Система уроков, разработанных по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» с использованием информационно-коммуникативных технологий и инновационных идей


МКОУ «Овечкинская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района»

Алтайского края




Система уроков, разработанных по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» с использованием информационно-коммуникативных технологий и инновационных идей.


Время: 3×45 мин.


Автор: преподаватель ОБЖ:

Чевтаев

Владимир Николаевич

с. Овечкино

2012 г.

Выбраны наиболее оптимальные способы организации учебной деятельности школьников.

формирование навыков постановки учебной задачи;

  • совместное с учащимися достижение учебных целей;

  • организация поиска с детьми способа решения учебной задачи;

  • включение учащихся в анализ и оценку совместной деятельности;

  • создание ситуации успеха на уроке;

  • использование технологии уровневой дифференциации;

  • обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

  • применение мультимедийных компьютерных технологий


Цели уроков:

    1. Сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», «вредные привычки и их влияние на здоровье»

    2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

    3. Повышение общей информационной культуры учащихся.


Тип уроков: изучение, закрепление нового материала и проверка его усвоения.









Учебно-методическое сопровождение уроков:

  1. Мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс» под редакцией М.А. Шахраманьяна. Библиотека электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 11 классы». (БЭНП «ОБЖ. 5 – 11 классы»).

  2. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности » под общей редакцией Ю.Л. Воробьева.

  3. Компьютеры.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. План занятий.













Урок 1.

Изучение нового материала с использованием мультимедийного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс» под редакцией М.А. Шахраманьяна.


  1. Понятие «здоровье»

  2. Понятие «здоровый образ жизни»

  3. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

  4. Значение здорового образа жизни






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические рекомендации

Ожидаемый результат


I. Организа-

ционный момент

(психологический

настрой на урок)





2. Проверка домашнего задания




3. Мотивация и целеполагание.


















4.Планирование деятельности.










5. Изучение нового материала


























































6. Словарная работа









7. Релаксация








8. Закрепление изученного материала























9.Контроль и рефлексия





































10.Оценивание









11.Домашнее задание


— Ребята! Я рад вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения.





— Ребята, сейчас вы зачитаете свои домашние мини-сочинения на тему «Мой образ жизни».

— Молодцы! Вы все хорошо справились с домашним заданием.


-Скажите пожалуйста, о какой актуальной проблеме в той или иной степени говорилось в ваших сочинениях?

-Тема сегодняшнего урока «Здоровый образ жизни и его составляющие». Определим цели урока.












-Как спланируем деятельность сегодняшнего урока?








(появляется план урока на мультимедийной установке)



А. Вводная беседа учителя начинается с вопросов:

-Чего вы в первую очередь желаете себе?

-Чего вы в первую очередь желаете близким?

-Чего вы никогда не пожелаете своим врагам?

-Правильно, ответом на все эти вопросы будет одно – здоровье.

-Какое определение вы можете дать понятию «здоровье?







-Откройте учебник и прочитайте определение. Сравните его с вашими определениями.




-Продолжим беседу о здоровье и здоровом образе жизни. (используется мультимедийное пособие)


В. Работа на компьютере

-Составьте схему «Основные составляющие «здоровья»







С. Работа в группе.

-Предлагаю вам самостоятельно поработать в группах и сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни












-Запишите эти рекомендации в тетради.


Работа на компьютере:

— Соотнесите понятия и определения









-Выполним упражнения для расслабления и для снятия напряжения с глаз






А.Фронтальный опрос:

-Что может повлиять на здоровье человека?

-Приведите примеры влияния на здоровье разных социально-экономических факторов.

-Проанализируйте, как социально-экономические факторы влияют на здоровье вашей семьи.

-Приведите примеры, как природные, биологические и психологические факторы влияют на здоровье.

-как объясните выражение: «Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми»

В. Работа на компьютере

На экране компьютера – тесты


Контроль выполненной работы







-Подведем итоги сегодняшнего урока.

-Полностью ли мы реализовали план урока?

-Соответствовала ли наша работа целям урока?









-Какие вопросы вызвали затруднения?











-Какие задания выполняли с удовольствием?

-Довольны ли вы собой сегодня на уроке?








  • Как вы оцените свою работу на уроке?



-Отметки за урок выставляются с учетом отметок, полученных на компьютере за выполнение теста.

Объявление отметок


-Запишите домашнее задание на выбор:

1.Экспресс-оценка состояния здоровья (измерение частоты пульса)

2.Экспресс – оценка состояния здоровья (определение индивидуальной конституции в сочетании с реальным весом)


Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

Желают друг другу хорошего рабочего настроения.




Учащиеся по-очереди зачитывают мини-сочинения




— О проблеме здоровья, здорового образа жизни.





-Раскрытие понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»

-Изучение составляющих здорового образа жизни

-Применение знаний, умений и навыков в конкретной ситуации

-Воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала


-Составим план:

1.Изучим тему урока.

2. Словарная работа

3. Закрепим изученный материал

4.Решение теста

5.Подведение итогов деятельности.













-Здоровья



-Здоровье – это отсутствие заболеваний

-Здоровье – это отсутствие физических дефектов

-Здоровье – это нормальные условия жизнедеятельности.


Находят определение в учебнике, зачитывают его вслух и сравнивают со своими ответами.


Учащиеся включаются в беседу с учителем, работают используя мультимедийное пособие




Схема:

здоровье


нравственное

физическое


социальное



Учащиеся работают в группах, затем зачитывают рекомендации вслух:

-Познай самого себя

-Хорошо питайся

-Играй с осторожностью

-Выбирай друзей правильно

-Содержи свой мир в чистоте

-Научись говорить «нет»

-Содержи свое тело в чистоте

-И т.д.




Выполняют задание и обращают внимание на правильное написание слов и их смысл







Выполняют упражнения

(Приложение № )







Отвечают на вопросы, дополняя друг друга
















Работают над выполнением теста


Фиксируют отметки, полученные на компьютере







-Да, полностью


-Да, соответствовала .

-Мы раскрыли понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»,

-Изучили составляющие здорового образа жизни

-Вырабатывали умение работать на компьютере

-Решали тестовые задания


-Мне все вопросы были понятны и трудностей не возникло

-У меня вызвала затруднения работа по составлению рекомендаций по здоровому образу жизни, но работа в группе помогла мне в этом


Решение теста на ПК



-Да, я довольна собой, так как у меня сегодня все получилось

-А я не очень доволен собой, так как слабовато подготовил домашнее задание


-Отлично

-Хорошо

-Удовлетворительно







Записывают задание с учетом выбора.


Психологическая минутка дает возможность настроить учащихся на создание благоприятной рабочей обстановки во время урока.



Контроль выполнения домашнего задания








Помочь учащимся осознать и сформулировать цели урока.













Включение учащихся в планирование деятельности способствует расширению опыта составления схем, развивает способности предвидеть последствия своих действий.




На данном этапе урока важно:

-умение выстраивать освоение учебного материала как совместную деятельность

-умение общаться с детьми и вести диалог.

Дети учатся работать с информацией учебника, находить необходимый материал. Использование на уроке ПК и мультимедийной установки позволяет повысить эффективность урока.






































Выполнение такого задания развивает интерес к предмету, помогает концентрировать внимание на правильное написание и произношение терминов.


Этап релаксации помогает детям снять напряжение и побуждает к дальнейшей деятельности, переключает внимание



















Организация самостоятельной деятельности учащихся на ПК с целью проверки изученного материала




Рефлексия направлена создание своего целостного образа как личности, дает возможность сохранить связь данного урока со следующим






























Учащиеся учатся оценивать свою работу на данном уроке








Дифференцированное домашнее задание дает право выбора и позволяет испытать успех при его выполнении








Полная готовность класса к работе на уроке.









Выявлен уровень подготовленности учащихся к уроку







Первичное осмысление целей урока.

Осознание предмета изучения.













Осознание цели предстоящей деятельности.












Умение ориентироваться в учебнике, умение аргументировать свои версии, выдвигать свои предложения.




















































Умение решать нестандартные задания с использованием ПК, грамотно писать и произносить термины.






Учащиеся отдохнув, продолжают работать с новыми силами























Умение выполнять тесты на ПК, умение работать с тестами. Настойчивость и упорство при выполнении заданий





Осознание предмета контроля, выполнение его. Анализ конкретных результатов


































Умение объективно оценить свою деятельность(участие в работе, правильность выполнения, старание)






Выбирают задания в соответствии с уровнем развития и желанием. Возможно кто-то выполнит оба задания









Приложение № 1


  1. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

  1. Исходное положение – сидя на стуле. Отвести голову назад и плавно наклонить назад, на счет 1-2, 3-4 – голову наклонить вперед. Повторить 3 раза.

  2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы налево, 2 – И.п., 3 поворот головы направо, 4 – И.п. Повторить 3 раза.

  3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.п., 3 – то же правой рукой, 4 – И.п. Повторить 3 раза.

  1. Физминутка для снятия напряжения с глаз.

1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

2) Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)).

3) Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

4) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.



Урок № 2


    1. Урок на основе групповой работы.

    2. Подготовка к выполнению группового задания. Каждый ученик получает тематические вопросы (Приложение 2) и в зависимости от полученных ответов проводится разделение на группы которые готовят мультимедийные презентации с использованием библиотеки электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 11 классы». (БЭНП «ОБЖ 5 – 11 классы»).

    3. Постановка познавательной задачи

    4. Инструктаж о последовательности работы

    5. Выдача дидактического материала

    6. Класс делится на несколько групп по 3 человека для решения конкретных учебных задач

    7. Каждая группа получает конкретное задание (Приложение 3)

    8. В результате вклада каждого члена группы в работу достигается общая цель поставленная перед учащимися



Групповая работа:

Планирование работы в группе

Выполнение задания по изученному материалу (подготовка презентации по полученным заданиям)







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические рекомендации

Ожидаемый результат

1.Организационный

момент









2. Мотивация и целеполагание
















3. Проверка домашнего

задания




















4. Самостоятельная

работа












5. Релаксация ( в ходе выполнения самостоятельной работы)


6. Подведение итогов работы






























7. Домашнее задание








— Ребята! Я рад вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения




Скажите какую тему мы изучаем?


Сегодня мы закрепим материал этой темы в ходе составления презентаций. Сформулируем цели данного урока.









Проверим, как вы подготовили домашнее задание.

Выполните самостоятельно задание по карточке.

(Раздает индивидуальные карточки с вопросами )

приложение №1


А теперь озвучьте свои ответы




В зависимости от ваших ответов делимся на группы следующим образом: (Формирует группы)





Каждая группа выполняет общее задание: составить презентацию по определенной теме.


Первая группа — по теме:Здоровый образ жизни…

Вторая группа – Вредные привычки

Третья группа – Влияние здорового образа жизни …








Подведем итоги работы на уроке.


-Соответствовала ли наша работа целям урока?






-Какие вопросы вызвали затруднения?





-На уроке вы работали с удовольствием?






-Как вы оцените свою работу на уроке?






Подготовить защиту презентаций

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

Желают друг другу хорошего рабочего настроения.




Здоровый образ жизни и его составляющие




-повторить материал о здоровом образе жизни

-вырабатывать навык составления презентаций

-учиться применять полученные знания








Выполняют задание самостоятельно





Зачитывают ответы вслух по очереди





Рассаживаются по группам за компьютерами













Составляют презентации за компьютерами




Выполняют физминутку









-Да, соответствовала, так как мы учились применять полученные знания при составлении презентаций



-У меня никаких вопросов не возникало в ходе самостоятельной работы

-Я разрешал свои вопросы в группе


-Да, я работала на уроке с удовольствием

-Я сегодня работал не в полную силу, так как слабо подготовился к уроку



-Отлично

-Хорошо

-Удовлетворительно

Психологическая минутка дает возможность настроить учащихся на создание благоприятной рабочей обстановки во время урока.




Устанавливается связь между прошлым уроком и настоящим, удерживается учебная цель. Постановка целей помогает осознать свои возможности. У детей появляется чувство соавтора урока, что поддерживает мотивацию








Анализ выполнения этих заданий позволяет оценить готовность учащихся к уроку, готовность к решению познавательных задач, стремление преодолевать трудности.















Включение в урок данного этапа помогает воспитывать интерес к предмету, развивать умение работать на компьютере, составлять презентации.







Этап релаксации помогает детям снять напряжение и побуждает к дальнейшей деятельности, переключает внимание








Рефлексия направлена на создание своего целостного образа как личности, дает сохранить связь данного урока со следующим












Дети учатся оценивать свою работу на уроке






Развивает умение представить свою работу и себя, продемонстрировать свои знания и умения

Полная готовность класса к работе на уроке











Осознание предмета изучения на данном уроке. Понимание, первичное осмысление целей урока










Выявлен уровень подготовленности учащихся к уроку .






















Стремление к расширению знаний












Учащиеся отдохнув, продолжают работать с новыми силами







Осознание предмета контроля, выполнение его. Анализ конкретных результатов, объяснение своих удач и неудач























Умение применять полученные знания и представить их










3 урок


  1. Представление приготовленных презентаций

  2. Взаимооценка выполненной работы

  3. Анализ познавательной задачи

  4. Общий вывод о групповой работе достижении поставленной цели.











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические рекомендации

Ожидаемый результат

1. Организационный

момент









2. Мотивация и целеполагание




















3. Проверка домашнего

задания

(представление презентаций)














4. Анализ деятельности, взаимооценка









5. Подведение итогов работы. Оценивание


























6. Домашнее задание








— Ребята! Я рад вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения



На прошлом уроке вы составляли презентации по определенным темам, а сегодня вы их представляете

Сформулируем цели данного урока








Составим план работы сегодня на уроке






Сейчас представляем свои презентации.

( мультимедийная установка)


Первыми представляет свою презентацию группа, работающая над темой «Здоровый образ жизни..»


Вторые – группа, работающая над темой «Вредные привычки»

Третьи – ребята, которые работали по теме «Влияние здорового образа жизни..»




А сейчас давайте проанализируем вашу деятельность по представлению презентаций








Подведем итоги деятельности на уроке.


-Полностью ли мы реализовали план урока?

-Соответствовала ли наша работа целям урока?



-Доволен ли ты, как прошел сегодня урок?




Ты сумел показать свои знания?




-Как вы оцените свою работу на уроке?






Подготовить доклад на основе своей презентации для представления учащимся младшего и среднего звена

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

Желают друг другу хорошего рабочего настроения.




-Показать умение применять полученные знания

-Развивать навык представления своей работы

-Оценить свою работу и работу других




1.Представление работ

2.Анализ презентаций

3. Подведение итогов







Представляют свои работы, задают друг другу вопросы по выполняемой работе











Высказывают свои мнения о презентациях,

сравнивают, отмечают успехи и недочеты











-Да, полностью

-Работа соответствовала целям данного урока




-Я сегодня работал с удовольствием и очень доволен как прошел урок



-Да, я старался продемонстрировать свои знания и мне кажется мне это удалось


-Отлично

-Хорошо

-Удовлетворительно

Психологическая минутка дает возможность настроить учащихся на создание благоприятной рабочей обстановки во время урока







Устанавливается связь между прошлым уроком и настоящим, удерживается учебная цель. Постановка целей помогает осознать свои возможности. У детей появляется чувство соавтора урока, что поддерживает мотивацию






























Учатся выполнять анализ деятельности, сопоставлять ее с другими







Учатся оценивать деятельность.

Рефлексия направлена на выявление, почему действия направлены так, а не иначе

Полная готовность класса к работе на уроке







Понимание, первичное осмысление целей урок


































Умение анализировать свою работу и работу других. Анализ конкретных результатов обучения: какие получены достижения; что было удачным, что неудачным; объяснение причин неудач






Умение объективно оценивать свою деятельность и деятельность других.



Приложение 2


  1. Что такое здоровье?

  2. Что такое здоровый образ жизни?

  3. Какие правила и нормы определяют здоровый образ жизни?

  4. Каковы основные составляющие здорового образа жизни?

  5. Что такое никотиновая зависимость?

  6. К каким последствиям приводит алкоголизм?

  7. К каким последствиям приводит наркомания?


Приложение 3


Понятие «здоровый образ жизни»


Вредные привычки и их влияние на здоровье человека


Значение здорового образа жизни







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ:


  1. Мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс» под редакцией М.А. Шахраманьяна. Библиотека электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 11 классы». (БЭНП «ОБЖ. 5 – 11 классы»).

  2. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности » под общей редакцией Ю.Л. Воробьева.


Свежие документы:  Тест для 8 класса по ОБЖ «Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: