Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Конспект урока по ОЗОЖ
во 2 классе
тема урока:
«Расти здоровым»
подготовила
учитель начальных классов
Волкова Наталья Александровна
г. Энгельс
2012
Тема урока: «Расти здоровым».
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний, умений и навыков в знакомых и
новых учебных ситуациях.
Тип урока: урок – закрепления.
Цели по содержанию: образовательные:
формирование мотивации здорового образа жизни, осознание учащимися личностной ценности здоровья;
развивающие:
развивать внимание, мышление;
воспитательные:
воспитывать способность к взаимопониманию, формировать активную жизненную позицию.
Средства обучения:
выставка детских рисунков;
плакат «Здоровье — это…»;
книжки – самоделки;
иллюстрированный дидактический материал для индивидуальной работы (карточки-отгадки с изображением предметов личной гигиены, карточки «Пушистики»);
2 музыкальные композиции.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация знаний и мотивация.
Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе»
(звучит музыкальная композиция – «Одинокий пастух» Джеймс Ласт).
-В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет.
Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.
Мысленно направляем к ней лучик, который несет ЛЮБОВЬ. Звездочка увеличилась.
Направляем лучик, который несет МИР. Звездочка опять увеличилась.
Направляю лучик с ДОБРОМ, звездочка стала еще больше.
Я направляю к звездочке лучики, которые несут ЗДОРОВЬЕ, РАДОСТЬ, ТЕПЛО, СВЕТ, НЕЖНОСТЬ, ЛАСКУ. Теперь звездочка становится большой, как солнце.
Оно несет тепло всем – всем!
Беседа по теме. Инсценирование.
Ученик. — Ребята, я вчера такую интересную передачу смотрел про инопланетян.
Оказывается, они к нам уже несколько раз прилетали.
Ученик. — Ну, неужели вы до сих пор в эту ерунду верите? Ну не было инопланетян! Не было, нет и не будет! Сказки все это!
Ученик. — Ой, что это?
Ученик. — Где?
Ученик. — Ну вон там – вдалеке! Точка какая-то показалась. Ой, точно, это они – инопланетяне! Прилетели! Ура!!! (хором)
(Гаснет свет, звучит таинственная космическая музыкальная композиция «Чёрна дыра». Когда свет зажигается, появляется странное существо-инопланетянин, житель планеты Альфамикс.)
Инопланетянин (говорит металлическим голосом)
— Я представитель самой совершенной цивилизации Альфамикс. Мы давно наблюдаем за вами, земляне! Наша экспедиция решила заняться изучением класса неорганизованных, семейства несовершенных, вида нерациональных жителей планеты Земля.
Ученик. – Зд-д-дравствуйте, дяденька!
Инопланетянин. – Что означает на вашем нерациональном языке слово «Здравствуйте»?
Ученик.– Тоже мне, умник-разумник нашелся! Слово «здравствуй» не понимает!
«Здравствуйте» — это пожелание человеку быть здоровым, которое люди произносят при встрече!
Повторение пройденного материала.
Инопланетянин. – Не понимаю, не понимаю. Что значит «быть здоровым»?
Запрашиваю группу технической помощи! Прием, прием! Нет, группа помощи бессильна. Объясните, объясните, что означает быть здоровым?
Ученик. – Эх, вы, представители самой совершенной цивилизации! Да у нас это даже первоклашки знают.
Ученик. – Ребята, давайте инопланетянину объясним смысл понятия «быть здоровым».
Воспользуйтесь своими рисунками, которые вы выполняли на уроках по здоровому образу жизни.
(На доске – плакат, рисунки, книжки – самоделки. Учащиеся высказывают свое мнение.)
Ученик. – Здоровье – это активный образ жизни, занятия спортом, отдых на природе, личная гигиена и правильное питание.
Ученик. — Здоровье человека во многом зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, каким воздухом дышим и какую воду пьем и от других вещей.
Ученик. — Но многое зависит и от каждого из нас. Как вы думаете, почему?
ВЫВОД: – Здоровье – это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезней.
Инопланетянин. – Я все понял! Здоровье – это богатство, капитал! У нас на Альфамиксе все жители свои капиталы в банке хранят, чтобы их приумножить. Вы тоже свой капитал – здоровье – в банке храните?
Ученик. — Ха, ха, ха! Здоровье – это действительно капитал, но сохраняют и приумножают его вовсе не с помощью банка!
Инопланетянин. – А как? Откройте мне этот секрет.
Ученик. – Да и секретов тут особых нет. Нужно только знать «Законы здоровой жизни».
УЧ-ЛЬ. – Ну что, ребята, давайте расскажем инопланетянину о законах здоровой жизни.
Ученик. – Во-первых, тот, кто хочет быть здоровым должен есть здоровую пищу.
УЧ-ЛЬ. – Расскажите, какие продукты могут считаться полезными и почему?
Ученик. – Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.
Ученик. – Одни продукты дают энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Это – мед, гречка, изюм, масло.
Ученик. – Другие помогают строить организм и сделать его более сильным. Это – рыба, яйца, мясо, творог.
Ученик. – Овощи и фрукты содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, морковь.)
УЧ-ЛЬ. – Давайте вспомним «золотые правила питания».
Ученик. – 1.Не переедать.
2.Есть в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко
усваивается.
3.Тщательно пережевывать пищу, не глотать кусками.
ВЫВОД: – Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия:
умеренность и разнообразие.
УЧ-ЛЬ. – Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.
Древним людям принадлежат слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, для того, чтобы есть».
Ученик. – Ой, что это мы все про еду, да про еду! А про зарядку ты забыл?
Оздоровительная минутка.
Инопланетянин.
– Зарядка, зарядка… Мы заряжаем свои батареи энергией черных дыр. А вы?
Ученик. – А нам никакие черные дыры не нужны. Ведь у нас есть волшебные упражнения, которые помогают нам стать красивыми и счастливыми.
(Дети под музыку выполняют танцевальные упражнения, инопланетянин подражает.)
Ученик. – А еще нам помогает удивительная армия – Армия Здоровья. У каждого из нас есть свои «солдаты», которые встают на пути у болезни.
УЧ-ЛЬ. – Хотите с ними познакомиться? Я сейчас буду загадывать загадки, а карточку-отгадку с предметом личной гигиены вы найдете у себя на столе.
(Учитель загадывает загадки, а учащиеся поднимают карточку с отгадкой.)
МЫЛО
Посмотрите, посмотрите —
Тонет в речке и в корыте!
Почему ж оно всегда
Только там, где есть вода?
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне —
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
— Для чего нужны вода и мыло?
(учащиеся рассуждают, зачем человеку нужны вода и мыло)
Ученик. – Вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
Ученик. – С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.
ВЫВОД: — От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
ЩЁТКА ДЛЯ ОДЕЖДЫ
Кто меня назвать не сможет?
Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье. (Щётка для одежды)
— Для чего она нужна?
Ученик. – 1.Чистота — залог здоровья.
2.Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью.
3.Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим
людям.
ЗУБНАЯ ЩЁТКА
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка)
-Для чего? Зачем?
Ученик. – Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно её мыть, менять раз в 3-4 месяца.
Ученик. – Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Ученик. – Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
«К стоматологу идем
В год два раза на прием».
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
РАСЧЁСКА
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
Ученик. – Чтобы волосы были здоровыми, чистыми, за ними надо ухаживать. Прежде всего, ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от грязи и пыли.
НОСОВОЙ ПЛАТОК
Лёг в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
— Зачем нужен?
Ученик. – Ну что, теперь вам понятно, что значит «быть здоровым?»
Инопланетянин. – Да, пожалуй, мы ошибались, считая вас несовершенными. Нашей планете есть чему у вас поучиться. Я думаю, мы подружимся.
А сейчас мне пора. Я должен срочно рассказать своим друзьям о том, что мне удалось узнать.
Ученик. – Прилетайте к нам поскорее! До свидания! Будьте здоровы!
Инопланетянин. – Будьте здоровы! (машет рукой)
(Гаснет свет, звучит музыка, инопланетянин исчезает).
Ученик. – Ну что. Убедились в том, что инопланетяне – это вовсе не ерунда?
Чудеса, оказывается, все-таки существуют.
Ученик. – А знаете, я думаю, что настоящее чудо – это не только прилетевший инопланетянин. А разве мы с вами – не самое замечательное на Земле? Каждому из нас дана волшебная палочка – здоровье, с помощью которой мы сможем выполнить свои самые заветные желания. Нужно только не тратить силу этой палочки зря. И тогда любая мечта обязательно сбудется.
— Наш урок подошел к концу. На следующих уроках мы продолжим вести разговор о здоровье, и как правильно заботиться о нем. И не забывайте главные слова уроков здоровья:
«Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам».
Рефлексия.
— Посмотрите на «Пушистиков», у них разное настроение.
Раскрась «Пушистика», у которого такое же настроение, как и у тебя.
— А теперь закончи предложение: «На уроке я узнал(а) …».
Используемые источники:
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М: Вако, 2004
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М: Вако, 2004
Обухова Л.И., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М: Вако, 2004
Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М: Граф – Пресс, 2004
Сократов Н.В., Феофанов В.Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: методические рекомендации. – Оренбург, 2001
Автор и источник заимствования неизвестен. Картинки предметов личной гигиены.
https://mp3ostrov.com/mp3/info/aa-odinokii-pastuh—djeims-last-280949/ — Музыкальная композиция «Одинокий пастух» Джеймс Ласт
https://cosmos.ucoz.ru/load/skachat_muzyku_mp3_na_temu_kosmosa/black_hole_chernaja_dyra/6-1-0-502 – Музыкальная космическая композиция «Чёрна дыра»
7