Окружающий мир. Перспективная начальная школа. 2 класс.
(Заседание научного клуба младших школьников)
Тема: Твоя безопасность на улице
Дидактическая задача урока: Формирование умений применения теоретических правил безопасного поведения на улице
Задачи: 1.Закрепить знания учащихся основных правил дорожного движения;
2. Предупредить об опасностях, подстерегающих ребёнка во дворе, при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»
3. Сотрудничество в малых группах при решении общей задачи
4. Дальнейшее формирование у детей навыка работы с учебником
Оборудование и наглядные пособия: УМК 2-го класса «Окружающий мир», авторы учебника: О.Н. Федотова и др.; экран, проектор, ноутбук, карточки с заданиями для групп, цветные карандаши, …
Форма обучения: групповая (4 группы, каждая по 7 человек)
1 этап. Предварительная подготовка учителя и членов клуба к заседанию.
1. Учитель подготавливает к ведению учебного занятия консультантов, поручая им проведение защиты проектов на заседании клуба.
Под руководством учителя дети готовят проекты по теме заседания
2. Намечает план проведения заседания клуба
— Введение в новую тему (3 мин.)
— Работа с учебником (5 мин.)
— Самостоятельная деятельность (15 мин.)
— Физическая разрядка ( 5 мин.)
— Защита (10 мин.)
— Рефлексия (2 мин.)
3. Под руководством учителя члены клуба изучают дополнительные источники информации: книги, Интернет, электронные энциклопедии
по теме: «Твоя безопасность».
4. На уроках ИЗО школьники оформляют объявление о проведении заседания клуба, красочные пригласительные билеты, подписывают бейджики. Члены клуба могут использовать членские билеты.
Образец объявления
Члены научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» приглашают всех желающих принять участие в очередном заседании клуба.
Тема заседания: «Твоя безопасность на улице»
Заседание состоится 23 апреля в кабинете 215 в 15.30.
Заседание ведёт очередной председатель научного клуба младших школьников
2 этап. Организация рабочего места
Мебель в кабинете расставлена с учётом работы в группах.
Учащиеся до начала занятия разделены на четыре группы, поэтому каждый знает, за каким столом он начнёт работать. На столах — УМК 2-го класса «Окружающий мир», авторы учебника: О.Н. Федотова и др., ноутбук, карточки с заданиями для групп, цветные карандаши, …
3 этап. Проведение учебного занятия.
1. Организационный момент
1). У. –Мы продолжаем работать над главой «Как уберечь себя от беды?» Назовите параграфы, которые мы уже изучили. (Не все дети смогут ответить на этот вопрос, поэтому учитель даёт возможность найти ответ в оглавлении учебника)
— Назовите новую тему и сформулируйте проблему, которую нам предстоит решать при её изучении
Д. – Тема параграфа «Твоя безопасность на улице», проблема: как уберечь себя от беды на улице.
У. – В какой форме проведём урок?
Д. – В форме заседания клуба
У. – Предлагаю выбрать председателя. (Дети выбирают председателя)
2). Учитель предлагает председателю клуба открыть заседание.
Председатель объявляет: Тема очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир» — Твоя безопасность на улице. На заседании мы составим правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях
2. Введение в новую тему
У. — С разрешения председателя хочу сообщить вам, как прошло аналогичное заседание в школе села Мирного.
Работа с учебником стр.80. (Вслух читает председатель)
(Учащиеся узнают, что на заседание клуба был приглашён участковый милиционер Пётр Александрович Иванов (дедушка Маши и Миши)
— Обратите внимание на рисунки в учебнике. Как вы думаете, о каких опасностях говорил участковый милиционер села Мирного со школьниками на заседании клуба?
(право высказаться тому или другому ученику даёт председатель)
П. – Заседание клуба сегодня проводим в форме групповой работы. Каждая группа получила задание. (Задание напечатано на отдельных листах). Обратите внимание на пиктограммы учебника.
3. Самостоятельная работа
1группа: Проблемное задание. Разбирает понятие «незнакомые люди». Дети отвечают на вопросы учебника стр. 81 и разбирают ситуации:
а). Незнакомый человек предлагает прокатиться на машине и показать ему, где находится почта.
б). Незнакомый человек говорит, что ваши родители попросили забрать вас из школы.
в). Незнакомый человек говорит, что у его кошки родились котята, он предлагает вам их посмотреть и даже обещает подарить одного.
г). Незнакомый человек говорит, что потерял кошелёк и просит помочь ему в поисках.
д). Старшеклассник просит у тебя телефон
В помощь можно предложить ответы: «Извините, я не могу поехать без разрешения взрослых», «Я очень спешу, меня ждут родители, я не могу вам помочь», «Оставьте свой адрес, я зайду позже со своими родителями», «Я не могу вам помочь, но вам поможет мой папа, я его сейчас позову».
2 группа: Выбирают проекты для защиты на заседании клуба. Рассказывают, какие опасности подстерегают людей на улице. Учебник стр. 85
3 группа: Творческое задание. Учебник стр. 82-83, работа с Толковым словарём. (Находят значение слов: террорист, быть бдительным? На листе ватмана рисуют свой маршрут из дома в школу. Отмечают
опасные участки пути. (стр.49 в тетради).
(Представляют и защищают свой маршрут; делают вывод, что важно выбирать безопасный путь в школу и возвращаться домой этим же маршрутом; сообщают, кто такие террористы и что значит быть бдительным)
4 группа: Практическая работа
учебник стр. 83-84. Рассматривают дорожные знаки, обозначают их цифрой, соответствующей названию. Дорисовывают. (стр. 50 в тетради) (Или раскрашивают знаки-отгадки на вопросы-загадки о дорожных знаках).
Дополняют текст: (Слова напечатаны на листах, нужно вставить)
Запрещающие и предупреждающие знаки имеют кайму (красного) цвета.
Запрещающие знаки – круглые, а предупреждающие – (треугольные).
Указательные знаки (квадратной) формы и (синего) цвета.
(Показывают знаки классу и делают выводы, что важно знать и уметь «читать» дорожные знаки, чтобы не попасть в беду на улице)
Группы с помощью «консультантов» приступают к выполнению задания.
Каждая группа готовится к выступлению.
4. Защита
Как только «консультанты» объявляют о готовности групп выступить с сообщениями, председатель предоставляет слово каждой из групп.
По окончании первого сообщения председатель обращается к присутствующим, выясняя, всё ли понятно, нет ли у присутствующих вопросов к выступающему?
П. (после выступления группы) — Хочу обратить внимание на ситуацию «забытые вещи». Иногда это вовсе не забытые, а специально оставленные предметы, начинённые взрывчаткой.
-Как надо поступать в такой ситуации?
(Не дотрагивайся до оставленных без присмотра вещей и игрушек. Немедленно сообщи о них взрослым)
После того как выступила последняя группа, председатель предлагает выслушать доклад на тему: «Твоя безопасность на улице»
В заключение заседания выступают гости, которые могут дополнить сообщения ребят о безопасности на улице.
4 этап. (Дополнительный этап при наличии времени)
У. — Предлагаю поиграть в детективов. Рассмотрите рисунок в учебнике
на стр. 85. Что надо запомнить и сделать, если станешь свидетелем уличного происшествия? Например, ты видишь, что незнакомец посадил маленькую плачущую упирающуюся девочку в свою машину и уехал. (На рисунке виден номер дома и название улицы, около которой это произошло. Машина «Лада» красного цвета. Возможно, запомнишь номер. У машины только две открывающиеся двери. На часах 3 часа дня. Всё это очень важные «улики», которые надо немедленно сообщить по телефону 02 или знакомым взрослым. Телефон 02 набирается без оплаты во всех телефонах-автоматах) Какой номер телефона вам ещё известен? При каких обстоятельствах вы им воспользуетесь?(112)
5 этап. Рефлексия.
— Кто из вас запомнил правила поведения на улице… v
— Кому нужно ещё раз прочитать страницы учебника, чтобы вспомнить правила безопасности …?
— А кто сам выполняет правила и сможет рассказать другим о безопасном поведении на улице …!
(Знаки ставят на странице тетради)
6. Домашнее задание дети выбирают сами 1). стр.49 нарисовать свой маршрут из дома в школу, отметив опасные участки пути 2). Стр.50 дорисовать дорожные знаки