Урок музыки на тему: «Эта классная классика» для 5 класса

Урок музыки на тему:

«Эта классная классика» для 5 класса


Игра-конкурс на тему: «История мировой музыкальной культуры» по типу интеллектуального турнира «Умницы и умники»

МОУ «Гимназия искусств»,

г. Белогорск, Амурской области

учитель музыки

высшей квалификационной категории

Мелентьева Надежда Васильевна

Пояснительная записка.


Для каждого педагога важно, чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу. Этой цели очень хорошо служат применяемые на уроках и во внеурочной деятельности элементы игры, театрализации. Дети с увлечением смотрят популярные игровые программы по телевидению, знают правила, им нравится играть самим. Игра, дух соперничества, театрализация помогает им раскрепощаться, свободно общаться, рассуждать, а так же способствует активизации их творческого мышления, увеличению словарного багажа и , в конечном итоге, закреплению полученных знаний, а значит и возможности их оценки. Одной из самых любимых интеллектуальных игр моих учеников является турнир знатоков «Умницы и умники». Элементы и правила именно этой популярной телевизионной игры я проецирую на свой предмет «Музыка», составляя задания для проверочных итоговых уроков в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин.


Цель: создание условий для развития познавательных способностей учащихся (внимания,

памяти, логического и творческого мышления)


Задачи:

  • Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

  • Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях;

  • Создание положительной эмоциональной атмосферы, совершенствование коммуникативных навыков;

  • Контроль и систематизация знаний по предмету «Музыка».


Участники игры: учащиеся 7-8кл. МОУ «Гимназия искусств»


Время проведения игры: 1 академический час.

















Порядок проведения, критерии отбора и оценки участников:


Игра состоит из трёх этапов.

На первом этапе все желающие участники, соревнуясь, отвечают на вопросы ведущего (учителя). Каждый верный ответ поощряется «выскочкой» (цветной жетон или конфетка). Трое участников, набравших в ходе разминки по три «выскочки», допускаются ко второму этапу.

На втором этапе «умникам» предлагаются «ролевые» ситуации. Ведущий (учитель) и его помощники – учащиеся задают свои вопросы, разыгрывая их в театрализованных монологах и диалогах. «Умники» должны отвечать, также перевоплощаясь согласно предлагаемым обстоятельствам. Для дополнительной зрелищности и «вживания» в образ можно использовать элементы театральных костюмов и реквизита.

Согласно известным правилам игры, умники и умницы шагают по зелёной, жёлтой и красной дорожкам. Выбор дорожки обусловлен очерёдностью ранее набранных «выскочек», а путь к успеху каждого участника составляет, соответственно, два, три и четыре шага. При этом, при отсутствии верного ответа, на «жёлтой» дорожке допускается одно штрафное очко, на «зелёной» — два штрафных очка, на «красной» дорожке неверных ответов быть не должно

Второй этап игры проводится для двух или даже трёх «троек» игроков, в зависимости от от количества правильных ответов и скорости прохождения этапа. Победители каждой «тройки» встречаются на третьем этапе игры.

Задания третьего этапа составляют вопросы, предполагающие полное и точное знание известных фактов из жизни великих композиторов, умение произнести дословно знаменитые «крылатые» фразы. Все участники третьего этапа получают памятные подарки.

Абсолютный победитель игры награждается ценным подарком и памятной медалью «Маэстро вдохновение».


Необходимые материалы:


  • Наличие учебно-игровой аудитории с количеством 30-40 посадочных мест для игроков.

  • Наличие трёх цветных дорожек для прохождения второго этапа.

  • Портреты известных композиторов для оформления игрового зала.

  • Аудиозаписи классических музыкальных композиций для создания эмоциональной атмосферы игры.

  • Призы для поощрения и награждения участников.

  • Памятная медаль «Маэстро вдохновение».

  • Возможно наличие элементов исторических костюмов для театрализации игровых ситуаций (платки, цилиндры, парики, шляпы, накидки и др.)













Конкурсные задания и ответы для игры «Эта классная классика»

Тема: история мировой музыкальной культуры.

Европейская и русская музыка XVIIIXIXв.в.


I этап. Разминка-попурри.


  1. Странный причудливый стиль в искусстве (Барокко).

  2. Инструментальный жанр, в котором как бы соревнуются солист и оркестр (концерт).

  3. Имя самого знаменитого цирюльника (Фигаро).

  4. Весенний цветок – детское прозвище М.И.Глинки (мимоза).

  5. Порядковый номер симфонии В.А.Моцарта gmoll (№40).

  6. Роман Ж.Санд, в котором И. Гайдн выведен одним из эпизодических персонажей («Консуэло»).

  7. Поминальная месса (Реквием).

  8. Много равноправных голосов (полифония).

  9. Старший из «Венских классиков» (Гайдн).

  10. Знаменитое название сонаты для фортепиано №14 Л.В.Бетховена («Лунная»).

  11. Эфиопская принцесса – героиня одноимённой оперы Дж.Верди (Аида).

  12. Композитор – «певец фортепиано» (Ф.Шопен).

  13. Птичка, «выпорхнувшая» их тюремной клетки («Соловей» А.Алябьева).

  14. Сколько лет героине юношеского романса А.Даргомыжского (16).

  15. Национальность Дж.Россини (итальянец).

  16. Скрипач, «продавший» душу дьяволу (Н.Паганини).

  17. Что «говорят» первые 4 ноты симфонии №5 Л.В.Бетховена (так судьба стучится в дверь).

  18. Город, в котором родился В.А. Моцарт (Зальцбург).

  19. Любимый инструмент И.С.Баха (орган).

  20. Эпиграф Ф.Листа к «Революционному» этюду Ф. Шопена («Пушки, прикрытые цветами»)

  21. Испанская цыганка, главная героиня оперы Ж.Бизе (Кармен)

  22. Научное кредо композитора А.П.Бородина (химик).

  23. Сказочная опера М.И. Глинки («Руслан и Людмила»)

  24. Любимый цветок П.И.Чайковского (ландыш).

  25. Знаменитая писательница, подруга Ф.Шопена (Ж. Санд)

  26. Переходный стиль от Барокко к Классицизму (Галантный).

  27. Учитель музыки английских королей (Г.Ф.Гендель).

  28. Литературная подоплёка в произведениях композиторов-романтиков одним словом (программность).

  29. Монументальное произведение для хора, солистов, оркестра, часто на библейские сюжеты (оратория).

  30. Группу каких инструментов ввели в оркестр Венские классики (деревянные духовые).

  31. Родоначальник программной симфонии (Г.Берлиоз).









  1. Этап. Ролевые ситуации.


    1. вы – образованный музыкант, гостящий в дворянском доме. Старая нянька,, войдя в гостиную, продолжает ворчать в сердцах: «Понаехали тут из-за границы «мусью» всякие, слов разных новых напридумывали. То барышни песни с девками в хороводе распевали, а теперь и слова по – русски не скажут. А по мне, так всё одно: что песня, что … слово какое-то, никак не запоминается, а звучит красиво.» Какое слово не может вспомнить старая нянька?

Ответ: Слово «романс» действительно было завезено в Россию приезжавшими на гастроли музыкантами, а также гувернёрами, нанимавшимися в дворянские дома. В переводе означает «песня на романском наречии». ранний русский романс по существу является бытовой песней, исполняемой под аккомпанемент фортепиано или гитары.


  1. Вы – известная певица, которая только что спела в концерте романс «Красный сарафан». Молодой автор робко спрашивает Вас: «Понравилась ли Вам эта вещь?». Ваш ответ?

Ответ: «Эта вещь никогда не износится и не выйдет из моды».

Автор – А.Варламов



  1. Вечер накануне именин в дворянской усадьбе. Хлопочет бабушка Фёкла Александровна. здесь же суетится дядюшка.

— Ну, вроде бы всё готово. Умаялся касатик мой. Спит сердешный. А закрыта ли форточка? упаси

Боже, сквознячок?

— Матушка, Фёкла Александровна, ну совсем занежили внучонка, он у Вас «мимозой» вырастет.

Лучше поглядите, какой я подарок племяннику приготовил: книжка – чудо, как раз ему

понравится.

— Ну я тоже угожу. Он это страсть как любит. Ох и замаялись мамки-няньки тазы медные у

мальчонки отнимать – тарарам на весь дом, хоть святых выноси.

Вопрос: Что в коробке? Где и чьи именины справляют в усадьбе? О чём книжка?

Ответ: Село Новоспасское. Празднование именин юного Глинки. Книга о путешествиях и дальних странах. В коробке – набор серебряных колокольчиков.



  1. Беседуют два помещика-крепостника, страстные меломаны.

— Говорят, что у тебя оркестр какой-то необычный, симфонии Гайдновские разыгрывает, вся Европа удивляется: никому в голову раньше не приходило эти вещицы за музыкальные инструменты считать.

— А ты, брат Орлов, говорят какого-то крепостного музыканта в своём доме вместе со своими сыновьями обучаешь?

Ответы: Роговой оркестр состоял из множества охотничьих рожков, каждый из которых мог издавать только один звук.

В имении графа Орлова жил крепостной музыкант А.Л.Гурилёв





  1. Беседуют два жителя Петербурга:

— Вон, гляди-ка, опять тройки по Владимирке «несчастненьких» повезли, тех, что против царя на Сенатской площади бунтовали.

— А этот не из них будет. Сочинителя какого-то везут. Его романс, в тюрьме написанный весь Петербург распевает. Как его имя-то, запамятовал?

Ответ: Композитор А.Алябьев был заключён в тюрьму по обвинению в убийстве.

там он написал свой знаменитый романс «Соловей», который ещё называли

«птичкой, выпорхнувшей из тюремной клетки».



  1. Вы – известный музыкальный и литературный критик В.В.Стасов. Некто, мнящий себя музыковедом, говорит Вам: «Милостливый государь! Какая-то кучка дилетантов – офицеришка, моряк, медик и иже с ними, смеют называть себя «Новой русской композиторской школой». Не дерзость ли? Что Вы на это скажете?

Ответ: «Кучка, но Могучая!» — так Стасов впервые даст название кружку молодых музыкантов под управлением М.А.Балакирева. Поначалу музыка не была их единственным занятием: Цезарь Кюи был военным инженером, Н.А.Римский-Корсаков – военным моряком, А.П.Бородин – учёным химиком, М.П.Мусоргский – гвардейским подпрапорщиком.



  1. Вы – отец юного Ф. Шуберта. Учитель музыки говорит Вам о необыкновенной одарённости мальчика, о необходимости его дальнейшего профессионального обучения. Что Вы на это скажете?

Ответ: «Гайдном надо родиться, Моцарт, при всём его таланте, умер в нищете, а из Бетховена ещё неизвестно что получится …»



  1. Париж. 1875 год. Диалог в светской гостиной:

— Были ли Вы сегодня на премьере? Говорят, произошёл неслыханный скандал. Опера провалилась с треском, автор – неслыханно дерзок. Главные герои оперы – … это же просто неприлично.

— Я знаю композитора. Он прекрасный музыкант. Римская премия по окончании консерватории. Оперы – «Арлезианка», «Искатели жемчуга». Его мелодии прекрасны и ярки. Он, наверное, совсем подавлен неудачей. Что же дальше будет?

Ответ: Жоржа Бизе, автора оперы «Кармен», современники обвиняли в том, что он вывел на сцену в качестве главных героев людей «неблагородного» звания: цыганку, контрабандистов и т.п. Первое представление оперы потерпело фиаско. Автор не смог пережить провала своего любимого детища. Он заболел и вскоре умер.












  1. Переполох на княжеской свадьбе.

— Что я тебе скажу, сватушка, не больно весёлая получилась свадьба. ох уж эти девки- баловницы, видано ли дело – печальну песню затянули. Быстро оборвали, да князь-то закручинился.

— Не скажи, хозяюшка, я смотрел за девками, не они эту песню затянули. А кто? Уж больно голос знакомый. Так и слышится: «По камушкам, по жёлту песочку …» там ещё какие-то рыбки …

Вопрос: Как зовут героиню, автор произведения, порода рыбок?

Ответ: А.С.Даргомыжский, опера «Русалка», главная героиня – Наташа, порода рыбок – плотички.



  1. Это произведение – одно из немногих, которое композитор, всегда требовательный к себе человек трудной трагической судьбы, сам считал своей удачей, написано за небывало короткий срок – 2 недели. Посвящено памяти друга – художника. В авторском замысле – это фортепианная сюита из 10 музыкальных картинок, своеобразно воплощающих творение художника.

Вопрос: название и автор музыкального произведения. автор художественных работ, послуживших темой сочинения.

Ответ: М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». Художник – В.Гартман



  1. Вы – юноша Й.Гайдн. Несколько лет вы занимаетесь в школе певчих при соборе Св.Стефана в Вене. Накануне в школу поступили новые ножницы …

Ответ: Й.Гайдн, не раздумывая, отрежет косицу с парика впереди сидящего товарища. наказание, что последует за этим, несоразмерно проступку: Гайдна немедленно выгонят из школы.



  1. Вы – автор фортепианных миниатюр К.Дебюсси. Вас спрашивают: «Милостливый государь, говорят вы какие-то названия даёте своим прелюдиям необычные, просто не музыка, а картины живописные. Как этот стиль то называется?»

Ответ: К.Дебюсси работал в стиле «импрессионизм» (впечатление). Примеры его прелюдий: «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор».


















  1. этап. Чья это жизнь?



    1. У него не было спокойной старости Й.Гайдна, счастливого детства В.Моцарта. Ещё в юности людям, жалевшим его, он говорил: «Вы обо мне ещё услышите!» В зрелости, поссорившись со своим покровителем князем Лихновским, он скажет: «Князь! Тем, что Вы – князь, вы обязаны своему рождению …»

Ответ: продолжение фразы : « … князей было, есть и будет тысячи, а Бетховен – только один!»



  1. Он умирал мучительно. Просил у Бога не жизни уже, а только лёгкой смерти. Все парижские дамы считали своим долгом упасть в обморок у его постели. Его последней волей было любым способом, хотя бы после смерти, попасть в свою родную Польшу. И сестра Людовика выполнит это желание.

Ответ: Сестра увезёт в Варшаву помещённое в специальный сосуд сердце Ф.Шопена. оно хранится в соборе Св.Креста.




  1. Тридцатилетний композитор вместе с такими же молодыми друзьями после похорон великого Бетховена зашли в ближайший кабачок. Первый тост они подняли за великого усопшего, ведь Бетховен был их кумиром. Формулировка следующего тоста была, честно говоря, жутковатой. Но друзья были молоды и не восприняли этот тост трагически, а он оказался пророческим.

Ответ: Тост звучал так: «За того, кто уйдёт вслед за ним». К сожалению,

Ф.Шуберт умрёт не дожив до 31 года, менее, чем через год после этой встречи


Список используемой литературы


  1. Белоусова С.С. Романтизм РОСМЭН. М., 2002.

  2. Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX — начала XX века. РОСМЭН. М., 2002.

  3. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка. Феникс. Ростов-на-Дону. 2002.

  4. Кирнарская Д.К. Классицизм. РОСМЭН. М., 2002.

  5. Мархасёв Л. Любимые и другие. Детская литература. Л., 1978.

  6. Михеева.Л. Музыкальный словарь в рассказах. Советский композитор. М., 1988.

  7. Музыка и ты. Альманах для школьников. Советский композитор. М., 1990.

  8. Тихонова А.И. Возрождение и барокко. РОСМЭН. М., 2003.

  9. Экерт Я. 500 музыкальных загадок. Советский композитор. М., 1972.


Свежие документы:  Рабочая программа по музыке 7 класс 8 вид

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: