Бебешко Светлана Анатольевна
ЧОУ СОШ «Новый путь», г. Армавир
Учитель музыки
Урок по музыке
с применением информационно- коммуникационных технологий
для учащихся 5 класса
ТЕМА.
ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ
Учитель музыки ЧОУ – СОШ
«Новый путь»
г. Армавир, 2008г.
ТЕМА. Пейзаж в музыке.
ЦЕЛЬ. Показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.
ЗАДАЧИ. Закрепить понятие – пейзаж, показать взаимосвязь музыки с
другими видами искусства, расширить кругозор.
Развивать чувство ритма, певческие способности, мышление,
Воспитывать чувства любви к прекрасному, бережному
отношению к природе.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод,
метод перспективы и ретроспективы.
ОБОРУДОВАНИЕ. Инструмент, мультимедийная установка, наглядные
материалы, портреты композиторов, записи музыкальных
произведений.
ХОД УРОКА.
— Обратите внимание на тему нашего урока (прочитай её).
— Какой жанр изобразительного искусства нам представлен?
— А что такое пейзаж?
— Как вы думаете, можем ли мы в музыке увидеть пейзаж?
И сегодня мы с вами постараемся найти взаимосвязь двух видов искусства: музыки и ИЗО.
Цвет в стихах.
А. Друскин
Задумайся, какой у цвета звук?
И есть ли цвет без звука?
Разве солнце
Не кажется нам огненным органом?
А зелень трав, поющая от взгляда?
А шорох ветра, синий из нутрии?
А звон зари?
А чистый голос снега?
А разве, я, поэт, не проверяю
Любое слово, образ, сочетанье
На звук и цвет?
На эти вопросы мы будем искать ответы в произведениях, которые будут звучать у нас на уроке.
1. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Перед вами портрет композитора и дом, в котором жил П.И.Чайковский.
— Что мы помним об этом великом композиторе?
— Послушайте произведение замечательного русского композитора 19 века П.И.Чайковского и попробуйте в своём воображении нарисовать пейзаж.
-Что в музыке помогло создать такую картину?
-Какие бы вы использовали краски для написания этого пейзажа?
— Почему?
Обратите внимание, на листочках вам даны различные характеристики музыки, какой характер более подходит к той палитре красок, которую вы подобрали для описания музыки?
— А какое название вы бы дали этому произведению?
Словно голубой челнок
Меж снегов расцвёл цветок
Цветок очень нежный
Ведь это — …(подснежник)
И мы услышали одну из пьес цикла «Времена года» «Апрель. Подснежник».
И нам надо помнить о том, что исчезающий вид растений, и он занесён в красную книгу.
— Посмотрите на изображение подснежников, на картине мы видим такой же характер этих цветов?
— Смог ли П.И.Чайковский передать в музыке и красоту, и характер этого цветка?
В середине произведения, как будто бы налетает холодный ветер, но хрупкий подснежник сопротивляется буре и побеждает её. Я думаю, что такая черта характера немаловажна и для человека,
— А как вы думаете, какая музыка вокальная или инструментальная быстрее помогает нарисовать тот или иной образ?
— Почему?
2. ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА.
— Послушайте 1 куплет «Песни о картинах» Слова А.Кушнера
Музыка Гр. Гладкова-Югина
и расскажите, какие пейзажи вы увидели?
— Что вам помогло больше в определении слова или музыка?
— Послушайте мелодию, определите характер?
— Пропоём с закрытым ртом основные трезвучия.
— Какой лад мы услышали?
— Сравните 1 и 2 фразу.
— Обратите внимание на движение мелодии.
— Попробуем исполнить на слог «ля».
— Пропеваем 1 куплет на слог.
— Попробуем соединить со словами.
— Пропеваем по фразам.
— Попробуем в аккомпанемент добавить новые краски.
Исполнение 1 куплета.
ИТОГ УРОКА
Мы сегодня с вами увидели взаимосвязь музыки и изобразительного искусства и убедились в тои, что они друг друга дополняют и обогащают.
Повторили понятие жанра – пейзаж и научились видеть пейзаж в музыке.
Вспомнили о таких понятиях как, музыка вокальная и инструментальная, что такое аккомпанемент.
И я надеюсь, что музыка, которая всегда с нами будет помогать нам, видеть красоту, творить добро, становиться умнее и лучше. И я рада, что наша встреча с музыкой продолжается и ваше домашнее задание.
Домашнее задание.
Выучить текст песни.
Придумать словосочетания, в которых соединены музыка и изобразительное искусство.
Например: музыкальные краски,
живописная музыка и т. д.
Я благодарю вас за урок и вы, выходя из класса на палитре, оставите своё впечатление и настроение, прикрепив цветовое пятно на палитру. Тёплый цвет – настроение хорошее, холодный – не всё понравилось.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПЕСНЯ О КАРТИНАХ Из мультфильма «Пластилиновая ворона»
Слова А.Кушнера Музыка Гр. Гладкова-Югина
1. Если видишь на картине Нарисована река. Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется: пейзаж.
2. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это натюрморт.
3. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется: портрет.
| |||
ХАРАКТЕР
| ХАРАКТЕР
|
Литература.
1. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. Песни для детей 2-8 лет. –Ярославль: Академия развития, 2005.
2. Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс,2007.
Песенник. Рисунки на асфальте. Сост. Такун Ф., ШершуновА., М.: Изд. «Современная музыка», 2002.
Песенник. Розовый слон. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.:Изд. «Современная музыка», 2002.
Музыкальные произведения.
«Времена года» «Апрель. Подснежник». П.И.Чайковский
«Песни о картинах» Слова А.Кушнера
Музыка Гр. Гладкова-Югина