Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №100
Кировского района г. Волгограда
Конспект занятия по ЗОЖ
в 4 классе
«Разговор о прививках»»
подготовила
учитель начальных классов
Саранова Ольга Викторовна
г. Волгоград
2011
Цель: сформировать представление об инфекционных заболеваниях, источниках и путях их распространения и способах защиты
Задачи:
-дать понятие иммунитета;
-выявить нравственную позицию ребят в отношении к собственному здоровью;
-способствовать положительному отношению детей к привитию от болезней.
I. Вступительное слово учителя.
Мы часто говорим о заразных болезнях, В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, комары, москиты, слепни, клещи и др.
Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами), которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.
Источником заражения может быть кровь больного человека.
Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов многоразового использования, например одного и того же шприца несколькими людьми или при лечении зубов.
Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет.
II. Игра-соревнование «Кто больше?».
— Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими (ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит).
— Кто из вас болел какой-нибудь из перечисленных болезней?
III. Работа со стихотворением С.Михалкова.
Поднялась температура
Я лежу и не ропщу —
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят: «Терпи, отличник!»
После банок на боках
Кожа в синих пятаках. День лежу, второй лежу,
Третий — в школу не хожу.
И друзей не подпускают, —
¦ Говорят, что заражу.
— Как вы думаете, у мальчика инфекционная болезнь, или нет? Почему вы так считаете?
IV. Вы уже знаете, что вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни. Болезни бывают инфекционные и неинфекционные.
— Как же защитить себя от этих болезней? (Закаляться, вести здоровый образ жизни.)
Бывает, что этого недостаточно. И ученые-медики придумали еще одну защиту от таких болезней.
V. Анализ стихотворения С. Михалкова «Прививка»
Послушайте стихотворение и скажите, чего испугался герой?
— На прививку! Первый класс!
-Вы слыхали? Это нас!…
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и пошел…
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы ,
На добавочный укол!…
— На прививку! Первый класс!
— Вы слыхали? Это нас!…
-Почему я встал у стенки?
— У меня … дрожат коленки…
-Делали ли вам прививки?
-От каких болезней?
-Как вы думаете, зачем делают прививки? (В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.)
VI. Оздоровительная минутка.
VII. Игра «Полезно — вредно».
Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно.
VIII. Просмотр мультипликационного фильма «Про бегемота, который боялся прививки».
IX. Итог урока.
— Для чего делают прививки?
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
5