Конспект урока по ОБЖ «Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России» 11 класс

Урок по ОБЖ в 11-м классе по теме:

«Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России» .

Учитель ОБЖ Усикова Екатерина Николаевна.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения Военной присяги на Руси, традициями её принятия.

  2. Изучить с учащимися содержание военной присяги, помочь им осознать её значение и смысл в жизни и деятельности воинов Вооруженных Сил Российской Федерации.

  3. Воспитывать учащихся готовность добровольно встать на защиту Отечества.

Учебные вопросы:

  1. Значение военной присяги в жизни и боевой деятельности воинов Вооруженных Сил Российской Федерации.

  2. Военная присяга – основной и нерушимый закон воинской жизни.

  3. История принятия военной присяги в России.

  4. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге.

  5. Познакомить с историей  возникновения ритуала военной присяги в России ( XVII – XX вв.);

  6. Анализируя текст присяги современных ВС РФ, определить смысл военной службы с государства

  7. Сравнить тексты военной присяги США, Германии (накануне Второй мировой войны) и СССР;

  8. Сформулировать основные задачи, стоящие перед военнослужащими РФ;

  9. Подвести к пониманию, что клятва кадета выполняет такую же роль, что и присяга, помогая подготовиться к службе в ВС РФ;

Оборудование: Учебник 11 кл. А.Т.Смирнов, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», библиотечка журнала «Военные знания», цветные плакаты по «ОВС», презентация « Порядок приведения военнослужащих к Военной присяге»

Ход урока

1. Организационный момент.

— Проверка усвоения пройденного материала по теме «Уставы ВСРФ». (Тестирование).

ТЕСТЫ по ОБЖ (11кл)

1. Военная служба исполняется гражданами:

а) только в Вооруженных Силах Российской Федерации;

б) в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерация и войсках гражданской обороны;

в) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и формированиях.

2. Уклонившимся от исполнения воинской обязанности считается гражданин:

а) не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины;

б) явившийся по вызову военного комиссариата без необходимых документов;

в) не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок, даже имея уважительную причину.

3. Заключение по результатам освидетельствования категории «Г» означает:

а) не годен к военной службе;

б) временно не годен к военной службе;

в) годен к военной службе с незначительными ограничениями.

4. Граждане, состоящие в запасе, могут призываться на военные сборы продолжительностью:

а) до одного месяца, но не чаще одного раза в пять лет;

б) до двух месяцев, но не чаще одного раза в три года;

в) до трех месяцев, но не чаще одного раза в четыре года.

5. Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации подразделяются на:

а) уставы родов войск и строевые;

б) тактические, стрелковые и общевоинские;

в) боевые и общевоинские.

6. Какой устав определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и карауль ной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск:

а) Устав гарнизонной и караульной службы Boopyженных Сил Российской Федерации;

б) Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации;

в) Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

7. Из приведенных ниже ответов определите, кому предоставляется отсрочка от призыва на военную службу:

а) отбывающим наказание в виде обязательных или исправительных работ, находящимся под apecтом или осужденным, находящимся в местах лишения свободы, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, в отношении которых ведется следствие или уголовное дело передано в суд;

б) временно не годным к военной службе по состоянию здоровья, постоянно работающим в сельской местности врачам — на время этой работы, получающим послевузовское образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельской местности — на время этой работы;

в) прошедшим альтернативную службу в РФ, имеющим детей в возрасте от 3 до 18 лет, проходящим государственную службу в органах местного самоуправления.

8. Каким законодательным актом установлена система воинских званий для всех составов военнослужащих:

а) Законом Российской Федерации «О безопасности»;

б) Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих»;

в) Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

9. На военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены:

а) в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации;

б) в Уголовном кодексе Российской Федерации;

в) в Гражданском кодексе Российской Федерации.

10. По служебному положению и воинскому званию военнослужащие могут быть:

а) начальниками и подчинёнными;

б) командирами и солдатами;

в) срочной и контрактной службы.

Ответы: 1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-в, 6-а, 7-б, 8-в, 9-а, 10-а.

2. Объяснение нового материала

— Скажите, ребята,  какое событие является самым значимым и долгожданным для призывника? Почему?

(ответы учащихся)

Вы знакомы со многими военными ритуалами, церемониалами, но принятие присяги самый важный и значимый.

-Работа со словарными словами: «присяга», «церемониал».

Прися́га — официальное и торжественное обещание (клятва) при поступлении (призыве) на военную или иную службу, получении определенного статуса (как гражданство). При вступлении в должность, в члены организации или клуба.

ЦЕРЕМОНИАЛ — церемониала, малый или мужской род ( слово книжное ). Распорядок, установленный для какой-нибудь церемонии.

-Запись в тетрадях:

Военная присяга- торжественное обещание, даваемое каждым гражданином при вступлении в ряды Вооруженных Сил. Принятие присяги является важным правовым и морально- политическим актом, характерным для военной службы у большинства государств.

Церемониал-это распорядок торжественной церемонии.

Презентация об истории этого ритуала в России.

(выступление учащихся)

1 слайд

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к военной присяге перед Государственным флагом РФ и Боевым Знаменем воинской части.

Приведение к военной присяге проводится: по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки.

На военнослужащего не может налагаться дисциплинарные взыскания в виде ареста.

Приведение к Военной присяге осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

2 слайд

Время приведения к Военной присяге объявляется в приказе командира воинской части. День приведения к военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день. На торжественное принятие присяги воинами в часть стараются приехать их родные и близкие.

В назначенное время воинская часть при Боевом знамени и Государственном флаге РФ, с оркестром выстраиваются в пешем строю в парадной форме одежды с оружием. Военнослужащие, принимающие Военную присягу, находятся в первых шеренгах.

3 слайд

Командир воинской части в краткой речи напоминает им о значении Военной присяги и о той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к ней.

Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст.

4 слайд

После прочтения текста каждый военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на место в строю.

По окончании церемонии списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет солдат (матросов) с приведением к военной присяге и всю часть с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.

5 слайд

После этого воинские части проходят торжественным маршем.

Списки, приведенных к Военной присяге, хранятся в штабе воинской части в особой папке пронумерованными и опечатанными сургучной печатью.

В военном билете и учетно-послушной карточке военнослужащего делается отметка:

«К военной присяге приведен (число, месяц, год)». День принятия присяги запоминается на всю жизнь.

— выступление воспитателя кадетского класса, подполковника в запасе Медведева Виктора Хрисанфовича;

-выступление курсанта Омского танкового инженерного института Павлова Игоря Николаевича.

Учащийся 11 класса читает стихотворение Маркова Алексея Васильевича «Помню слово военной присяги».

3.Работа по закреплению материала:

3.1.Работая в парах:

— сравнить текст воинской присяги в разных станах: Российская Федерация, Белоруссия, Австралия, Германия, США, Турция.

Тексты военной присяги разных стран (раздаточный материал к занятию)

  • Российская Федерация

Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров, начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество

* Белоруссия
Я, гражданин Республики Беларусь (фамилия, имя, отчество), находясь на службе в Вооруженных силах Республики Беларусь, принимаю присягу и торжественно клянусь высоко нести честь и достоинство воина Вооруженных сил Республики Беларусь, добросовестно овладевать военным делом, быть мужественным, верным и самоотверженным защитником своего народа, свято выполнять Конституцию, законы и воинские уставы.
Если же я нарушу эту мою торжественную клятву, то пусть меня постигнет суровое наказание закона и всеобщее презрение народа.

* Австралия
Я (фамилия, имя) клянусь, что буду в качестве (звание и род войск) хорошо и верно служить в соответствии с законом ее величеству, ее наследникам и трону в течение (…) лет, (…) дней или до тех пор, пока моя служба не будет прекращена досрочно в соответствии с законом. Клянусь, что буду бороться с ее врагами и что во всех делах, касающихся моей службы, я буду верно исполнять свой долг в соответствии с законом. Да поможет мне Бог!

* Германия
Я клянусь верно служить Федеративной Республике Германия и храбро защищать права и свободу немецкого народа. Да поможет мне Бог!

* США
Я (имя, фамилия) торжественно клянусь сохранять верность Соединенным Штатам Америки, верно служить им против любых врагов, подчиняться приказам президента Соединенных Штатов и назначенным вышестоящим офицерам в соответствии с военным законодательством. Да поможет мне Бог!

* Турция
Настоящим клянусь своей честью, что в мире и войне, на земле, на море и в небе, всегда и везде я буду служить своей нации и своей республике с верой и любовью. Я буду подчиняться законам, правилам и своим командирам. Я буду дорожить честью армии и славой турецкого флага больше, чем собственным существованием. Если потребуется, я готов не пощадить жизни во имя страны, республики и долга.

3.2. По тексту присяг государств учащиеся выделяют общие слова:

— верно служить и всем в послушании и покорении быть;

-служить верно и послушно;

-верою и правдой;

3.3. Работа по вопросам по текстам военной присяги разных государств:

— Какой текст вам понравился и почему?

— Что вас поразило? Удивило? Почему?

3.4. Присяга-это…

-официальный статус;

-увольнение;

-праздник.

3.5. Общее в церемониале:

— знамя;

-вся часть;

-торжественная обстановка.

3.6. В народной памяти хранится множество пословиц и поговорок о военной присяге, объяснить смысл их:

«Принял присягу — от нее ни шагу»;

«Верность присяге – закон победы»;

«Присяга бойца – за Родину стоять до конца»;

«Верность присяге рождает героев».

  1. Подведение итогов.

Рефлексия « Солнечный круг».

Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось в данной теме. Вдоль каждого из лучей напишите одно из понятий, которое рассматривалось на занятии. В центре круга нарисуйте лицо человека – улыбающееся, задумчивое, не выражающее никаких эмоций или грустное – в зависимости от того, какое настроение у вас было, когда вы изучали эту тему. Спасибо за занятие, вы были сегодня очень активны.

Итог урока.

Объявляются оценки, дается задание на дом, отвечаю на вопросы.

Домашнее задание.

Учебник ОБЖ 11 класс, п. 4.3 повтор. п. 4.1-4.2 страница 94-96

Приложение

C:UsersЗамдиректора2DesktopусиковакурсантP1050895 - копия.JPG

C:UsersЗамдиректора2DesktopусиковакурсантP1050899.JPG

C:UsersЗамдиректора2DesktopусиковакурсантP1050904.JPG

C:UsersЗамдиректора2DesktopусиковакурсантP1050906.JPG

C:UsersЗамдиректора2DesktopусиковакурсантP1050907.JPG

C:UsersЗамдиректора2DesktopусиковакурсантP1050923.JPG

C:UsersЗамдиректора2DesktopусиковакурсантP1050922.JPG

C:UsersЗамдиректора2DesktopусиковакурсантP1050919.JPG

C:UsersЗамдиректора2DesktopусиковакурсантP1050909.JPG

C:UsersЗамдиректора2DesktopусиковакурсантP1050916.JPG

Свежие документы:  Методическая разработка внеклассного мероприятия по противопожарной безопасности «Осторожно, огонь!»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: