Конспект урока по ОБЖ «Оповещение и информирование населения в ЧС мирного и военного времени» 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова









Конспект урока



ТЕМА: «Оповещение и информирование населения в ЧС мирного и военного времени».















Автор: учитель ОБЖ

Деменкова Оксана Анатольевна

















2013год

План-конспект урока


Раздел учебной программы: «Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время».


ТЕМА: «Оповещение и информирование населения в ЧС мирного и военного времени».


Класс: _ 10_


Тип урока: урок овладения новыми знаниями


Дата и место проведения: «____» ____________20 г., кабинет ОБЖ

Время проведения 45 мин

Цели:

  • формирование и закрепление знаний учащихся по основным мероприятиям РСЧС и ГО в области оповещения и информирования населения.

  • изучать основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения;

  • знакомиться с правовыми основами обеспечения защиты населения от ЧС;

  • анализировать права обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

  • формирование и закрепление знаний учащихся по основным мероприятиям РСЧС и ГО в области оповещения и информирования населения;

  • уметь перечислять порядок действий населения по сигналу « Внимание всем!»;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных ЧС, потребности в соблюдении норм и правил поведения в сложившихся обстоятельствах;

  • содействие воспитанию у обучающихся оптимистического, но прежде всего активного, деятельностного отношения к жизни;

Задачи:

  • Сообщить об организации оповещения и информирования населения в ЧС мирного и военного времени, основных положениях законодательных актов России;

  • Изучить систему и порядок оповещения населения в ЧС;

  • Закрепить знания учащихся по ЧС мирного и военного времени;

  • Разъяснить учащимся необходимость знания и соблюдения всех положений по данному вопросу;

  • Выработать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и окружающих, распознавать и правильно действовать в различных ЧС.


Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Объяснительно-иллюстративный: рассказ с выделением главных понятий, сопровождающийся слайдами; иллюстрация примерами реальных событий, демонстрация видеосюжета; беседа, которая позволяет отрывочные и поверхностные знания, полученные ранее привести в систему; звукозапись речевого сообщения способствует слуховому восприятию и оценке событий действительности, практическая работа с инструктажем, сопровождаемая наглядностью, позволяет усвоить новые знания, но и выработать практическое применение в новых ситуациях; исследовательская деятельность, которая основывается на непосредственном наблюдении, собственном опыте и использовании материалов; тестирование создает ситуацию необходимости поиска правильного ответа и проверки правильности решения.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока: Обучающиеся в ходе урока получат знания о действии системы оповещения, и в конкретном образовательном учреждении, способы поведения личности при оповещении, позволяющие максимально снизить вероятность подвергнуться нежелательным воздействиям в ЧС; последовательность действий по сигналу « Внимание всем»; принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной и ЧС с учетом своих возможностей, навык ускоренной адаптации к изменившимся условиям обитания, владеть методом психической саморегуляции.


Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение:

— компьютеры, проектор, экран;

— презентация, видеофильм по теме урока, учебники;

— раздаточный материал: типовые речевые сообщения, тестовые задания для проверки качества изученного материала.
















Ход и содержание урока

деятельность учителя и учеников.

Орг. момент


Подготовительная часть.


Слайд 1,2



























Слайд 3,4,5,6







Слайд 7


























2.Основная часть








Просмотр видеосюжета









Слайд 8
































Слайд 9



















Слайд 10







Слайд 11













Слайд 12















Слайд 13








Слайд 14,15



















Слайд 16,17













3. Заключительная часть



Слайд 18


«Здравствуйте ребята!


1.Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться …

На экране: ОПОВЕЩЕНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.

Учебные вопросы: 1.Характеристика ЧС мирного и военного времени.

2.Оповещение. Система оповещения. Способы оповещения.

3.Предупредительный сигнал «Внимание всем». Порядок оповещения.

4.Типовые тексты информации и их передача.

Для этого нам необходимо повторить и закрепить ранее полученные знания.

Несколько обучающихся будут выполнять тестирование на компьютере

(тестовый материал)

Остальные вместе со мной вспомнят:

— С какой целью создана государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)?

— Назовите основные задачи РСЧС?

-Назовите и охарактеризуйте чрезвычайные ситуации (экран).

Учитывая рост числа жертв от ЧС международное сообщество в 90-х годах сталь уделять особое внимание обеспечению безопасности людей.

На экране Извлечение из ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Глава 4 статья 18 «Граждане России имеют право на получение информации о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки».

Статья 19. «Граждане России обязаны знать сигналы оповещения и порядок действий по ним; четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций».

-проверка тестов и подведение итогов (оценка)

Без четкого выполнения своих обязанностей трудно говорить об устойчивом эффективном функционировании всей системы.


2. Согласно закону и условиям настоящего времени важным является своевременное принятие необходимых мер по защите населения от ЧС мирного и военного времени. Первым этапом является оповещение.

(видеосюжет о ЧС мирного и военного времени)

  • Под оповещением понимают доведение до органов повседневного управления сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС через систему РСЧС.

  • Существует 2 способа оповещения:

  • РУЧНОЙ – заключается в передаче спец.телеграммы с пункта управления ГО ЧС по государственным каналам связи телеграфистами Министерства связи.

  • АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ – оповещение осуществляется по государственным каналам связи с использованием специальной аппаратуры и технических средств.

  • Система оповещения и информирования РСЧС обеспечивает доведение сигналов и информации по каналам телефонной связи до региональных центров ГО ЧС, а по радиовещательной сети – до органов управления ГОЧС субъектов РФ.

  • На федеральном и местном уровнях функционируют территориальные системы оповещения. Их составная часть – локальные системы оповещения, создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов.

Системы имеют электросирены и аппаратуру дистанционного управления и вызова.

В видеоматериале вы увидели, как действует система. Происходит это следующим образом. Оперативный дежурный органа управления ГОЧС получает сведения о чрезвычайной ситуации от диспетчера предприятия и дает указание об оповещении населения ответственному работнику СМИ. Затем путем принудительного дистанционного переключения программ радиотрансляционных узлов осуществляют речевую передачу информации о ЧС, а также предупреждение населения о принятии необходимых мер защиты.

— Существуют ли потенциально опасные объекты в нашем городе?

— Как происходит оповещение на таких объектах?

(исследовательская деятельность –сообщение обучающегося)

На экране СПОСОБЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

В качестве средств оповещения можно использовать электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции, сирены ручного привода, а также гудки производственных предприятий и звуковые сигналы транспортных средств. Их применение позволяет проводить оповещение в ночное время.

Световые табло с текстами поступивших сигналов и команд устанавливаются на шумных предприятиях, в лечебных учреждениях.

  • Для привлечения внимания людей перед подачей речевой информации включают сигнальные средства. Это установленный предупредительный сигнал «Внимание всем».

  • В случае опасности применения или при применении противником оружия массового поражения установлены единые сигналы оповещения:

«Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Для обеспечения своевременности и надежности оповещения населения в ЧС существует порядок оповещения.

  • Обратимся к учебнику, поработав с которым вы должны сформулировать порядок оповещения населения.

  • Домашнее задание: № 9.1 с вопросами и задание 36 индивидуально будет выполнять__________, ________ подготовят информацию о защитных сооружениях и простейших укрытиях.

ответы учащихся.

Обратите внимание на экран каковы действия населения на сигнал «Внимание всем» и после получения информации.


— У нас в школе есть система оповещения?

  • На экране типовой текст информации для населения:

В группах попробуйте составить текст речевого сообщения в случае возникновения пожара, угрозы АХОВ, радиационной опасности и военной угрозы.

— прослушивание текстов.

Типовые тексты информации для населения в ЧС заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках.


3.Подведение итогов. Что такое оповещение? Назовите способы оповещения? Назовите средства оповещения?

  • Отметить в целом учебную деятельность всех учащихся.

Каждый человек должен отчетливо знать свои действия в ЧС и быть к ним готовым психологически и физически.

Урок окончен.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

отмечается активная работа всего класса: индивидуальная, групповая работа, творческая деятельность (составление речевого сообщения, подготовка доп.информации)

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

Необходимо повторить полученные на уроке знания, индивидуальные задания позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, исследовательская деятельность пополнению и поискам новых знаний.


Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Химическая формула. Валентность. Закон постоянства состава вещества"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: