Конспект урока для 4 класса «Чтобы пожар не допустить, его нам надо предупредить»

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №31» г. Курска




Внеклассное мероприятие

по пожарной безопасности

в 4 классе

на тему:



«Чтобы пожар не допустить, его нам надо предупредить!»



Учитель начальных классов

Голобокова Оксана

Александровна







КУРСК 2011г.





Цель: научить обучающихся вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

— закрепить знания обучающихся о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека; о правилах пожарной безопасности;

— выяснить причины, приводящие к возникновению пожара;

— прививать навыки осторожного обращения с огнем;

— формировать у обучающихся твёрдое убеждение того, что огонь не объект для игр;

— закреплять умения справляться с огнём и спасаться от огня;



уметь определять, как выглядит опасность и почему она возникает;



— развивать память, сообразительность, находчивость, навыки работы в паре;

воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью; чувство ответственности, навыки безопасного поведения;

— воспитывать нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.



Оборудование:

Презентация слайдов 1: « Основные причины возникновения пожара в быту»; презентация слайдов 2: « О правилах поведения при пожаре»; ребусы; текст сказки; карточки с заданием; текст частушек; творческие работы детей (стихотворения, рисунки).







Ход внеклассного мероприятия.

1.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, дети! Улыбнёмся друг другу. Сначала сядут девочки, а потом мальчики.

2.Введение в тему.

Учитель. Ребята, а чтобы узнать тему нашего занятия, попробуйте разгадать ребусы.

Учитель. Что объединяет слова – отгадки?

— Кто попробует сформулировать тему занятия?

Дети. Сегодня мы будем говорить об огне и об опасности, которую он может принести.

3.Сообщение темы.

Учитель. Сколько гибнет людей в огне

По своей и чужой вине.

Чтобы этого избежать,

Надо правила выполнять.

— Сегодня на занятии речь пойдёт о противопожарной безопасности.

4.Беседа.

Учитель. Сначала поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям.

Доклад ученика.

Ученик. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.

Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и спрятал ее в пустом стебле тростника. Спустившись на землю, он вынул ее и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Учитель. Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

— Где мы применяем огонь?

Дети. Приготовление пищи, отопление помещений, плавка металла, изготовление стекла и кирпича и т. д.

Учитель. Кто знает пословицы или поговорки об огне или со словами, связанными с этим явлением? (примеры детей: «Огонь не вода – схватит, не выплывешь», « Огню да воде бог волю дал».)

Учитель. А я знаю такие. Объясните их значение.

Солома с огнём не дружит. (Солома очень сухая и если она загорится, то может всё сгореть.)

Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает. ( Человек в своей жизни часто ошибается, можно сказать он на ошибках учится, так и огонь без дыму никогда не бывает.)

Из искры возгорится пламя. (Играть с огнём нельзя, так как это не игрушка, потому что от искры может получиться пожар.)

Упустишь огонь – не потушишь. ( Если заметил маленькое пламя и в силах его потушить, то это надо сделать, а лучше сказать взрослым или позвонить 01 или 112.)

Учитель. Вот как народные пословицы отмечают связь явлений и зависимость следствий от причин.

— Можно ли играть с огнём?

Дети. Нет.

Учитель. К чему могут привести игры с огнём?

Дети. К пожару.

Учитель. Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнём или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребёнок.

Учитель. А сейчас мы с вами прочитаем сказку « А сам чуть не сгорел», автор её Д. Орлова.

— Ребята, догадайтесь по названию сказки, о каком опасном для жизни человека факторе в ней говорится?

Дети. О пожаре.

Учитель. Верно. Но не только об этом, а ещё о многом поучительном, из чего можно извлечь жизненные уроки и накопить личный опыт пожарной безопасности.

5.Чтение сказки. Автор Д. Орлова.

А сам чуть не сгорел

Однажды Марфа Ивановна сказала Стобеду:

Побудь немного один, мне надо пойти по делам. Вот тебе бумага, краски, кисточка, если хочешь, рисуй. Надоест рисовать, построй дом из кубиков или посмотри книжку с картинками.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «На дороге не играй!»

Стобед взялся рисовать космический корабль, но только размазал краски по бумаге. Стал ставить кубики друг на друга, чтобы получилась башня, но все у него разваливалось, потому что он громоздил большие кубики на маленькие. Книжка ему тоже не понравилась, и он от нечего делать стал смотреть в окно. Но на улице не было ничего интересного: шел дождь, прохожие прятались под зонтиками, никто из знакомых детей не гулял.

Ах, как хорошо было летом в саду! – вспомнил Стобед и вдруг решил: – Устрою в комнате сад! И даже лес!

Он стал быстро стаскивать с подоконников горшки с цветами и расставлять их на полу, притащил из передней мохнатый зеленый коврик и подумал: «Что бы еще сделать?» Конечно, поселить в лесу зверей. Он порылся в ящике с игрушками, но нашел только маленькую белочку и серого пластмассового волка с высунутым языком. Белочку он примостил между ветками герани, а волка поставил под горшком с большим колючим столетником, похожим на елку.

Довольный своей работой, Стобед сел на пол и стал представлять себе, будто он заблудился в лесу и на него хочет напасть волк. Чем защититься? Ружья нет, даже палки никакой нет… И тут Стобед вспомнил, что Марфа Ивановна рассказывала ему сказку про мальчика, который жил в деревне и в школу ходил через лес. И вот однажды зимним вечером, когда он шел один лесом, к нему стал подкрадываться волк. У мальчика, конечно, тоже не было никакого оружия, в его сумке лежали только школьные тетрадки да коробок спичек, который его просили передать маме. И вот он стал вырывать листки тетрадки, поджигать их и бросать под ноги волку. Волк каждый раз пугался и, взвыв, отскакивал. Так мальчик благополучно вышел из леса, вот только загубленной тетрадки ему было очень жаль…

А у меня даже не тетрадка, а пустой листок, – подумал Стобед, схватил со стола бумагу для рисования и побежал на кухню за спичками.

Конечно, он знал, что со спичками играть нельзя, ему Марфа Ивановна не раз это говорила. Она даже на всякий случай спрятала их повыше на полку. Но Стобед решил, что один разок, одну спичечку зажечь можно.

Он подставил скамейку, влез на нее, достал коробок, поджег бумагу и бросил ее в сторону игрушечного волка. Горящая бумага упала на коврик, и он мгновенно загорелся. Языки пламени изогнулись, подпрыгнули и побежали вверх по шторам, перекинулись на книжную полку, с нее – на шкаф. Комната наполнилась дымом и гарью, стало трудно дышать. На Стобеде вспыхнула курточка. Он в ужасе закрыл глаза, а лицо и грудь обожгла такая резкая боль, что он вскрикнул и упал…

Пламя, как разъяренный огненный зверь, уже подбиралось к нему, чтобы накрыть совсем. И, наверное, сгорел бы наш Стобед, если бы в этот момент не вернулась Марфа Ивановна. Она быстро сняла с себя пальто, набросила его на Стобеда и кинулась к телефону вызывать пожарную команду и «Скорую помощь».

Пока пожарные тушили огонь, поливая из шлангов полы и стену, доктор в другой комнате приводил в сознание бедняжку Стобеда.

В больнице Стобеда лечили очень долго, теперь, наконец, ему стало лучше. Но открыть глаза ему все еще трудно, и, когда доктор подходит к его кровати, он, прежде чем сказать «здравствуйте», говорит: «Никогда не буду больше играть со спичками…».

Он лежал в больнице целых три месяца и познакомился с другими мальчиками и девочками, которые, устраивая дома пожар, попали на «Скорой помощи» на больничную кровать. Сначала им было так плохо, что они даже не могли разговаривать, и только потом, когда их полечили, стали рассказывать друг другу, что с ними случилось.

Да, много печальных историй услышал Стобед. И решил, что как только выздоровеет, расскажет их всем знакомым ребятам, чтобы уже никогда и ни с кем не случалось таких несчастий.


6.Беседа по содержанию.

Учитель.

— Правильно ли Стобед применил знания, полученные из сказки, которую рассказала ему Марфа Ивановна, о том, как спастись от волка? ( неправильно он применил знания.)

— Можно ли, не думая, сказочные ситуации повторять в реальных условиях жизни?(нельзя)

— Какую ошибку допустил Стобед в игре? О чем он знал? Почему все же поступил неосмотрительно, пренебрег опасностью?(Стал в доме разводить костёр, хотя знал, что делать это нельзя.)

— Подумайте и скажите: почему детям приходит мысль брать то, что нельзя, играть с тем, что может причинить беду? (Детям хочется всё узнать, попробовать, потому что они любопытные.)

— Что произошло после того, как Стобед решил, что «один разок одну спичечку зажечь можно»? Чем закончилась игра? ( Вспыхнуло пламя, загорелись шторы, шкаф, а потом и его куртка. В результате он оказался в больнице.)

— Расскажите, как распространялся огонь по квартире. (Языки пламени изогнулись, подпрыгнули и побежали вверх по шторам, перекинулись на книжную полку, с нее – на шкаф. Комната наполнилась дымом и гарью, стало трудно дышать. На Стобеде вспыхнула курточка. Он в ужасе закрыл глаза, а лицо и грудь обожгла такая резкая боль, что он вскрикнул и упал…

Пламя, как разъяренный огненный зверь, уже подбиралось к нему, чтобы накрыть совсем.)

— Чем наполнилась комната во время пожара? (Дымом и гарью.)

— Правильно ли поступил Стобед при возгорании? Какими должны были быть его действия? (Он неправильно поступил. Надо было вызвать пожарную машину, а самому кататься по полу, чтобы затушить огонь на куртке.)

— Какие испытания выпали на долю Стобеда после его необдуманного поступка? Как вы думаете, что ему пришлось пережить? Мог бы он погибнуть? ( Мальчик лежал в больнице три месяца и даже боялся открывать глаза. Он мог даже погибнуть, если бы не пришла Марфа Ивановна.)

Свежие документы:  Методическая разработка урока Победы «Помните! Через века, через года! Помните!»

— Почему автор сравнивает пламя с «разъяренным огненным зверем»? (Пламя огня распространяется с очень большой скоростью.)

— Ребята, как вы думаете, неужели нужно обязательно пережить несчастье, чтобы придти к тому выводу, который сделал Стобед? ( Нет не обязательно, надо всегда слушать советы взрослых и запоминать.)

— Какой он сделал вывод? ( Стобед решил, что как только выздоровеет, расскажет их всем знакомым ребятам, чтобы уже никогда и ни с кем не случалось таких несчастий.)

Учитель. Вы знаете, ребята, что существует очень много предметов, веществ полезных, нужных человеку в жизни, но одновременно представляющих определенную опасность, порой серьезнейшую, при неразумном с ними обращении. О каком из этих предметов вы сегодня слушали, рассуждали? Что вы уяснили для себя о нем?

Дети. Это спички, которые ни при каких обстоятельствах нельзя применять детям в играх. Спички – это не игра.

Учитель. Какие выводы извлек каждый из вас из истории, приключившейся со Стобедом?

Дети. Нужно всегда помнить о причинах и последствиях пожара. Тогда ни с кем из нас подобной беды не произойдет.

Учитель. Верно, ребята. Только хочется верить, что вы эти знания будете использовать всегда, не допускать никаких отступлений, как это сделал мальчик Стобед. Помните формулу безопасности, которая включает такие заповеди (запись на доске могут прочитать ученики):

Предвидеть опасность.

По возможности избегать ее.

При необходимости действовать решительно и четко.

Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.


7.Ученик читает собственно сочинённое стихотворение о спичках.

Автор А. Маслова.


Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.

У взрослых пусть войдёт в привычку — от детей их убирать.

Не на улицу, не в садик спички мы не будем брать.

Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать.



Спичками играть не будем, зажигалку не возьмём —

И себя мы не погубим, и квартиру сбережём.

Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмём,

Применять их будем в дело и пожар не разведём.

Учитель. Дети, ЗАПОМНИТЕ, спички – это не игрушка!

8.Причины возникновения пожара.

Учитель. Дети, давайте вспомним основные причины возникновения пожара (презентация слайдов 1) см. Приложение 1.

Физкультминутка для глаз.

Бабочка.

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)


9.Работа в парах.

На каждую парту выдается карточка с заданием: соедините начало фраз с их окончаниями, и вы получите правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

1. Огонь нельзя оставлять

2. Если увидишь пламя –

3. Вызывай пожарных

4. От огня

5. Из горящего помещения

6. Опасней всего при пожаре

а) по телефону 01.

б) нельзя прятаться.

в) без присмотра.

г) зови на помощь взрослых.

д) дым.

е) надо быстро уйти.

Проверка выполненной работы.

10.Правила поведения при пожаре.

Учитель. А теперь ещё раз назовём правила поведения при пожаре и познакомимся с новыми (презентация слайдов 2) см. Приложение 2.

— Вспомним правила поведения при пожаре в школе.

  • Построиться парами.

  • Следовать за учителем.

  • Не паниковать самим и успокоить товарищей.

  • На территории школы ждать дальнейших указаний учителя.


Физкультминутка для снятия напряжения с мышц тела.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.


11.Частушки.

Мы частушки пропоем,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнем,
Вам сейчас покажем.

То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.

Спички — это не игрушки,

Знают все мои подружки.

Знают все мои друзья,

Что с огнем играть нельзя!

Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.

Разводить огонь у дома
Строга запрещается,
Так как может тот огонь
Перекинуться на дом.

Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
А то вдруг пожар случится
Не сумеем обернуться.

В новый год поставил Петя

Десять свечек на буфете.

Больше нету у Петра,

Ни буфета, ни ковра.

Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.

После всякого пожара

Зрелище ужасное!

Дотла сгоревшие дома –

Пепелище страшное.

О пожаре пели мы,

Чтоб спасти вас от беды.

Призываем всех: “Друзья,

С пламенем играть нельзя! “

Всем напомнить здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!

12. Первая помощь при ожогах.

Учитель. Ребята, будьте очень осторожны с огнём, так как игры с ним могут привести ещё и к травме – ожогу, но чаще всего люди гибнут от удушья дымом, образовавшимся при горении.

— Кто знает, как оказать первую помощь при ожогах?

(• Быстро полить ожог холодной водой, чтоб уменьшить температуру и снять жжение. Делайте это не менее 10 – 15 минут. Не используйте лед, так как иногда это может усугубить травму.
• Не пытайтесь отрывать ткань, которая прилипла к ране.
• Не смазывайте рану маслом, масляными мазями или другими жирными веществами, так как они будут поддерживать высокую температуру в месте ожога, что может привести к его распространению вглубь и вширь.
• Ни в коем случае нельзя вскрывать образовавшиеся в результате ожога пузыри. Они предотвращают потерю жидкости и защищают от микробов.
• При обработке ожогов никогда не пользуйтесь йодом и другими подобными антисептиками. От этого будет только хуже.)
Учитель.

-Молодцы! Но самое первое что должен сделать каждый это:

1.Наложить чистую марлевую повязку.

2.Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить «03» и ждать «Скорую помощь».

13. Веселая игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто, задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От огня? (Это я…)



Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? (Нет.)



Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром? (Это я…)



Кто украдкой в уголке

Спички жег на чердаке? (Нет.)



Кто костров не разжигает

И другим не позволяет? (Это я…)



Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем? (Нет.)



Кто от маленькой сестрички

Прячет, дети, дома спички? (Это я…)



Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает? (Это я…)

14.Узнай, из какого произведения?

Учитель. Отгадайте загадку.

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведем…

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно:

Этот дом сгорел дотла! (С. Маршак. « Кошкин дом».)

Учитель. Чей это был дом? (кошкин) Из какой сказки? (кошкин дом)

О добре или о зле эта сказка? ( о добре)

Кто выручил хозяйку? (курочка)

Что кошка сделала неправильно? (Открыла окна и двери, не сообщила пожарным, не отключила электроприборы, не затушила печь, создала панику)

Учитель. Давайте вспомним другие произведения, в которых написано о бедах, которые приносит огонь.

Учитель.

— Из каких произведений взяты эти строки, кто автор?

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

(С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)



Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

Из огня спасает дом… (С. Михалков «Дядя Степа»)



Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй! Пожарные, бегите!

Помогите, помогите!» (К. Чуковский «Путаница»)



И вдруг заголосили: «Пожар! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым; домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом»)



Приоткрыла дверцу Лена, Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Пробежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок … (С.Маршак «Пожар»)



В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру”

(Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»)

Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом”

(Вильгельм Гауф «Карлик Нос»)

15.Творческая работа.

Учитель. Ребята, сейчас у вас будет творческая работа. Перед вами задания, выберите то, которое понравилось больше и выполните его.

  1. Сочинить стихотворение о пожарной безопасности.

  2. Придумать и нарисовать знак, который бы вы разместили на стендах (щитах) в школе, людных местах, местах отдыха в лесу, который отражает противопожарную безопасность.

16.Проверка творческих работ ( чтение стихотворений, выставка знаков).

17.Итог занятия.

Учитель.

— Что нового вы узнали на занятии? (Никогда нельзя шутить с огнём.)

— Что расскажите родителям? (При первом признаке пожара вызвать пожарников по телефону 01 или 112.)

— Что никогда не будете делать сами? (Разжигать огонь.)

Учитель:

Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте непотушенный костер.





































Список литературы.

  1. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Москва, «ВАКО», 2004

  2. Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко,Л.П.Барылкина. Л.А.Обухова «Внеклассные мероприятия», 3 класс, Москва, «ВАКО», 2004

  3. Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко,Л.П.Барылкина. Л.А.Обухова «Внеклассные мероприятия», 4 класс, Москва, «ВАКО», 2004

  4. Я. Ю. Мартынова «Внеклассные мероприятия в начальной школе» — Волгоград, « Учитель», 2006.

  5. Г.Н.Шевченко «Основы безопасности жизнедеятельности», поурочные планы, 2 класс, Волгоград, «Учитель», 2007

  6. Г.Н.Шевченко «Основы безопасности жизнедеятельности», поурочные планы, 4 класс, Волгоград, «Учитель», 2007

  7. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Пожар»

  8. Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»

  9. Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»

  10. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104с.

  11. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 143 с.

  12. Сюнькова В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 76с.

  13. https://www.renitherm.ru/osn-prichini-bit-pojara.html — причины возникновения пожара

  14. https://educenter.karelia.ru

  15. https://teacher.at.ua/

  16. https://festival.1september.ru

  17. https://tineydgers.at.ua/

  18. https://www.aktanish.ru/













Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "здоровом теле – здоровый дух"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: