Классный час на тему: «Мы в ответе за свое здоровье»
Подготовил: учитель русского языка и литературы — Кирик О.П., ГБОУ СОШ № 654 имени А.Д. Фридмана.
Цели:
Развить у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность
Показать пагубное влияние курения на подростковый организм
Воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что ЗОЖ делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем
Оборудование:
Газета «Мы выбираем жизнь», выставка литературы по теме, музыкальный центр, песня «Дым сигареты с ментолом», классическая и инструментальная музыка, листы ватмана и краски, оборудование для опыта.
Эпиграф:
Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других.
Н.А. Семашко
Актуализация темы.
Звучит песня «Дым сигареты с ментолом».
Все участники занятия, включая гостей, распределены на три группы. У каждой группы свой цвет: красный, желтый и синий. Приготовлены жетоны для гостей.
Слово учителя:
Мы начинаем занятие. Пожалуйста, посмотрите каждый на своего соседа слева и поздоровайтесь с ним.
Здравствуйте, говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь, здоровья, а потом уже всего остального. Мы можем менять костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. И стремиться оградить себя от зла. К злу можно отнести вредные привычки — употребление алкогольных напитков, наркотиков и курение. Сегодня мы поговорим о профилактике курения. Цели нашего занятия: воспитывать потребность в ЗОЖ, на ряде примеров, упражнений, заданий показать пагубное влияние курения на подростковый организм, научить уважать и любить себя, постоянно помнить, что мы сами в ответе за свое здоровье. Еще одна важная задача — в конце занятия сформулировать тему сегодняшнего классного часа..
Учебная мотивация.
В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.
«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым бел неприятен на вкус, и их немного тошнило…
Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был жалкий».
Вопросы:
Что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на курево?
Какие выводы можно сделать о влиянии курения на организм человека?
Благодаря отрывку, какую проблему мы можем перед собой поставить? /вред, наносимый курением организму человека/
Эксперимент.
А теперь, благодаря стараниям Вити и Саши, мы в буквальном смысле увидим тот вред, который наносит курение нашему организму. Они наглядно покажут
физиологические последствия курения, используя демонстрационный прибор, изготовленный ими самими. Следите внимательно и будьте готовы ответить на их вопросы.
/ после демонстрации ребята задают вопросы/
Вопросы:
Как выглядит ватный шарик после эксперимента?
Как выглядят стенки бутылки?
Как, по вашему мнению, выглядят легкие курильщика?
/ответы ребят/
Слово учителя: дальше мы начнем работу в группах. Правила работы в группах у вас у всех на партах. Ознакомьтесь, пожалуйста с ними и распределите роли между собой, не забывая при этом о гостях. Итогом работы в группах должен стать рекламный плакат о вреде курения. Итак, 1 задание.
Попробуйте сделать антирекламу курению, придумав 4-стишие на заданные рифмы; последние слова каждой строчки даны. Вытягивайте листы.
/зачитываются работы учащихся/
В прошлое воскресенье я совершенно случайно увидела отрывок из передачи «Здоровье», где были приведены ужасающие данные: если в год в авариях погибает 120 тысяч человек, то из-за болезней, связанных с курением в год умирает 270 тысяч человек.
Следующее задание: продолжите всем известную фразу: «Минздрав предупреждает…» Группу, которая даст самый оригинальный ответ, ждет поощрение /поощрение: встаньте, положите левую руку на пояс, встаньте на цыпочки, поднимите правую руку вверх и плавно опустите ее на голову, три раза погладьте себя по голове, при этом сказав себе: «Какой я умница!»/
«Отравляешь ли ты себя?»
/работа выполняется под спокойную музыку/
Доказано, что сигареты содержат более 4000 химических веществ и соединений. Давайте рассмотрим только малую их часть. Каждая группа получает листок бумаги, на котором записаны содержащиеся в сигаретах вредные вещества. Задание: назовите сферы применения вредных веществ и сделайте вывод (внизу таблицы)
/выступления учеников/
Шуточная викторина /если есть время/(Приложение 1)
«Хочешь жить — бросай курить!»
С курением, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Любимое место многих мальчиков и девочек — это школьный туалет, где они покуривают тайком от родителей. Юноши, а в последнее время и многие девушки, считают шиком, когда они со «взрослым видом» проходят по улице с сигаретой, считая себя «крутым парнем» или «современной независимой», без комплексов, которых ничто не волнует. Поверьте, большинству взрослых и даже сверстников неприятно видеть с сигаретой молодого паренька, а уж тем более девушку.
Предлагаю вам нарисовать плакаты на тему «Хочешь жить — бросай курить!», а вот где вы разместите свой плакат и с каким уклоном он должен быть, мы сейчас узнаем. Вытягивайте листочки:
В роддоме для будущих мам
Для курильщиков в школьном туалете
Для курящих пассажиров
/в это время звучит спокойная музыка/
/защита плакатов/
Заключительным этапом нашего занятия станет выступление специалиста, который на профессиональном уровне расскажет, что же происходит с организмом человека при курении, к каким последствиям ведет эта пагубная страсть. Выступает врач школы. Пожалуйста.
А теперь пришло время сформулировать тему занятия.
Заключительное слово.
Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце — они живые, они страдают, болеют, задыхаются! Давайте не будем рабами вредных привычек! Помните, мы, а никто другой, в ответе за свое здоровье!
Рефлексия.
/под красивую музыку/. Возьмите по очереди руку соседа, сидящего справа, и скажите: «Мне понравилось сегодня…»
Спасибо всем и ЗДРАВСТВУЙТЕ всегда!
Приложение 1.
Шуточная викторина
Зарядка — это источник бодрости и здоровья /да/
Жвачка сохраняет зубы /нет/
Кактусы снимают излучение от компьютера /нет/
От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек /да/
Бананы поднимают настроение /да/
Морковь замедляет процесс старения организма /да/
Есть безвредные наркотики /нет/
Отказаться от курения легко /нет/
Молоко полезнее йогурта /нет/
Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки /да/
Недостаток солнца вызывает депрессию /да/
Летом можно запастись витаминами на целый год /нет/
Ежедневно надо выпивать два стакана молока /да/
Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой /да/
Ребенку достаточно спать ночью 8 часов /нет/
РЕЗУЛЬТАТЫ: более 10 правильных ответов — отличный результат. Остальные, не набравшие 10 правильных ответов, выполняют по одному приседанию за каждый неправильный ответ.
ОТВЕТЫ:
да
нет
нет
да
да
да
нет
нет
нет
да
да
нет
да
да
нет