Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова
Конспект урока
ТЕМА: «Оповещение и информирование населения в ЧС мирного и военного времени».
Автор: учитель ОБЖ
Деменкова Оксана Анатольевна
2013год
Раздел учебной программы: «Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время».
ТЕМА: «Оповещение и информирование населения в ЧС мирного и военного времени».
Класс: _ 10_
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
Дата и место проведения: «____» ____________20 г., кабинет ОБЖ
Время проведения 45 мин
Цели:
формирование и закрепление знаний учащихся по основным мероприятиям РСЧС и ГО в области оповещения и информирования населения.
изучать основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения;
знакомиться с правовыми основами обеспечения защиты населения от ЧС;
анализировать права обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
формирование и закрепление знаний учащихся по основным мероприятиям РСЧС и ГО в области оповещения и информирования населения;
уметь перечислять порядок действий населения по сигналу « Внимание всем!»;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных ЧС, потребности в соблюдении норм и правил поведения в сложившихся обстоятельствах;
содействие воспитанию у обучающихся оптимистического, но прежде всего активного, деятельностного отношения к жизни;
Задачи:
Сообщить об организации оповещения и информирования населения в ЧС мирного и военного времени, основных положениях законодательных актов России;
Изучить систему и порядок оповещения населения в ЧС;
Закрепить знания учащихся по ЧС мирного и военного времени;
Разъяснить учащимся необходимость знания и соблюдения всех положений по данному вопросу;
Выработать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и окружающих, распознавать и правильно действовать в различных ЧС.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Объяснительно-иллюстративный: рассказ с выделением главных понятий, сопровождающийся слайдами; иллюстрация примерами реальных событий, демонстрация видеосюжета; беседа, которая позволяет отрывочные и поверхностные знания, полученные ранее привести в систему; звукозапись речевого сообщения способствует слуховому восприятию и оценке событий действительности, практическая работа с инструктажем, сопровождаемая наглядностью, позволяет усвоить новые знания, но и выработать практическое применение в новых ситуациях; исследовательская деятельность, которая основывается на непосредственном наблюдении, собственном опыте и использовании материалов; тестирование создает ситуацию необходимости поиска правильного ответа и проверки правильности решения.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока: Обучающиеся в ходе урока получат знания о действии системы оповещения, и в конкретном образовательном учреждении, способы поведения личности при оповещении, позволяющие максимально снизить вероятность подвергнуться нежелательным воздействиям в ЧС; последовательность действий по сигналу « Внимание всем»; принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной и ЧС с учетом своих возможностей, навык ускоренной адаптации к изменившимся условиям обитания, владеть методом психической саморегуляции.
Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение:
— компьютеры, проектор, экран;
— презентация, видеофильм по теме урока, учебники;
— раздаточный материал: типовые речевые сообщения, тестовые задания для проверки качества изученного материала.
Орг. момент Подготовительная часть.
Слайд 1,2 Слайд 3,4,5,6 Слайд 7 2.Основная часть Просмотр видеосюжета Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14,15 Слайд 16,17 3. Заключительная часть Слайд 18 | «Здравствуйте ребята!
1.Сообщение темы и задач урока. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться … На экране: ОПОВЕЩЕНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. Учебные вопросы: 1.Характеристика ЧС мирного и военного времени. 2.Оповещение. Система оповещения. Способы оповещения. 3.Предупредительный сигнал «Внимание всем». Порядок оповещения. 4.Типовые тексты информации и их передача. Для этого нам необходимо повторить и закрепить ранее полученные знания. Несколько обучающихся будут выполнять тестирование на компьютере (тестовый материал) Остальные вместе со мной вспомнят: — С какой целью создана государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)? — Назовите основные задачи РСЧС? -Назовите и охарактеризуйте чрезвычайные ситуации (экран). Учитывая рост числа жертв от ЧС международное сообщество в 90-х годах сталь уделять особое внимание обеспечению безопасности людей. На экране Извлечение из ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Глава 4 статья 18 «Граждане России имеют право на получение информации о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки». Статья 19. «Граждане России обязаны знать сигналы оповещения и порядок действий по ним; четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций». -проверка тестов и подведение итогов (оценка) Без четкого выполнения своих обязанностей трудно говорить об устойчивом эффективном функционировании всей системы. 2. Согласно закону и условиям настоящего времени важным является своевременное принятие необходимых мер по защите населения от ЧС мирного и военного времени. Первым этапом является оповещение. (видеосюжет о ЧС мирного и военного времени)
Системы имеют электросирены и аппаратуру дистанционного управления и вызова. В видеоматериале вы увидели, как действует система. Происходит это следующим образом. Оперативный дежурный органа управления ГОЧС получает сведения о чрезвычайной ситуации от диспетчера предприятия и дает указание об оповещении населения ответственному работнику СМИ. Затем путем принудительного дистанционного переключения программ радиотрансляционных узлов осуществляют речевую передачу информации о ЧС, а также предупреждение населения о принятии необходимых мер защиты. — Существуют ли потенциально опасные объекты в нашем городе? — Как происходит оповещение на таких объектах? (исследовательская деятельность –сообщение обучающегося) На экране СПОСОБЫ ОПОВЕЩЕНИЯ В качестве средств оповещения можно использовать электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции, сирены ручного привода, а также гудки производственных предприятий и звуковые сигналы транспортных средств. Их применение позволяет проводить оповещение в ночное время. Световые табло с текстами поступивших сигналов и команд устанавливаются на шумных предприятиях, в лечебных учреждениях.
«Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога». Для обеспечения своевременности и надежности оповещения населения в ЧС существует порядок оповещения.
ответы учащихся. Обратите внимание на экран каковы действия населения на сигнал «Внимание всем» и после получения информации. — У нас в школе есть система оповещения?
В группах попробуйте составить текст речевого сообщения в случае возникновения пожара, угрозы АХОВ, радиационной опасности и военной угрозы. — прослушивание текстов. Типовые тексты информации для населения в ЧС заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках. 3.Подведение итогов. Что такое оповещение? Назовите способы оповещения? Назовите средства оповещения?
Каждый человек должен отчетливо знать свои действия в ЧС и быть к ним готовым психологически и физически. Урок окончен. |
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) | отмечается активная работа всего класса: индивидуальная, групповая работа, творческая деятельность (составление речевого сообщения, подготовка доп.информации) |
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) | Необходимо повторить полученные на уроке знания, индивидуальные задания позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, исследовательская деятельность пополнению и поискам новых знаний. |