Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаVIII вида № 56»
Приокского района города Нижнего Новгорода
Разработка классного часа
по теме
«Безопасность в транспорте»
Выполнила учитель
Шульга Арина Владимировна
Цель: дать учащимся основные правила соблюдения безопасности в транспорте в транспорте.
Задачи : расширять кругозор учащихся, укреплять чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности за общее дело, социализировать учащихся в обществе.
Наглядность: картинки «Транспорт», карточки «Правила безопасного поведения в любом транспорте».
Словарь: общественный и городской транспорт, пассажир, автобус, метро, троллейбус, трамвай
Организация учебно-воспитательной деятельности.
Оргмомент. Проверка готовности учащихся к занятию. Психологический настрой группы.
Проверка знаний ранее изученной темы «Виды транспорта» в виде картинного опроса: одна группа учащихся читает вопрос, вторая показывает картинку с видом транспорта.
Вопросы на карточках:
1. Подземный вид транспорта.
2. В нашей стране сезонный вид транспорта.
3. Городской, электрический вид транспорта.
4. Вид транспорта, который зависит от погодных условий.
5. В городе – родственник электропоезда.
6. Наиболее распространенный вид общественного транспорта, как в городе, так и в сельской местности.
Вторая группа получает картинки:
Автобус
Трамвай
Троллейбус
Самолет
Метро
Речное судно
В нашей повседневной жизни мы так привыкли к транспорту, что забываем об опасностях, связанных с его использованием.
Давайте вспомним, когда опасность наиболее велика при пользовании транспортом?
Ответ: При входе в транспорт, при торможении.
Правильно, молодцы, это:
при посадке на транспорт и высадке из него;
при быстром торможении;
при аварийной ситуации.
Сегодня мы продолжим изучать тему «Безопасность в транспорте» и разберем правила безопасного поведения в любом транспортном средстве:
Не садитесь и не высаживайтесь до полной остановки.
Не толкайтесь, особенно на остановках.
Не толкайтесь в проходах, не задерживайтесь в дверях.
В салоне располагайтесь лицом в сторону движения, тогда не прозеваете опасность.
Не загораживайте проход своими вещами.
Не кричите в салоне, ведите себя спокойно.
Слушайте объявления водителя, заранее готовьтесь к выходу.
Итак, все мы с вами пассажиры. Давайте рассмотрим, как надо себя вести в городском транспорте.
Автобус – самый распространенный вид транспорта в городах. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условаиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария, причем удар даже на маленькой скорости приводит к травмам пассажиров.
Для выхода их автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.
В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения и выдавить стекло. При этом следите, чтобы рядом с вами не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забывайте отбить острые осколки по краям.
После того как авария произошла, первым делом посмотрите, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу.
— Какой еще виды городского транспорта вы знаете?
Ответ: Трамвай и троллейбус.
Правильно, троллейбус и трамвай. Из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности мы можем назвать этот транспорт наиболее безопасными видами общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создает опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. Это приводит к поломкам транспорта, к перебоям в обслуживании пассажиров, а иногда приводит к даже серьезным последствиям для их здоровья.
Поражение током возможно и при сильных ветрах, когда вероятен обрыв контактного провода и попадание провода на крышу машины. Покидать вагон, находящийся под током, можно только прыжками, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли и разряд проходит через тело. Это надо помнить в чрезвычайных ситуациях.
Существует еще один вид наземного транспорта, управлять которым иногда может человек, не обладающий хорошей профессиональной подготовкой. Это представляет большую опасность для пассажиров.
Какой это вид транспорта?
Ответ: легковой транспорт.
Да, это легковой транспорт.
Нам надо знать меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:
Может кто–то знает их?
Ответ: Пристегиваться ремнями.
Правильно.
Детям до 12 лет не садиться на переднее сиденье.
Не ездить без пристегнутых ремней безопасности.
Всегда иметь в машине аптечку.
Всегда иметь в машине огнетушитель.
Не быть пассивным во время движения, всегда следить за дорогой и не мешать водителю.
Если вы видите, что столкновение неизбежно, упритесь ногами в пол, обхватите голову руками и натяните ремень безопасности, а при нахождении на заднем сидении лягте на бок, если позволяет место. После столкновения постарайтесь быстро покинуть машину и помочь выбраться из нее остальным.
Человек беззащитен перед движущимся транспортом, тем более, если это ребенок. Стоит ли подвергать себя опасности, если есть надежные средства поведения на дороге и в транспорте, надо только ими пользоваться. А средства эти очень просты – глубокие знания и культура поведения.
3. Повторение и закрепление изученного на занятии материала.
Давайте вспомним правила поведения в транспорте и на дороге.
Викторина «Пассажир»
Кого называют пассажиром?
Ответ: Человек, который пользуется транспортом.
Как называются места для ожидания транспорта и чем они обозначаются?
Ответ: Называются остановками. Обозначаются специальными дорожными знаками.
Каковы общие обязанности пассажира?
Ответ: Ждать транспорт на отведенных для этого местах – остановках. Соблюдать правила пользования транспортом.
Как безопасно обходить стоящий автобус или троллейбус? Почему?
Ответ: Обходят позади транспортного средства.
Как надо обходить стоящий трамвай?
Ответ: Спереди, чтобы видеть встречный трамвай.
С какой стороны надо выходить из машины и почему?
Ответ: С правой стороны.
Ребята по группам выбирают задание и отвечают на вопросы.
Молодцы! Занятие закончено. Спасибо за хорошую активную работу.
Вывод: я уверена, что вы все теперь обязательно будете соблюдать правила безопасного поведении при поездке в транспорте.
Благодарю за занятие.