Здоровье – это психофизическая гармония.
Слова этой темы у меня в памяти вызывают такое изречение древних философов «В здоровом теле — здоровый дух!» .Можно предположить, что тема связи здорового духа, то есть психики, волновала людей уже в древности.
А в наше непростое время, эта тема становится обсуждаема и важна, как никакая другая. Очень сложным и до конца не решенным остается вопрос, что от чего зависит :психика от физеологии или физиология от психики. Исследования на эту тему ведутся и сейчас. Сам термин «Психическое здоровье» появился недавно. Его введению способствовали исследования Дубровиной Ирины Владимировны — доктора психологических наук, профессора, академика РАО. Суть этого термина до конца не определена.
Тем не менее, можно сказать, что нарушения психического здоровья связаны с:
Физическим развитием (соматическими заболеваниями и дефектами физического развития)
Стрессовыми условиями окружающей среды.
Социальными условиями.
Последние два понятия тесно связаны между собой, можно даже сказать, что стрессовые факторы стимулируются социальными условиями и влияют на «эмоциональное благополучие ребенка».
На этом понятии я хочу остановиться чуть подробнее.
Эмоциональное благополучие ребенка – ощущение или переживание эмоционального комфорта ,связанного с различными аспектами его жизни.
Какие компоненты входят в эту структуру.
Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта.
Ребенку ничто не угрожает ,он находится в безопасной обстановке и хорошей физической форме(здоров, сыт, не утомлен.)
Переживание успеха/неуспеха в достижении целей.
Получил то что хотел или нет .Рад или огорчен или рассержен.
Переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности.
Ребенок не находя отклика окружающих становится раздраженным, печальным или назойливым со вспышками гнева или страха.
Переживание комфорта в присутствии других людей и в ситуации взаимодействия с ними.
Неудовлетворенность ребенка во взаимоотношениях с окружающими может вылиться в различные эмоциональные переживания(разочарование ,обида ,гнев ,страх)Это касается как отношений со взрослыми ,так и с детьми. Так называемые « непопулярные» дети с низким социальным статусом.
Эмоции удовольствия/неудовольствия как преимущественный фон настроения.
Когда взрослые ласковы к ребенку, признают его права ,дети хотят с ним дружить ,он в хорошей физической форме, то его настроение бодрое ,жизнерадостное.
И наоборот.
В дошкольном учреждении оно зависит от многих причин:
Состояние ребенка в период посещения ДОУ
Особенности взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ
Особенности взаимоотношений с детьми группы
Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ
Обстановка в семье
По вашему мнению, какие причины наиболее сильно влияют на эмоциональное благополучие ребенка? (ответы)
Да 2-ая и 5-ая. И мы сможем в этом убедиться, вспомнив структуру эмоционального благополучия.
Я предлагаю вам, ознакомится с признаками стрессового состояния у детей. Не стану останавливаться на этом подробно. Эти памятки я вам раздам в группы. С ними можно ознакомить родителей.
Признаки стрессового состояния у ребенка:
Трудность засыпания и беспокойный сон.
Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла.
Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
Рассеянность, невнимательность.
Беспокойство и непоседливость.
Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых.
Проявление упрямства
Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь.
Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.
Игра с половыми органами.
Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук.
Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения.
Повышенная тревожность.
Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.
Возвращаясь к тому, что именно личность взрослого(воспитателя) может существенно влиять на эмоциональное Предлагаю вам рассмотреть очень хороший метод ,это рассмотрение проблемы с различных точек зрения и умение встать на позицию другого. Воспитателю это поможет принять ребенка и понять его.
Объединитесь в три группы. От каждой группы пусть выйдет один человек и выберет листок со стола. На этом листе описана педагогическая ситуация с вопросом. В группе обсудите её, и один представитель от группы кратко ответит на поставленный вопрос. Педагогические ситуации я подобрала из жизни группы. Кто то из вас легко справляется с такого рода задачами ,для кого они вызывают затруднения. Сейчас будет реальная возможность поделиться опытом и получить его.
Педагогические ситуации:
Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали они этого и после напоминания воспитателя. Какова должна быть реакция педагога?
Мальчик ходит по группе и берет то одну, то другую игрушку, ни с одной не играет. Как поступить воспитателю в этом случае?
Во время занятия воспитатель предлагает детям встать вкруг. Двое мальчиков отказываются стоять рядом с третьим. Что должен сделать воспитатель.
Несколько детей бегают по площадке детского сада, наталкиваясь на других детей, сбивая их с ног. На замечания воспитателя они говорят, что они играют в полицейских. Действия воспитателя.
Дети не хотят играть в игру предложенную воспитателем, игнорируя призывы, занимаясь своими делами. Что делать воспитателю!
Ребенок мешает играть другим детям , разрушает их постройки , забирает игрушки. Дети дают ему отпор, ребенок плачет. Действия воспитателя.
Разбор ситуаций.
И еще я предлагаю вам тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе. С его помощью вы всегда сможете определить как себя чувствуют ваши воспитанники. (раздам после педсовета).
Тест
вопрос | да | нет | |
1 | Уверен ли ребенок, что каждое утро его ждут в группе, что ему рады? |
|
|
2 | Имеет ли ребенок возможность самостоятельно выбирать материалы ,пособия, игрушки? |
|
|
3 | Имеет ли ребенок право на свободный выбор деятельности? |
|
|
4 | Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной деятельности? |
|
|
5 | Может ли ребенок выбрать самостоятельный способ действия с материалами и игрушками? |
|
|
6 | Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы? |
|
|
7 | Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную. |
|
|
8 | Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности в общении и уединении? |
|
|
9 | Ощущает ли ребенок себя членом «группы-семьи», может ли он предложить что-то изменить в интерьере , что-то переставить? |
|
|
10 | Ощущает ли ребенок свою значимость для Вас, для всех взрослых, работающих в детском саду? |
|
|
11 | Ощущает ли ребенок себя достойным человеком? |
|
|
12 | Ощущает ли ребенок себя виноватым, если у него чего-нибудь не получилось? |
|
|
13 | Ощущает ли ребенок зависимость от настроения взрослых? |
|
|
14 | Уверен ли ребенок ,что послушание — это его самое ценное качество в детском саду? |
|
|
15 | Понимает ли ребенок , что при проверяющих себя надо вести прилично, не так как всегда? |
|
|
Спасибо за внимание!!