Урок ОБЖ для 8 класса
« Нарушение экологического равновесия. Изменение состояния суши (почвы)»
/слайд1/
Цели:1.Рассмотреть биологические факторы, влияющие на состояние почвы.
2.Побуждать к бережному отношению к окружающей среде.
3.Подготовка к уроку-конференции.
Оборудование: ИКТ (слайдовая презентация).
Приёмы и методы преподавания: Лекция с демонстрацией и обсуждением.
Ход урока:
I.Орг.момент – проверка готовности к уроку.
II. Проверка знаний:
/слайд 2/
1.Какие функции в организме выполняет вода?
2.От чего зависит состав воды?
3.Что такое органолептические свойства воды? От чего они зависят?
4. Какие изменения происходят в природной воде под влиянием хозяйственной деятельности человека?
5.Что такое сточные воды? Какую опасность они представляют для человека?
III.Новый материал:
Вступительное слово:
/слайд 3/
За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер.
Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия, которое повлекло за собой последствия катастрофического характера в виде экологических кризисов и природных катастроф.
Сегодня мы будем говорить об изменениях состояния почвы.
/слайд 4/
Почвенный покров является важнейшим природным образованием.
/слайд 5/
Его значение для жизни общества определяется тем, что почва является основным источником продовольствия, обеспечивающим 97—98% продовольственных ресурсов населения планеты. Вместе с тем, почвенный покров является местом деятельности человека, на котором размещается промышленное и сельскохозяйственное производство.
/слайд 6/
Почва выполняет основные функции, которыми обусловлена жизнь на земле:
-производство органических веществ, в том числе сельскохозяйственных культур;
-минерализация отмерших органических остатков;
-а в наше время почва стала ещё и биологическим фильтром, поглощающим и обезвреживающим (утилизирующим) промышленные и коммунально-бытовые отходы.
/слайд 7/
Как воздух и вода, почва – важнейший элемент биосферы, во многом определяющий состояние внешней среды обитания человека. Она состоит из разнообразных минеральных и органических веществ. К первым относятся кремнезём, глинозём, известь и магнезия, ко вторым- изменённые останки представителей растительного и животного мира.
/слайд 8/
На состояние почвы большое влияние оказывают факторы, связанные с деятельностью человека: деградации почвы во многом способствует нерациональное использование земельных ресурсов: застройка плодородных земель индустриальными объектами, перезагрузка почвы удобрениями во время полевых работ, развитие пастбищного животноводства, неправильная эксплуатация земель приводит к эрозии почвы.
/слайд 9/
Ещё одним фактором загрязнения почвы, а вместе с ней окружающей среды являются свалки, переполненные промышленными и бытовыми отходами. Отходы бывают твёрдыми и жидкими.
На слайде представлена таблица, в которой указан % определённых твёрдых отходов.(уч-ся знакомятся с данными).
/слайд 10/
Большую опасность представляют собой нефтепродукты, пролитые на землю, а так же осадки сточных вод после их обработки.
— А что вы можете сказать по поводу загрязнения почвы людьми, отдыхающими на природе, людьми, живущими в частном секторе города?
(Обсуждение проблемы) /слайды 11-12/
/слайд 13/
На сегодняшний день статистика неутешительна:
На долю каждого жителя нашей планеты приходится около 20 т отходов в год;
Около 1% перерабатывается;
Около 2% сжигается;
Около 97% отходов вывозится на свалки;
Проблема обезвреживания отходов, оказывающих вредное биологическое действие, не сводится только к вопросу их вывоза; она является более сложной гигиенической проблемой, так как почва является связующим звеном между водой, воздухом и человеком.
/слайд 14/
Человечество в опасности. Важно подумать каждому из нас, как помочь нашей земле. Сейчас ведётся большая работа по урегулированию ситуации:
Контроль применения пестицидов в сельском хозяйстве;
почвозащитная система земледелия;
недопущение загрязнения почвы остатками строительных деталей, нефтью и нефтепродуктами
Контроль и изучение атмосферных осадков (в частности снежного покрова);
Технологическое патрулирование из космоса (слежение за всеми изменениями природной среды).
/слайд 15/ -самостоятельный просмотр.
-Почва обладает способностью к самоочистке, однако, этот процесс очень долгий. Что вы можете предложить уже сегодня? Что под силу каждому из вас? (обсуждение и предложения)
В заключении повод для обдумывания проблемы- /слайды 16-17/
IV. Ответы на вопросы уч-ся.
Домашнее задание: стр.184-194; вопросы на стр.195-196-подготовка к проверочной работе.
3