Байдикова Ольга Алексеевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3
г. Донецка Ростовской области
Внеклассное мероприятие
по противопожарной безопасности
для учащихся 4 класса.
«Огонь — друг и враг человека».
Сценарий школьного праздника:
Цель:
— научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе;
— привить практические навыки тушения огня;
— довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
Оборудование:
Игрушечная газовая плита, утюг, оборудование для тушения пожара (покрывала, резиновые перчатки, лейка), сигнальные фонарики. Карточки с правилами, магнитофон.
Оформление:
Плакаты о работе пожарных, по сказке «Кошкин дом», «Гуси-лебеди», индивидуальные правила.
Ход занятия:
1. Повторение изученного.
— Сегодня у нас с вами очередной урок по основам безопасности жизнедеятельности человека.
-Какие могут возникнуть чрезвычайные ситуации?
(землетрясения, лавины, оползни, пожары, наводнения)
— А какие опасности существуют для жителей нашего города? (пожары)
— Почему? (Рядом с нашим городом леса, в лесах часто вспыхивают пожары).
2. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы поговорим с вами об одной такой ситуации. Тему урока будем открывать по одному слову, после выполнения заданий.
Первое – отгадайте загадку:
Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает.
-Что это?
(Огонь)
3. Огонь — давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
-Каких?
(Опор на картинку из сказки «Гуси-лебеди», где печка обогревает, пирожки печет, освещает).
А теперь, обобщая ваши ответы, послушаем ваших товарищей:
А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет?
(Открывается второе слово – друг)
Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого…
(Открывается листок 2 с названием темы урока: врага)
Чаще всего в домах вызывают пожары: печи, утюги, телевизор и газовые плиты.
— Чем же опасна газовая плита?
Об этом готовили свое домашнее задание ребята 1 ряда. Послушаем их.
1 ряд:
1.Утечка газа приводит к беде.
2. Пользоваться газом можно, когда комната проветривается.
3. Запрещается использовать газ для обогрева.
4. При зажигании газа надо сначала поднести горящую спичку к горелке, а потом открыть кран.
5. При запахе газа позвоните в газовую службу.
— А какой телефон?
(Учащиеся поднимают сигнальные карточки с телефоном) (04)
— Молодцы, ребята.
Обобщая все, что рассказали ребята 1 ряда, послушайте и запомните 4 важных «не».
(Открывается доска с правилами).
Учитель читает их:
— не ремонтируйте газовые приборы самостоятельно;
— не привязывайте к газовым трубам бельевых веревок;
— не исправляйте сами дефекты газопроводных труб;
— не оставляйте без присмотра работающие газовые приборы.
— А если загорелся телевизор? Что делать?
Об этом нам расскажут учащиеся 2 ряда.
2 ряд:
1. Телевизор надо сразу отключить от сети.
2. На него надо набросить плотную ткань или одеяло.
3. Тушить водой через верхнее отверстие задней стенки.
— А как вести себя, если загорелся утюг?
Это домашнее задание 3 ряда.
3 ряд:
1. Отключить утюг от электричества.
2. Отключать лучше в резиновой перчатке, если она есть.
3. Набросить на него плотную ткань.
4. И только потом бежать за водой.
5. Сообщить в пожарную часть по телефону.
— По какому телефону?
(Учащиеся поднимают сигнальные карточки с телефоном) (01)
4. Игровая ситуация.
Кто правильно потушит предметы?
(Обыгрывается ситуация по тушению предметов)
Пожар может начаться не только в квартире, но и в классе.
— Что может привести к пожару?
Тили-тили-тили бом,
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
глаза выпучила.
— Что кошка сделала неправильно?
Ответы:
— Открыла окна и двери,
— не сообщила пожарным,
— не отключила электроприборы,
— не затушила печь,
— создала панику…
— Молодцы, правильно!
Итак, мы раскрыли тему нашего урока «Огонь – друг и враг» и смогли доказать свои слова.
Подведение итогов.
Список использованной литературы:
1. Что нужно знать о пожаре, или три «П» на «пятерку» — Волкова П.С.под редакцией Чернова В.Н. Учебное пособие для начальных классов 2005
2. Основы пожаробезопасного поведения — Метод. рекомендации для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, Вологда 2002 г.
3. Сценарии проведения детских утренников, агитбригад на противопожарную тематику — МГО ВДПО, 2002 г.
4. Азбука пожарной безопасности — УГПС ГУВД МО, Учебное пособие, 2000 г.