Урок по музыке с применением информационно- коммуникационных технологий для учащихся 5 класса на тему: «ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ»

Бебешко Светлана Анатольевна

ЧОУ СОШ «Новый путь», г. Армавир

Учитель музыки





Урок по музыке

с применением информационно- коммуникационных технологий

для учащихся 5 класса



ТЕМА.

ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ









Учитель музыки ЧОУ – СОШ

«Новый путь»





г. Армавир, 2008г.

ТЕМА. Пейзаж в музыке.

ЦЕЛЬ. Показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.


ЗАДАЧИ. Закрепить понятие – пейзаж, показать взаимосвязь музыки с

другими видами искусства, расширить кругозор.

Развивать чувство ритма, певческие способности, мышление,

Воспитывать чувства любви к прекрасному, бережному

отношению к природе.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод,

метод перспективы и ретроспективы.


ОБОРУДОВАНИЕ. Инструмент, мультимедийная установка, наглядные

материалы, портреты композиторов, записи музыкальных

произведений.




ХОД УРОКА.


— Обратите внимание на тему нашего урока (прочитай её).

— Какой жанр изобразительного искусства нам представлен?

— А что такое пейзаж?

— Как вы думаете, можем ли мы в музыке увидеть пейзаж?

И сегодня мы с вами постараемся найти взаимосвязь двух видов искусства: музыки и ИЗО.


Цвет в стихах.

А. Друскин

Задумайся, какой у цвета звук?

И есть ли цвет без звука?

Разве солнце

Не кажется нам огненным органом?

А зелень трав, поющая от взгляда?

А шорох ветра, синий из нутрии?

А звон зари?

А чистый голос снега?

А разве, я, поэт, не проверяю

Любое слово, образ, сочетанье

На звук и цвет?

На эти вопросы мы будем искать ответы в произведениях, которые будут звучать у нас на уроке.




1. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ


Перед вами портрет композитора и дом, в котором жил П.И.Чайковский.

— Что мы помним об этом великом композиторе?

— Послушайте произведение замечательного русского композитора 19 века П.И.Чайковского и попробуйте в своём воображении нарисовать пейзаж.

-Что в музыке помогло создать такую картину?

-Какие бы вы использовали краски для написания этого пейзажа?

— Почему?


Обратите внимание, на листочках вам даны различные характеристики музыки, какой характер более подходит к той палитре красок, которую вы подобрали для описания музыки?


— А какое название вы бы дали этому произведению?


Словно голубой челнок

Меж снегов расцвёл цветок

Цветок очень нежный

Ведь это — …(подснежник)


И мы услышали одну из пьес цикла «Времена года» «Апрель. Подснежник».

И нам надо помнить о том, что исчезающий вид растений, и он занесён в красную книгу.

— Посмотрите на изображение подснежников, на картине мы видим такой же характер этих цветов?

Свежие документы:  Конспект урока "Воспитание координационных качеств по средствам наРОДНОЙ игры «Русская лапта»" 5 Класс

— Смог ли П.И.Чайковский передать в музыке и красоту, и характер этого цветка?

В середине произведения, как будто бы налетает холодный ветер, но хрупкий подснежник сопротивляется буре и побеждает её. Я думаю, что такая черта характера немаловажна и для человека,


— А как вы думаете, какая музыка вокальная или инструментальная быстрее помогает нарисовать тот или иной образ?

— Почему?


2. ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА.


— Послушайте 1 куплет «Песни о картинах» Слова А.Кушнера

Музыка Гр. Гладкова-Югина

и расскажите, какие пейзажи вы увидели?

— Что вам помогло больше в определении слова или музыка?

— Послушайте мелодию, определите характер?

— Пропоём с закрытым ртом основные трезвучия.

— Какой лад мы услышали?

— Сравните 1 и 2 фразу.

— Обратите внимание на движение мелодии.

— Попробуем исполнить на слог «ля».

— Пропеваем 1 куплет на слог.

— Попробуем соединить со словами.

— Пропеваем по фразам.

— Попробуем в аккомпанемент добавить новые краски.

Исполнение 1 куплета.


ИТОГ УРОКА


Мы сегодня с вами увидели взаимосвязь музыки и изобразительного искусства и убедились в тои, что они друг друга дополняют и обогащают.


Повторили понятие жанра – пейзаж и научились видеть пейзаж в музыке.


Вспомнили о таких понятиях как, музыка вокальная и инструментальная, что такое аккомпанемент.


И я надеюсь, что музыка, которая всегда с нами будет помогать нам, видеть красоту, творить добро, становиться умнее и лучше. И я рада, что наша встреча с музыкой продолжается и ваше домашнее задание.



Домашнее задание.


  • Выучить текст песни.

  • Придумать словосочетания, в которых соединены музыка и изобразительное искусство.

  • Например: музыкальные краски,

  • живописная музыка и т. д.


Я благодарю вас за урок и вы, выходя из класса на палитре, оставите своё впечатление и настроение, прикрепив цветовое пятно на палитру. Тёплый цвет – настроение хорошее, холодный – не всё понравилось.



РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПЕСНЯ О КАРТИНАХ

Из мультфильма «Пластилиновая ворона»


Слова А.Кушнера

Музыка Гр. Гладкова-Югина


1. Если видишь на картине

Нарисована река.

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется: пейзаж.


2. Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это натюрморт.


3. Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется: портрет.


ПЕСНЯ О КАРТИНАХ

Из мультфильма «Пластилиновая ворона»


Слова А.Кушнера

Музыка Гр. Гладкова-Югина


1. Если видишь на картине

Нарисована река.

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется: пейзаж.


2. Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это натюрморт.


3. Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется: портрет.


ХАРАКТЕР

Светлый,

Задорный,

Бодрый,

Звонкий,

Игривый,

Лукавый,

Шутливый,

Лёгкий,

Нежный,

Изящный,

Мечтательный,

Трогательный,

Ласковый,

Мягкий,

Спокойный.

Энергичный,

Суровый,

Активный,

Решительный,

Взволнованный,

Трепетный,

Тревожный,

Бурный,

Торжественный,

Героический,

Блестящий,

Величественный.

Ликующий,

Величавый,

Задумчивый.


ХАРАКТЕР

Светлый,

Задорный,

Бодрый,

Звонкий,

Игривый,

Лукавый,

Шутливый,

Лёгкий,

Нежный,

Изящный,

Мечтательный,

Трогательный,

Ласковый,

Мягкий,

Спокойный.

Энергичный,

Суровый,

Активный,

Решительный,

Взволнованный,

Трепетный,

Тревожный,

Бурный,

Торжественный,

Героический,

Блестящий,

Величественный.

Ликующий,

Величавый,

Задумчивый.



Литература.

1. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. Песни для детей 2-8 лет. –Ярославль: Академия развития, 2005.

2. Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс,2007.

Песенник. Рисунки на асфальте. Сост. Такун Ф., ШершуновА., М.: Изд. «Современная музыка», 2002.

Песенник. Розовый слон. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.:Изд. «Современная музыка», 2002.


Музыкальные произведения.

  1. «Времена года» «Апрель. Подснежник». П.И.Чайковский

  2. «Песни о картинах» Слова А.Кушнера

Музыка Гр. Гладкова-Югина



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Музыка и движения - друзья"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: