Внеклассное мероприятие (3-4 класс)
по теме «Воспитай себя, укрепи свое здоровье»
Н.В. Клестова, учитель начальных классов
МБОУ «Госконзаводская СОШ»
Пермского края Куединского района,
I квалификационная категория
Цель:
— формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности;
— формировать потребность здорового образа жизни;
— воспитывать любовь к себе, к людям, к жизни;
— учить детей осознанию выбора между «хочу» и «надо», приобщать к общечеловеческим ценностям;
— развивать у детей умение вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения;
— развивать познавательные интересы, поисковую активность детей, творческие способности, речь.
Ход классного часа:
1. Орг. момент.
— Здравствуйте, друзья!
Настроились на хорошую работу.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
2. Тема занятия (проблемная ситуация).
— Вы любите сказки?
— Я вам предлагаю послушать одну сказку, и ответить на вопросы?
СКАЗКА
В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались.
— Что сказали мудрецы, мы узнаем позже. А пока ответьте, кто из вас догадался, о чем пойдет речь сегодня на занятии? (о здоровье)
— Как вы думаете, почему люди болеют? (ответы детей)
— Что нужно делать, для того чтобы быть здоровым?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ:
Самый старый из мудрецов сказал: «Здоровье человека зависит от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть Школу здоровья для всех детей своей страны.
— Как вы думаете, чему обучали в этой Школе здоровья? (ответы детей)
Тема нашего разговора — «Воспитай себя, укрепи свое здоровье». (СЛАЙД)
— Какого человека можно назвать здоровым?
— А можно ли назвать здоровыми вас? Оцените свое здоровье (на столах сигнальные карточки:
зеленая – «я здоров»,
желтая – «иногда я болею»,
красная – «я часто болею, мое здоровье слабое»).
— Что же включает в себя это слово «здоровье»?
Попытаемся составить модель здорового человека.
3. Определение физических качеств здорового человека
( Каждой группе предложен список качеств.)
— Прочитайте список качеств. Выберите и подчеркните среди них те, которые относятся к здоровому человеку.
Качества: выносливый, веселый, стройный, хилый, крепкий, сильный, рассеянный, ловкий, смелый, энергичный, усталый, раздражительный, слабый, толстый, неуклюжий, сутулый, румяный, бледный.
(Группы зачитывают, анализируют список качеств по истечению времени)
Вывод: здоровый человек имеет хорошее, крепкое физическое здоровье. (СЛАЙД «Физическое здоровье»)
4. Правильное питание — одно из условий здоровья.
На доске открывается пословица «Мельница живет водою, а человек едою».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Ответы детей).
— Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.
А какой должна быть еда? (Вкусной, разнообразной)
Игра «Поход в магазин»
(на слайде предложены изображения различных продуктов, например, яблоко, апельсин, мороженое, чупа-чупс, кириешки, чипсы, шоколад, сырок творожный, морковь, помидор, лук, лимон и т.д.)
Инструкция: Посовещайтесь в группе и определите, какие 3 продукта вы купили бы в подарок другу, если бы отправились к нему в гости.
(заслушиваются варианты)
— «Здоровый образ жизни» включает в себя несколько компонентов. И один из них — очень важный — здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна?
— На столах вам предложен материал «О здоровой и полезной пище». Прочитайте информацию. Оцените свой выбор. Соответствует ли выбранный вами продукт требованиям здоровой и полезной пищи? Что из приобретенного участниками вашей группы вы исключите, а что оставите?
(выступление группы)
— Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы?
Вывод: Питание должно быть полноценным, т. е. разнообразным. (СЛАЙД «Полноценное питание»)
— Какие правила, касающиеся питания вы знаете?
Учитель: Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время.
А еще питание должно быть умеренным.
5. Здоровье и вредные привычки
а) — Что мешает человеку быть здоровым? (экология, вредные привычки)
— Что имеете в виду, называя одной из причин ухудшения здоровья человека экологию? (ответы детей)
— Верно, загрязнения окружающей среды оказывают влияние на состояние здоровья.
Какая работа по сохранению окружающей среды посильна вам детям?
— Что такое привычка? (Неосознанное выполнение того или иного действия, действия, выполняемого ежедневно или очень часто)
— На какие группы можно поделить все привычки? (полезные и вредные)
— Что считается полезной привычкой?
(Ответы: просыпаться в одно и то же время, чистить зубы, соблюдение режима,…)
— Назовите вредные привычки.
(Ответы: курение, алкоголь, наркотики, неправильное питание, пассивный образ жизни, лень… не грызть ногти, не ковырять в носу).
— Послушайте стихотворение и попытайтесь определить, о каких привычках идет речь?
(стихотворение читает подготовленный заранее ученик)
Нет приятнее занятия…
Для чего нужны нам пальцы?
Чтоб в носу поковырять,
Или вместо зубочистки
мясо из зубов достать.
Заменяют леденцы —
Сосут пальцы сорванцы.
Неприятно нам смотреть,
Но куда ж нам пальцы деть?
(Г. Остер)
(обсуждение стихотворения)
б) Задание «Выйти по одному»
— Я прошу группу выполнить мою просьбу: по команде необходимо выйти из-за стола и построится в одну шеренгу. (дети выполняют задание)
— Вот так же как быстро вы вышли из-за стола, так же быстро курение, наркотики, алкоголь вызывают привыкание и разрушают организм человека.
— Внимание на экран. (СЛАЙД «Последствия курения, алкоголизма, наркомании»)
в) Решение ситуаций:
1) Витя с Колей, два друга, возвращались из школы домой. Витя предложил: «Давай покурим? Мне брат дал сигарету, пойдем за магазин и попробуем!» Коля замялся. Курить ему не хотелось, но и отказать другу – он тоже не мог.
— Как вы думаете, как поступит Коля?
(Ответы детей)
2) Два друга Коля и Петя учились в одном классе. Коля в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но это очень вредно. А Толя не выглядит так модно. Он занимается спортом. Всегда бодрый, весёлый и сильный. Что же делать мне, их другу? Закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?
(Ответы детей)
-Как вы думаете, почему ребята становятся курильщиками?
— Иногда ребята становятся курильщиками, потому что не умеют сказать «нет», отказаться от предложения взять в руки сигарету.
— Что можно сказать ребятам, чтобы они поняли, что здоровье — самое главное?
Предлагаю вместе придумать возможные варианты отказа на подобные предложения вам.
• Спасибо, я не курю, это вредит моему здоровью.
• Нет, это не возможно, это несовместимо с моим образом жизни.
• Спасибо, но это вредно, так как я занимаюсь спортом.
— Какими привычками обладает здоровый человек вредными или полезными? (СЛАЙД «Полезные привычки»)
Вывод: Чтобы добиться этого, нужно иметь огромную силу воли, нужно заставлять себя, работать над собой. Когда человек работает над собой, он становится лучше.
6. Сила воли – один из важных компонентов
а) — Как вы думаете, что же тогда еще помогает человеку быть здоровым? (сила воли)
— Про какого человека можно сказать: «У него есть сила воли»?
(Н-р, кто-то приходит утром не умытый, не причесанный, проснулся за 10 минут до звонка и т.д. про него можно сказать: у него нет силы воли)
Тема нашего занятия «Воспитай себя, укрепи свое здоровье».
Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
б) Тест «Оцени себя сам»
Инструкция: на листе бумаги поставьте «+», в случае, если полностью согласны с утверждением:
— кто чаще всего получает на уроках «5»;
— у кого чаще бывает «4»;
— кто из вас утром делает зарядку;
— кто из вас соблюдает режим дня;
— кто ежедневно гуляет после уроков;
— кто ходит в кружки и спортивные секции.
— Если ты что-нибудь из названного не умеешь или не выполняешь, дай себе слово, что обязательно научишься это делать.
А самое главное, воспитай у себя силу воли! Начинай свой день с зарядки, закончи его прогулкой, поиграй несколько часов на воздухе, и ты сразу почувствуешь, что стал бодрым, а учеба пошла успешнее. (СЛАЙД «Сила воли»)
8. Подведение итогов
— Какой человек считается здоровым? Давайте обратим внимание на экран. Что получилось? (СЛАЙД с указанием всех составляющих:
1) физическое здоровье, 2) полноценное питание, 3) сила воли, 4) полезные привычки).
Вывод: Таким образом, здоровый человек – это человек не только физически здоровый, но и культурный, воспитанный человек, человек, имеющий силу воли.
9. Рефлексия (продолжить фразу)
Сегодня на классном часе мне понравилось…
Запомнилось…
Пригодится…
Было неинтересно…
На занятии я понял(а), что…
В завершение, предлагаю поразмыслить. Почему Маленькому принцу из сказки А. де Сент Экзюпери так понравился Фонарщик и его планета?
…Когда он зажигает свой фонарь, как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие.
— Тяжёлое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался ещё один день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться…
— А потом уговор переменился?
— Уговор не менялся, — сказал Фонарщик. — В том-то и беда! Моя планета год от году вращается всё быстрее, а уговор остается прежний… Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки.
Маленький принц смотрел на Фонарщика и ему всё больше нравился этот человек, который был так верен своему слову…
— Какое главное качество есть у Фонарщика? (верность данному слову)
— Будьте и вы всегда верны своему слову.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!