Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 5 классе
«Музыка на мольберте»
Фото М. К .Чюрлениса Звучит Баллада № 1 Ф .Шопена – mp3 | |
…Земля и море , таинственные звездные глубины и сияние солнца, сказочные поверья и народные предания. Всем этим наполнены картины и музыка великого художника и композитора Чюрлениса. Творчество М.К. Чюрлениса – величайший гимн природе, космосу, пытливому человеческому разуму. |
« Лес» |
«Написал море, где вдали исчезают корабли, но так как вода вышла слишком зеленая, то пару раз перечеркнув, кистью море превратил в луг , а корабли в губы, и у него литовская деревня.» Слушая музыку природы, в своих произведениях он стремился передать ее вечную красоту и гармонию. Образы его произведений условны, ключ к ним — в символике народных легенд, в том особом слиянии фантазии и действительности, которое свойственно народному мироощущению. | «Покой» |
В 1903 году пишет свою первую картину маслом « Музыка леса». Картина проста, образы ее понятны: Вертикальные стволы деревьев пересечены изогнутой ветвью, что создает подобие арфы в расплывчатой руке, изображает играющий на арфе ветер. | « Музыка леса». |
Вопрос: Как вы думаете, к какому виду искусства относятся произведения с названиями «Соната солнца»?
| ПАУЗА |
Ответ: Это картины М. Чюрлениса, которым он дал музыкальные названия | “Соната солнца” |
Вопрос: Фуга, что нам известно об этой музыкальной форме? | ПАУЗА
|
Ответ: Слово «фуга», как известно, на латинском языке означает «бег, бегство, быстрое течение». Фуга в музыке — это полифоническое произведение, в котором главная тема имитируется во всех голосах и сопровождается противосложениями. Для разнообразия тему часто излагают в зеркальном обращении, или в сжатом виде (стретта), наслаивая на конец темы в одном голосе ее начало в другом. | Ноты фуги Баха |
Вопрос: Что такое соната? | ПАУЗА |
Ответ: Музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом. | Ноты сонаты Л.Бетховена |
«Соната солнца» Аллегро — из хаоса появляются солнце, планеты. «Солнцем» становится изображение «гаснущих солнц» — это солнца с темными лучами (в проемах ворот в нижней части картины), а также объединение в одно целое исчезающих мелких солнц, тоже «гаснущих», с крыльями летящих птиц. И словно звучит аккомпанемент полету лучащихся дисков — счастливая художественная находка, которая призвана быть чем-то вроде модуляции из минора в мажор. | «Соната солнца» Аллегро |
«Фуга». Центральный образ «Фуги» Чюрлениса, ее тему – ель, видим в нижней части картины, она доминирует. В верхней части картины – они увидели стретту ( сжатие темы) и ее зеркальное отражение . . Впечатление зрителя, полученное от изысканных линий и цветовых сочетаний, немедленно отвлекается от триады линия – форма – цвет и обращается к триаде мелодия – форма – тональность | «Соната солнца» «Фуга». |
Финал Финал сонаты драматичен. Мёртвая тишина. Всё погружено в неподвижность. Давно не звенел, зарос паутиной колокол, изображённый на картине. Язык его безжизненно повис. И всё-таки Чюрлёнис оставляет нам надежду. На колоколе пробудилось маленькое лучистое солнышко. Настанет время, когда новый огромный мир родится под его животворящими лучами. | «Соната солнца» Финал |
«Соната моря». В первой из картин. вид на побережье с высоты птичьего полета. Виден берег, дальние холмы. Деревья, растущие на этих дальних холмах, — очень маленькие, кажущиеся очень маленькими с большой высоты. Видна мелкая сеть волн. Как с самолета, когда он подлетает к городу на побережье
| «Соната моря»1часть |
Вторая картина видится глазами человека, который зашел, скажем, по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки, нескольких вытянутых рук – волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. | «Соната моря»2 часть |
Наконец, третья картина Большая волна развернута как пасть гигантская, какого-то чудища. Чюрленис демонстративно сделал все наоборот. Он повернул эти волны. Одну сделал больше и заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. Пена застыла, и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы.
| «Соната моря»3 часть |
Очень интересна картина «Соната звезд» . Перед Чюрленисом стояла задача самой высокой трудности в живописи – показать бесконечность вселенной. Это задача 6 или 7 уровня. На картине звезд практически нет. Они вот в одной узкой дорожке в верхней части картины. С левого края до правого края протянута маленькая коричневая дорожка — и на ней звезды. Звездный путь. По этой дорожке идет ангел.. Для религиозного человека это символ безграничности – беспредельной протяженности и тяжести звездной дороги. | «Соната звезд» . |
Образы Чюрлениса были одним из истоков поэмы Эдуардаса Межелайтиса «Человек». Неоднократно возвращаясь к его творчеству, Межелайтис создал и философско-поэтически цикл «Мир Чюрлениса», пронизанный желанием понять художника. | Портрет Э.Межелайтиса |
Мир волшебный, где время струится, не старясь, Сбросит нищего странника маску, — и в лад Колокольням, встающим, как поднятый парус, Грянет сердцебиеньем весенних сонат. Мир — как шар одуванчика, трепетно нежный… К нему тянет младенец ладошку свою… Быть, не быть ли? — Как ворон, вопрос неизбежный Реет в небе. Но шёпот иной узнаю… Эдуардас Межелайтис «Живопись М.К.Чюрлениса» | « Соната Весны» |
В картинах Чюрлениса почти всюду торжествует оптимизм, живая прекрасная природа и глубокая мысль Вся его жизнь, это постоянные поиски нового звука, новых красок, способных отразить красоту и гармонию мироздания. Разве не назовёшь, всё, что он оставил нам, подвигом подлинно творческой личности: около 400 небольших произведений для фортепьяно, струнного оркестра и органа, две симфонии и 400 картин… Судьба отпустила Чюрлёнису скупых 35 лет. |
« Похороны Солнца»( Похоронная симфония) |
«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди — как ноты», — писал художник. В гармоническом единстве соединяются у него живопись и музыка, музыка и поэзия», говорил Чюрленис. |
« Стрелец» |
«Создать образ мира! Звуками? Звуками! Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Звучит голубая музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная музыка моря, серебряная музыка звезд… Что же тут созидается? Да это же цветовая мелодия! Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира? Надо браться за краски, браться за живопись. Да. Холсты. Холсты. Холсты. Теперь он точнее, полнее — образ мира!.. Но что это? Пиано зазвучал синий. Форте — взметнулся зеленый… Краски обрели звучание. Их голоса сплетаются, сливаются в едином хоре, в одном оркестре. Словно скрипичные струны, запели мачты деревьев, строчки птиц, острые пики гор, плавные линии облаков. Струнами арфы зазвенела небесная лазурь. Что это? Звучащая живопись. В руке палитра и кисть. И вот палитра оставлена. Пальцы вонзаются в черные и белые клавиши. Рояль рассыпает звонкие янтарики..Музыка ли, краски, поэзия — это не важно! Важна суть. Важна мысль». Из книги Э.Межелайтиса «Мир Чюрлениса» | « Сотворение мира» |