МОУ СОШ п. Радченко
Урок в 3 классе
по теме:
« Развитие
музыки.
Ритм.
Динамика»
Учитель:
Овчинникова О.В.
Цели и задачи.
Образовательные:
формировать понятие о развитии музыки,
формировать понятие о различении
динамических оттенков, учить узнавать
знакомую музыку и её автора.
Воспитательные:
воспитывать интерес к музыке, приобщать к
основам музыкального искусства, воспитывать
чувство прекрасного, формировать эстетический
вкус.
Развивающие:
развитие креативных способностей учащихся,
чувства ритма, музыкального слуха. Развитие
логического мышления, воображения.
Оборудование:
портрет композитора, иллюстрации, таблица,
фланелеграф, карточки, жетоны.
Ход урока:
1. Организация учащихся на урок.
2. Распевание.
а) упражнения на дыхание
б) упражнения на дикцию
в) исполнение песни
Повторение пройденного материала.
а) узнавание и исполнение песни
б) музыкально-дидактическая игра
«Определи по ритму»
в) слушание музыки
г) музыкально-дидактическая игра
« Кто самый внимательный?»
Дискотека сидя.
5. Изучение нового материала.
а) исполнение песни учителем
б) разучивание песни
в) музыкально-дидактическая игра
« Придумай мелодию»
Итог урока.
Домашнее задание.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем тему «Развитие музыки». И подробнее поговорим о ритме и динамике. Но в начале поработаем над дыханием и артикуляцией.
Мы попали в цветочный магазин. Увидели свой любимый цветок. Вдохнули аромат (нюхаем воображаемый цветок). А теперь вдохните, задержите дыхание на секунду и назовите цветок (дети называют цветок).
Мы зашли в кафе, увидели вкусное пирожное, съели его и облизываемся (медленно).
А сейчас возьмите свечу и подуйте на неё так, чтобы пламя наклонилось, но не погасло (дуем). Теперь подуйте сильно, чтобы пламя наклонилось, но тоже не погасло (дуем). А сейчас задуем упрямую свечу. Сделайте три сильных коротких выдоха (дуем).
Ай, дили, дили, дили,
А мы кого-то видели.
Языкастого, зубастого,
Щекастого, ушастого.
Он сидел под кустом,
Тихо щёлкал языком. (показывают)
Может это был козёл? ( ме-е-е)
Или серый волк пришёл? (у-у-у)
Может, это был медведь,
Да как начал реветь (а-а-а)
Не смогли мы разглядеть.
Потому что пошёл дождь. (показ. дождь)
А когда загремел гром
Все убежали в дом.
В доме живёт домовой.
Домовой, поговори со мной.
У – А – О – Ы – УХ!
А сейчас, ребята, поём песню « Семь нот».(Исполнение стоя).
— Ребята, послушайте фразу из песни и скажите, как она называется. (Играю отрывок из песни «Мама – лучший друг»).
— Песня называется «Мама – лучший друг».
— Кто сможет выложить первую фразу песни на фланелеграфе? (Желающий выкладывает, все дети проверяют).
Давайте все вместе споём песню «Мама – лучший друг». (Исполняют песню).
— Сейчас мы сыграем в игру «Определи по ритму». Я играю фразу с определённым ритмическим рисунком, а вы попробуйте выложить её на фланелеграфе. ( Проводим игру).
— А сейчас мы определим, кто из вас самый внимательный. Но сначала напомните, какие элементы музыкальной речи вы знаете?
— Мелодия, ритм, темп, звуковедение, тембр, регистр, динамика.
/ Вывешиваю таблицу «Элементы муз. речи». Дети проверяют, всё ли было названо/.
— А могут ли элементы музыкальной речи изменяться, развиваться?
— Элементы музыкальной речи могут развиваться.
— Ребята, какие вы знаете динамические оттенки?
— Форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано, фортиссимо, пианиссимо.
— Сейчас я раздам карточки, на которых написаны динамические оттенки. Я сыграю музыкальную пьесу, а вы выложите карточки в той последовательности, как развивались динамические оттенки. Тот, кто выложит правильно, получает жетон. Кто получит больше всех жетонов, тот самый внимательный (играю «Шарманка» Д.Шостаковича, «Клоуны» Д.Кабалевского). (Проверяем выполненное задание).
— А теперь послушайте знакомое произведение. Вспомните, как оно называется, кто композитор и выложите карточки в соответствии с развитием динамики (Слушание Э.Грига «В пещере горного короля»).
— Как называется произведение и кто композитор?
— «В пещере горного короля», норвежского композитора Эдварда Грига.(на доске рисунок к произведению).
— Давайте проверим, правильно ли вы выложили карточки.(Проверка задания, раздача жетонов).Посчитайте, у кого сколько жетонов. У кого больше всего жетонов, тот самый внимательный и получает оценку «пять».
— Вышли из пещеры
На солнышко, на свет.
Разомнём мы косточки,
Всем физкульт. привет!
(Под ритмичную музыку провожу «Дискотеку сидя»).
— Послушайте песню, которая называется «Песня разбойника Краги» из мультфильма «Улица картонных часов» и скажите, о чём рассказывает
песня, какой характер. /Исполнение песни В.Шаинского/. / Ответы детей, разучивание 1-го куплета и припева/.
— А сейчас мы сами станем композиторами. Я показываю картинку, читаю к ней слова, а вы на заданные слова придумываете мелодию, используя элементы музыкальной речи. /Проводится игра «Придумай мелодию»./
– Ребята, сегодня на уроке мы вспомнили все элементы музыкальной речи. Поиграли в игры, которые показали, кто из вас разобрался, как развиваются элементы музыкальной речи: ритм и динамика. Познакомились с новой песней В.Шаинского. Напомните, пожалуйста, как она называется?
– Песня называется «Песня разбойника Краги».
–Музыку, какого композитора мы слушали?
– Мы слушали музыку Эдварда Грига «В пещере горного короля».
– Правильно. Дома, пожалуйста, нарисуйте рисунок к музыке Э.Грига.