Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3
компенсирующего вида
г. Можайска
Конспект урока ОБЖ «Правила дорожного движения»
Подготовила:
учитель-логопед
Ременникова Инна Александровна
г. Можайск
2012
Коррекционно — образовательные цели:
Расширение представлений о правилах дорожного движения.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Правила дорожного движения».
Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, совершенствование синтаксической стороны речи обучение составлению предложений с союзом «А».)
Совершенствование навыка звука — буквенного анализа и синтеза слов, навыка составления и чтения слов.
Коррекционно- развивающие цели.
Развитие связной речи.
Развитие фонематического слуха.
Развитие зрительного внимания и восприятия.
Развитие артикуляционной, общей и тонкой моторики.
Развитие координации речи с движением
Коррекционно — воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Магнитная доска, знаки дорожного движения, светофор, плоскостное изображение дяди Степы, жезл, схема для определения места звука в слове, ручки, тетради по числу детей ,плоскостное изображение автобуса, паровоза с картинками ,мягкие игрушки : кот, бык, белка ,маленькие машинки по числу детей для пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
1.0ргмомент.
Дети стоят возле своих стульчиков.
Логопед: Сядет тот, кто назовет мне любой вид транспорта.
Дети: Машина, автобус, лодка, самолет и т.д.
2. Объявление темы занятия.
Логопед: Мы сегодня отправляемся в путешествие по улицам нашего города на автобусе. Чтобы ехать нам было безопасно нас должен сопровождать полицейский. Сегодня у нас в гостях «Дядя Степа», он будет путешествовать с нами. Ему очень интересно знаете ли вы знаки дорожного движения?
Дети: Пешеходная дорожка, железнодорожный переезд, остановка автобуса, стоп и т.д.
Логопед: Ну, тогда можно трогаться в путь.
3.Координация речи с движением «Шофер».
Дети выполняют движения в такт тексту.
Качу, лечу
Во весь опор
Я сам -шофер
И сам — мотор.
Нажимаю на педаль-
И машина мчится вдаль!
4.Игра «Что сначала, что потом».
Логопед: Пока мы едем, мы поиграем в игру. Посмотрите, какой знак мы видим из окошка нашего автобуса?
Дети: Пешеходная дорожка.
Логопед: Дяде Степе очень интересно, умеете ли вы правильно переходить улицу? Я буду начинать предложение ,а вы его заканчивать .Ваша часть
предложения должна начинаться со слов: « а потом »
Логопед: Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре … … ..
Дети: …..а потом переходить улицу.
Логопед: Нужно посмотреть по сторонам …
Дети: ….а потом начинать переход.
Логопед: Следует взять взрослого за руку …
Дети:…. а потом переходить улицу.
Логопед: Нужно дождаться полной остановки транспорта … … ..
Дети: .…..а потом начинать переход.
Логопед: Сначала дождаться ,когда двери автобуса откроются .. …
Дети: ….. а потом войти в него.
Логопед: Перед школой сначала машины едут медленно …. . . .
Дети: …. а потом набирают скорость.
Логопед: Молодцы, вы справились с этим трудным заданием. А нам надо остановиться, т.к. у нас впереди знак «ДЕТИ». Где устанавливают такие знаки?
Дети: Около школ и детских садов.
Логопед: А пока дети переходят дорогу, мы с вами поиграем.
5. Пальчиковая гимнастика «Гонки» (с использованием маленьких машинок)
1,2,3,4,5 можно гонки начинать Возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого пальца.
Можно гонки начинать. Теперь то же самое, но начиная с безымянного.
По кругу, по кругу Теперь — по кругу в одну и другую сторону.
Вперед и назад, Вновь катают машинку по пальчикам, которые слегка
согнуты.
Но пальцы машину мою тормозят. Сжимают кулак.
Закрылись. Машина стоит в гараже
И фары погасли ,не светят уже. Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке
6.Игра «Семейка слов» (образование однокоренных слов).
Логопед: Ну мы с вами немножко отдохнули, а сейчас надо будет подумать и образуем слова одной семейки к слову «дорога».
Логопед: Как называется маленькая дорога?
Дети: Дорожка.
Логопед: Как ласково называть дорожку?
Дети: Дороженька.
Логопед: Движение на дороге, какое оно?
Дети: Дорожное.
Логопед: Как называется растение, которое растет рядом с дорогой?
Дети: Подорожник.
Логопед: Знак на дороге, какой он?
Дети: Дорожный.
Логопед: Огромная дорога?
Дети: Дорожище.
Логопед: Молодцы, вы дали правильные ответы.
7.Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Логопед: Ребята посмотрите, какой у нас знак впереди?
Дети: Железнодорожный переезд (дети отвечают, что он означает).
Логопед: Нам на пути встретился поезд, которым управляет машинист Миша, а кого он везет, мы сейчас узнаем сами.
Логопед: Надо превратить картинки в буквы.
Дети определяют первый звук в названии картинок и получают слова «кот» и «бык». Два ребенка около доски выкладывают из магнитной азбуки эти слова, остальные печатают в тетради и делают звуко — буквенный анализ.
Логопед: Один вагон остался пустой, наверно кто-то опоздал на поезд, а вот уже бежит. Кто же это?
Дети: Это белка.
Логопед: Мишка говорит вам спасибо, и поезд отправляется в путь. Нам тоже нужно двигаться дальше, но мы не можем ,т.к. тут знак «стоп»,чтобы мы могли двигаться дальше ,нам надо отгадать ребус.
8.Разгадывание ребуса «Дорога»
Логопед: Прочитайте слог с которого начинается ребус.
Дети: До .
Логопед: Что вы видите дальше?
Дети: Рога .
Логопед: Что получилось?
Дети: Дорога.
Логопед: Правильно !Молодцы! Теперь нам дорога открыта, поехали.
9.Упражнение «Определи место звука в слове».
Логопед: Давайте вспомним пассажиров поезда.
Дети: Белка, бык, кот.
Логопед: Какой звук встречается в этих словах чаще всего?
Дети: звук «К»
Логопед: Сейчас мы найдем, где он спрятался в наших словах.
Дети определяют место звука «К»
Открывается светофор.
Загадка: Чтоб дорога для тебя стала безопасной
День и ночь горят огни
Зеленый, желтый ,красный.
Дети: Это светофор.
10.Итог занятия.
Логопед: Впереди ребята у нас знак ….
Дети: Остановка автобуса.
Логопед: Это означает, что наше путешествие закончилось, нам пора выходить.
А за ваши правильные ответы, мы с дядей Степой дарим вам наклейки с транспортом и игру «Правила дорожного движения» чтобы вы запомнили наше путешествие.
Список используемой литературы:
1.Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
2. Смирнова. Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.
3.Правила дорожного движения с комментариями для родителей. – Изд. «Стрекоза» 2009.
6.Игра с « Семейка слов»