свою маму и повторит за мной мелодию: «Милая мама…»

Учитель: Любовь матери человек ощущает с самого момента рождения. А как называется первая песня, которую поет нам мама? (колыбельная)

Сегодня мы исполним вместе с вами замечательную колыбельную, которую написал великий русский композитор П.И.Чайковский. Давайте вспомним, что является отличительной чертой музыки этого композитора?

Ученики: его музыка напевна, песенная.

Учитель: Мы уже начали разучивать «Колыбельную песню в бурю». Давайте вспомним, в какой форме написана эта песня?

Ученики: в трехчастной форме.


Повторение песни:

1 часть — повторение текста (первая строка — поет учитель

вторая строка — ученики)

3 часть-повторение, разучивание окончания.


Исполнение песни: первую и третью часть исполняют ученики, вторую часть исполняет учитель.


Учитель: с очень давних пор образ матери с младенцем стоит в центре поклонения людей. Итальянский художник Рафаэль

написал одну из самых прекрасных картин на земле, которая называется «Сикстинская Мадонна» (репродукция)

В центре, как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Обратите внимание, какое лицо у младенца, какой у него взгляд?

Ученики: взгляд настороженный, серьезный не по детски.

Учитель: а что мы можем увидеть в глазах матери?

Ученики: глаза очень печальные, но спокойные.

Учитель: эта женщина несет своего сына, чтобы принести в жертву людям во имя их грядущего счастья. Имя младенца — Христос, а как зовут его маму? (Мария)

Перед ними на картине склонились Святая Варвара и Святой Сикст, отсюда и название картины.

Все латинские молитвы, обращенные к матери Христа, начинаются словами «Аве Мария». Текст этой молитвы много веков вдохновляет композитора.

Великий австрийский композитор Франц Шуберт

написал свою «Аве Мария» на текст Вальтера Скотта. Послушайте перевод первого куплета:

«Аве Мария!

Голос девы слышен из скал.

Моя просьба направлена к тебе.

Мы будем заботиться о тебе, дорогая дева.

Мы будем тебя обо всем просить.

О, матушка наша!

Славься!

Аве Мария!»

Учитель: а теперь послушаем песню Шуберта. Слушая музыку, подумайте, что объединяет картину Рафаэля и музыку Шуберта?

(слушание песни)

Учитель: красиво музыка звучала? а что у них общего?

Ученики: у них одна тема — трогательная, волнующая, не земная.

Учитель: давайте рассмотрим картины итальянских мастеров, на которых тоже изображены Мадонны с младенцами.

Учитель: ребята! а кто из вас когда-нибудь был в храме? а есть у нас в православной церкви иконы, на которых изображены Мадонны с младенцами?

Ученики: есть, этим иконам поклоняются православные верующие.

Учитель: вот иконы Казанской Божией Матери

и Владимирской Божией Матери (репродукция)


Учитель: ребята! а всегда наша страна жила в мирное время? а какая самая страшная война была в 20 веке?

Учитель: в первые дни войны везде были развешены плакаты «Родина-мать зовет» (репродукция)

Какой вы видите здесь мать?

Ученики: решительной, готовой даже с маленьким сыном идти защищать Родину.

Учитель: очень многие погибли на той страшной войне. Много лет прошло с момента окончания войны, а матери все ждут своих сыновей и дочерей (

Учитель: ребята, каким предстает перед нами образ матери на этих картинах?

Ученики: образ трагичный, скорбный.

Учитель: этой теме композитор Новиков посвятил свое произведение, которое он назвал «Ариозо матери» (исполнение песни учителем)

Учитель: идут годы, вырастают дети, стареют наши мамы, но наша любовь к ним никогда не иссякнет и в знак нашей любви, благодарности нашим мамам давайте исполним песню

«Наши мамы самые красивые» (исполнение песни)

Учитель: завершается наш урок, сегодня мы наслаждались с вами, рассматривая картины великих художников, слушая музыку великих композиторов. И все это было посвящено вечной теме материнства. Закончить наш урок мне хочется одним четверостишием:

«Как бы ни манил нас век событий

Как ни влек бы в свой водоворот

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот»

Учитель: давайте поаплодируем нашим мамам, которые присутствуют сегодня у нас на уроке, и скажем им «спасибо!!!»




  1. https://ru.wikipedia.org

  2. https://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/7.htm#37

  3. https://tosoarabovetheground.5bb.ru/viewtopic.php?id=122

  4. https://muzofon.com

  5. https://www.musvid.net/muscat

  6. УМК по программе «Музыка»5 кл. авторы Е.Д.Криткая, Г.П.Сергеева






Свежие документы:  Классный час 2 класс «Семья и семейные ценности»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: