Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Никольское»
МО «Енотаевский район» Астраханской области
Статья
«Использование тестовых заданий
на уроках ОБЖ в 5-8 классах»
подготовила
учитель ОБЖ
Иванова Юлия Александровна
с.Никольское
2012
Среди способов проверки знаний, умений и навыков тестовый контроль занимает особое место. По сравнению с традиционными формами контроля (экзамены, контрольные и проверочные работы и т.п.) тесты часто оказываются более объективным и качественным способом контроля. Результат тестирования, к тому же, позволяет сопоставить уровень отдельного объекта (учащегося, класса) по предмету в целом (или по отдельным темам) со средним уровнем или со сходным объектом. Отмечу также равные для всех участников условия, единые критерии оценки и интерпретации результатов.
Эти достоинства и способствовали появлению в последнее время большого количества тестов.
По характеру ответов тестовые задания, применяемые мною на урока, делятся на два класса: открытые и закрытые.
Открытое – задание, имеющее (в принципе) бесконечное множество решений или допускающее свободную форму ответа.
К ним относятся задания двух видов:
— дополнения (другое название с ограничением на ответы). В этих заданиях учащиеся должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.
Инструкция для заданий дополнения: вместо каждого многоточия впишите только одно слово.
Например, при изучении темы «Землетрясения» даю ученикам следующее тестовое задание: «Землетрясение – это … и … земной поверхности» (ответ: толчки, колебания), а при изучении темы «Производственные аварии и катастрофы»: «Производственные аварии и катастрофы – это ЧС … характера» (ответ: техногенного).
— свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировка задания должна обеспечивать наличие только одного правильного ответа.
Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложения (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ; дополните определение, то есть вместо многоточия можно вписать словосочетания, фразу, предложение или даже несколько предложений. Ответ считает правильным, если содержит ключевые слова, которые есть в эталоне ответа или оценивается баллами за каждое ключевое слово.
При изучении темы «Наводнения» предлагаю учащимся выполнить следующее задание: «При внезапном наводнении до прибытия помощи следует…» (ответ: быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить), а при изучении темы «Чрезвычайные ситуации в природе»: «Руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристической группы в поисково-спасательную службу (ПСС) для того, чтобы…» (ответ: ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае экстремальной ситуации оперативно оказать ей помощь»).
Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:
1) краткость и однозначность ответов;
2) необходимость воспроизведения ответов по памяти;
3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
4) простота формулировки вопросов;
5) простота проверки;
6) невозможность угадать ответ.
Задания данного типа можно использовать в тех случаях, когда проверяемый мыслительный навык в конкретной предметной области достаточно просто формализуется и дает больший эффект по сравнению с другими типами заданий.
Закрытые – задания, имеющие конечное множество вариантов ответа, из которых необходимо выбрать верный.
По форме ответов задания закрытого типа, в свою очередь, делятся на несколько видов:
1) Множественный выбор (меню), предполагается конечное множество ответов, из которых нужно выбрать правильный (может быть не один).
Задание с множественным выбором предполагает наличие вариативности в выборе ответа. В этом случае задание состоит из двух частей: формулировки задания и вариантов ответа, среди которых и необходимо выбрать один (или несколько в зависимости от формулировки).
Инструкции для данного типа заданий могут выглядеть так: «Обведите номер ответа, который вы считаете правильным»; «Запишите номер правильного ответа»; «Из предложенных вариантов выберите два (три…) и запишите их номера»; «Выберите правильный ответ и укажите его номер».
При составлении заданий данного типа наибольшую сложность представляется составление вариантов ответов: один (или несколько) из предполагаемых ответов должен быть верным, остальные должны быть правдоподобными (хорошо, если они содержат типичные ошибки).
При изучении темы «Оползни, сели, обвалы» даю ученикам задание: «Наиболее безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин:
а) склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны,
ущелья и выемки между горами;
б) возвышенности, расположенные с противоположной стороны
селеопасного направления, склоны гор и возвышенностей, не
расположенные к оползневому процессу;
в) долины между гор с селе- и лавиноопасными участками,
большие деревья с толстыми стволами, большие камни, за
которыми можно укрыться.»
(Ответ: б)
При изучении темы «Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ» даю задание: «Аммиак – это:
а) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах
гнилых плодов;
б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.»
(Ответ: в)
А при изучении темы «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи: «В зависимости от характера повреждения кровотечения бывают:
а) венозные;
б) внезапные;
в) повторные;
г) артериальные.»
Преимущества заданий такого типа:
— задания достаточно легко обрабатываются;
— проверка заданий носит объективный характер, поэтому повышается надежность типа;
— достаточно низка вероятность угадывания правильного ответа.
2. Альтернативный тип заданий предполагает только два варианта ответа (да — нет, верно-неверно и т.п.). Учащийся должен выбрать один из них.
В этом случае инструкции могут быть такими «Запишите в соответствующей графе «да», если вы согласны с утверждением и «нет» в противном случае»; «Подчеркните номера тех вариантов, на которые вы даете утвердительный ответ»; «Обведите вариант ответа «да» или «нет», который вы считаете верным».
Альтернативный тип заданий самый простой, но не самый распространенный.
При изучении темы «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» даю задания:
1) В записке, прикрепляемой к жгуту необходимо указать следующую информацию:
а) дату положения жгута верно неверно
б) фамилию, имя, отчество пострадавшего верно неверно
в) точное время (часы и минуты положения
жгута) верно неверно
г) время наложения жгута (часы, минуты,
и секунды) верно неверно
д) даты и время получения ранения верно неверно
е) фамилия, имя, отчество наложившего
жгут верно неверно
2) Оказание помощи при кровотечении из носа:
а) сказать пострадавшему, чтобы он стоял,
запрокинув голову назад верно неверно
б) усадить пострадавшего, наклонив его
туловище вперед верно неверно
в) измерить температуру и дать
обезболивающее верно неверно
г) положить на спинку носа холод, плотно
прижать крылья верно неверно
д) смочить кусочки ваты раствором перекиси
водорода и ввести их в носовые ходы верно неверно
А при изучении темы «Оползни, сели, обвалы»:
3) Основная причина крупных обвалов:
а) землетрясения да нет
б) таяние ледников да нет
в) ураганы да нет
г) наводнения да нет
3.Задание на соответствие – задание, где требуется восстановить соответствие элементов из двух списков, подобрать определения в одном столбце, соответствующие терминам в другом, причем количество определений и терминов могут отличаться.
Здесь существует достаточно много модификаций, от которых зависит вид инструкции. Наиболее часто используются инструкции вида: «Установите соответствие между определением и термином, запишите ответ в виде последовательностей цифр, соответствующих буквами».
При изучении темы «Землетрясение» даю задание: «Соотнеси написанное в столбцах 1 и 2 (Запиши в таблицу ответов цифры из столба 2, которые соответствуют утверждениям из первого списка):
Последствия | |
А. Первичные В. Вторичные |
|
Ответы | |
А |
|
В |
|
Эталон ответа:
Ответы | |
А | 3, 5 |
В | 1, 2, 4, 6, 7 |
А при изучении темы «Оползни, обвалы, сели»:
Основные параметры | |
А. Обвал В. Оползень С. Сель |
|
Ответы | |
А |
|
В |
|
С |
|
Эталон ответа:
Ответы | |
А | 4, 5 |
В | 2, 4, 5 |
С | 1, 2, 3, 5 |
Главное преимущество тестов такого типа: возможность быстро оценить знание базовых понятий в конкретной области знаний и компактное размещение информации в задании.
Для того, чтобы результаты как можно меньше зависели от внешних причин, необходимо учитывать следующие требования:
— оба списка должны размещаться на одной стороне листа;
— число данных каждого списка не должно превышать 10 элементов;
— если длины списков не совпадают, то есть установлено не взаимооднозначное соответствие между элементами списков, необходимо указать это в инструкции;
— элементы каждого списка должны быть однородными.
4. Задания на восстановление последовательности незаслуженно редко используются в текстах. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткость, простотой проверки. К тому же хочу отметить и характерную для этой формы заданий низкую вероятность угадывания правильного ответа.
Используется инструкция: «Расположи в правильной последовательности».
При изучении темы «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» предлагаю выполнить учащимся следующие задания:
1. Этапы оказания ПМП (первой медицинской помощи) при отморожениях или охлаждении организма должны проводится в следующем порядке:
Варианты ответа:
А. Дать пострадавшему одну таблетку аспирина или анальгина.
В. Дать пострадавшему горячий чай или кофе.
С. При отсутствии помещения на отмороженную конечность положить толстую ватно-марлевую повязку.
D. Согреть конечность и пострадавшего в целом.
Е. На отмороженный участок тела наложить стерильную повязку.
F. Растереть замерзшую поверхность от периферии к центру рукой или мягкой шерстяной тканью до появления розовой окраски кожи.
Ответ | |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
(Правильный ответ: D, F, Е, С, А, В)
2. Этапы оказания ПМП при открытых переломах проводятся в следующей последовательности:
Варианты ответа:
А. Дать обезболивающее средство.
В. Остановить кровотечение.
С. Провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она находится в момент повреждения.
D. На рану в области перелома наложить стерильную повязку.
Ответ | |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
(Правильный ответ: В, D, А, С)
А при изучении темы «Пожары и взрывы» даю задание: «Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и, закрыв дверь на кухню, пошли смотреть телевизор. Вдруг почувствовали запах газа. Какова очередность ваших действий?»
Варианты ответа:
А. Открыть окно.
В. Зайти на кухню.
С. Плотно закрыть дверь в кухню.
D. Перекрыть газовый кран.
Е. Позвонить в аварийную службу.
F. Пойти к соседям.
Ответ | |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
(Правильный ответ: В, D, А, С, F, Е)
Преимущества заданий закрытого типа:
— задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;
— оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;
— задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится;
— простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок;
— низкая вероятность угадывания правильных ответов;
— возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования.
Список использованной литературы
Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. Разработка и применение тестов успешности усвоения» М.: «ИРПО», 1996.
4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования, М.: «Интеллект центр», 2001.
Романов А.В. Методика подготовки и проведения тестового контроля в учебном процессе. Чебоксары: «Кино», 1998.
Колодницкий Г. А., Латчук В. Н., Марков В. В., Миронов С. К., Мишин Б. И., Хабнер М. И. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по ОБЖ. М.: «Дрофа», 2001.