Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект ОБЖ на тему
«Познавательное развитие»
подготовила
воспитатель
Симакова Татьяна Леонидовна
Чебоксары
ноябрь 2014
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки, подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей;
— Расширить знания детей о прошлом и настоящем электроприборов, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
-Продолжать учить детей составлять картинки из нескольких частей.
Учить находить общее и различное в объектах.
Развивающие задачи:
-Развивать системное мышление, умение видеть настоящее и прошлое объекта (настольной лампы);
-Развивать и активизировать познавательную деятельность, память, творческое воображение, связную, монологическую речь, умение грамотно строить предложения, высказывать свою точку зрения;
-Развивать интерес к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами;
-Воспитывать умение работать в коллективе.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: электроприборы, керосиновая лампа, свеча.
Материал демонстрационный: : наборное полотно, иллюстрации электроприборов (11 штук), проектор, экран, ноутбук, презентация «Путешествие в прошлое электроприборов», пособие к игре «Собери картинку», пособие к методу системного анализа «настольная лампа», свеча, аудиозапись песенки фиксиков, конверт с заданием, указка, пособие к зрительной гимнастики.
Материал раздаточный: картинки по теме: «Электроприборы», разрезанные на 6 частей.
Предварительная подготовка: Изготовление игры «Составь картинку» по теме занятия. Проведение дидактических игр «Цепочка слов», «Хорошо-плохо», «Составь картинку», просмотр мультфильмов «Фиксики», отгадывание загадок о бытовой технике.
Содержание деятельности:
Игровой момент. Приход игрушки Симки
Звучит песенка Фиксиков.
Воспитатель. Ребята, вы догадались, кто к нам сегодня придет в гости?
Дети. Фиксики.
Воспитатель вносит куклу Симку.
Воспитатель. Сегодня я пригласила к нам в гости игрушку Симку. Несмотря на то, что она еще маленькая, Симка уже хорошо разбирается в бытовой технике, электроприборах. Мы с вами тоже говорили об электроприборах, рассматривали их, и я попросила Симку проверить, как вы разбираетесь в бытовой технике, Симка приготовила для вас задание, попробуем его выполнить?
Дети. Да.
Воспитатель. Задание лежит в конверте. Леня, прочитай, пожалуйста.
Ребенок читает текст:
«Почините сломанные электроприборы, скажите, как они называются и для чего они нужны»
Воспитатель. Ребята, Симка предлагает собрать разрезные картинки, тогда вы узнаете, что за электроприборы поломались. Но у Симки есть условие, нужно не только собрать электроприбор, но сказать, как он называется, и для чего предназначен.
Игра «Собери картинку»
Дети подходят к столу, выполняют работу самостоятельно. Собирают разрезанные на 6-8 частей картинки по теме «Электроприборы». Воспитатель в это время проводит индивидуальную работу, задавая вопросы отдельным детям.
Воспитатель. Егор, какой электроприбор ты «починил»? Для чего он нужен?
Егор. Я собрал утюг, им гладят белье.
Воспитатель. Эрика, что ты отремонтировала?
Эрика. Я отремонтировала холодильник.
Воспитатель. Посчитай, сколько частей ты собрала у холодильника?
Эрика. Я собрала 6 частей.
Дети по желанию отвечают, что за электроприбор они собрали, для чего он служит. (Это пылесос, им пылесосят ковры. Это вентилятор, им охлаждают воздух. Это холодильник, в нем хранят продукты. Это микроволновка, в ней разогревают еду. Это электрочайник, в нем кипятят воду. Это стиральная машина, в ней стирают белье. Это электрообогреватель, им греют воздух. Это фен, им сушат волосы. Это настольная лампа, она дает свет)
Воспитатель. Молодцы, все справились с заданием Симки. Приглашаем Симку на нашу выставку электроприборов.
Выставляется наборное полотно с иллюстрациями электроприборов.
Беседа об электроприборах
Воспитатель. Видите, как много электроприборов нас окружает. Давайте еще раз их назовем. (Дети называют жлектроприборы по картинкам)
Бытовая техника наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно.
Ребята, к какому миру относятся электроприборы: природному или рукотворному?
Дети. Электроприборы относятся к миру рукотворному, потому что их сделали люди.
Воспитатель. Конечно, это труд людей.
Все электроприборы работают от электрического тока. А чтобы они работали, куда их включают?
Дети. Электроприборы включают в розетку.
Воспитатель подводит детей к розетке.
Воспитатель. Правильно, для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку. Розетка — это входные ворота в электрическую сеть. Через розетку к приборам поступает ток, и приборы начинают работать.
МСА (метод системного анализа)
Воспитатель. Ребята, Симка предлагает вам больше узнать о настольной лампе. Хотите? Тогда присаживайтесь.
Дети садятся около стола. Выставляется наборное полотно « девятиэкранка», в центр наборного полотна ставится карточка с изображением настольной лампы. Приложение №1
Воспитатель. Для чего нужна настольная лампа?
Дети. Настольная лампа дает нам свет.
Воспитатель. Из каких частей состоит настольная лампа?
Выставляется карточка, на которой изображены детали настольной лампы.
Дети. У лампочки есть абажур, лампочка,
Воспитатель. Где обычно стоит настольная лампа?
Дети. На столе.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?
Дети. Нет.
Воспитатель. Конечно, нет. Хотите узнать, как раньше люди освещали свое жилье?
Дети. Да.
Воспитатель ставит карточку, на которой нарисована свеча и керосиновая лампа.
Воспитатель. Сначала люди придумали свечу. Свечи делали из пчелиного воска или бараньего сала.
Воспитатель показывает свечу обращает внимание детей на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток; воспитатель зажигает свечу, показывает, как она горит.
Дети стоят полукругом около свечи. Звучит спокойная музыка.
Психогимнастика. Релаксация.
Воспитатель. Посмотрите, как мерцает огонек свечи. Он похож на солнышко, которое нас греет, тепло разливается по всему нашему телу; огонек похож на порхание бабочки, на танец осенних листочков. Все это радует наш взор, нам легко, радостно, и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается).
Воспитатель. Ребята, а что будет со свечой, если подует ветер?
Дети. Свеча потухнет.
Воспитатель. Я предлагаю сделать вам легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечу.
Дыхательная гимнастика «Ветерок» (дети дуют, свеча гаснет)
Воспитатель. Как вы думаете, что опасного в свече?
Дети. Ею можно обжечься. Может случиться пожар.
Воспитатель дополняет ответы детей.
Воспитатель. Правильно, но еще свечу нужно защищать от ветра, иначе она потухнет; от свечи может быть пожар, если не будешь следить; свеча дает мало света. Поэтому человек придумал более удобное освещение своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
Воспитатель ставит карточку с изображением керосиновой лампы.
Воспитатель. Вот керосиновая лампа. Что есть у керосиновой лампы?
У лампы есть емкость, куда заливается керосин, фитиль, горелка, ламповое стекло, чтобы защитить пламя от ветра.
– Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча?
Дети. Да.
Воспитатель. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна, у нее неяркий свет и она освещает только определенное место, да к тому же нужно все время следить, чтобы в лампе был керосин.
Прошло еще много лет. Когда появилось электричество, русский изобретатель и ученый Александр Лодыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры.
Воспитатель. А как вы думаете, остальные электроприборы всегда были такими, какими мы их знаем?
Дети. Нет.
Воспитатель. Симка приготовила для вас фильм о том, какими раньше были электроприборы. Но сначала я предлагаю вместе с Симкой размяться и «пропылесосить» нашу группу.
Физкульминутка «Пылесос»
Воспитатель. Предлагаю размяться и пропылесосить группу
Батюшки, сколько пыли! (Разводят руки в стороны)
Где же вы раньше были? (Пожимают плечами)
Меня вы совсем забыли… (Машут двумя руками)
Ладно, ладно, не страшно,
все ясно. (Хлопают в ладоши)
Изумительно грязно! (Скачут по кругу)
Просто прекрасно!
Да, кстати, (Останавливаются, нагибаются)
Загляну ещё под кровати.
Потом иду по ковру (Идут врассыпную, словно пылесосят)
И снова в углу замру. (Стоят не двигаясь)
Воспитатель. Группа стала чистой, можно начать наше путешествие.
Дети садятся на стульчики.
Просмотр презентации «Что было до?..»
Воспитатель. Ребята, мы с вами смотрели на экран, наши глаза устали, я предлагаю сделать гимнастику для глаз. Вот наша синичка (показывает птичку на палочке), следим за ее полетом.
Зрительная гимнастика (на каждое слово воспитатель поднимает или опускает птичку) Приложение №2
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, хвост направо
Это песня Карабас.
Воспитатель. Ребята, мы с вами знаем, что Симка со своими друзьями умные игрушки, но они, наверное, не знают, что между разными предметами можно найти общее. Поиграем вместе с Симкой?
Дети. Да.
Дидактическая игра «Чем похожи?», «Чем отличаются?»
Воспитатель просит подумать, что общее и чем отличаются разные объекты.
Воспитатель. Что общее в пылесосе и швабре?
Дети. Они чистят и моют. Относятся к рукотворному миру. У пылесоса металлическая палка и у швабры. Мы их покупаем.
Воспитатель. Чем отличается пылесос и швабра?
Дети. Пылесос сам чистит, а шваброй надо человеку самому мыть. Пылесос надо включать в розетку, а швабру нет.
Воспитатель. Что общее в телевизоре и книге?
Дети. Можно узнать новое. Мультфильм интересный и книга интересная, мультфильм неинтересный и книга неинтересная. И телевизор, и книгу мы покупаем. И телевизор и книга могут быть новыми или старыми. Книга лежит на столе, и телевизор может стоять на столе. Телевизор может сгореть и книга.
Воспитатель. Ребята, еще если телевизор долго смотреть, а книгу долго читать, можно испортить глаза.
Воспитатель. А чем отличается книга от телевизора?
Дети. Телевизор мы смотрим, а книгу читаем. В телевизоре лампочки, провода, а в книге буквы.
Воспитатель. Что общее в настольной лампе и фонарике?
Дети. Они светят. Мы их покупаем в магазинах «Электротовары».
Воспитатель. Чем отличается лампа и фонарик?
Дети. Лампу мы включаем в розетку, а фонарик нет, он работает на батарейках. Лампа освещает много помещения, а фонарик мало.
Воспитатель. Молодцы.
Воспитатель. А как вы думаете, электрический ток может быть опасным?
Дети. Да.
Воспитатель. Правильно, электрический ток, при помощи которого работают электроприборы, может быть очень опасным, если не соблюдать правила безопасности.
Симка приготовила для вас карточки-значки, чтобы вы всегда помнили, как опасно может быть электричество.
Правила безопасного обращения при работе с электроприборами
Дети подходят к мольберту, где расположены карточки-модели.
Воспитатель рассказывает о правилах обращения с электроприборами, показывая карточки-модели.
Правило 1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Почему? Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно навредить здоровью.
Правило 2. Не касайтесь руками оголённых проводов!
Почему? По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.
Правило 3. Не прикасайся к включенным приборам голыми руками!
Почему? Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
Правило 4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!
Почему? Потому, что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.
И если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом.
Главное правило для детей: нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Подведение итогов.
Воспитатель. О чем мы сегодня с Симкой говорили?
Дети. Мы говорили об электроприборах.
Воспитатель. Что вам больше всего понравилось?
Дети. Мне понравилось собирать картинки. Мне понравилось, что к нам пришла игрушка Симка. Мне понравился фильм.
Воспитатель. А игрушке Симке понравилось у вас в гостях. Она увидела, что вы хорошо знаете электроприборы, будете осторожны в обращении с ними. Скажем Симке спасибо и пригласим ее еще раз к нам в гости.
Дети прощаются с игрушкой Симкой.
Приложение №1
Метод системного анализа «Настольная лампа»
Приложение №2
Зрительная гимнастика
Литература
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014.
ФГТ в ДОУ. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» старшая группа под ред. Н.Вераксы
А.М. Страунинг М.А. Игры на развитие творческого воображения по книге Дж. Родари «Грамматика фантазии». Ростов-на-Дону, 1992.