Министерство образования Российской Федерации
Единый Всекубанский классный час.
Тема:
Земная жизнь Пресвятой Богородицы
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
МОБУ СОШ № 22
ст.Чамлыкской
Лабинского района
Краснодарского края
Ломова Евдокия Сергеевна
Лабинск
2012
Единый Всекубанский классный час.
Тема классного часа: Земная жизнь Пресвятой Богородицы
Цель: духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на основе раскрытия величайшего значения Земной жизни Пресвятой Богородицы; поддержать традиции заботливого отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека Матери.
Оборудование: презентация, иконы, выставка работ учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Слайд 1.)
II. Вступительное слово учителя. (Слайд 2.)
Песнь Пресвятой Богородице.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Сегодня наш классный час будет посвящен Земной жизни Пресвятой Богородицы.
III. Работа по теме классного часа. (Слайд 3.)
— Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя! Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Кто как ни Пресвятая Дева Мария поможет и оградит. Ведь материнская молитва идёт от чистого сердца. Да и не может быть иначе, ведь Богородица прежде всего — Мать. Мать Иисуса Христа и духовная Мать каждого из нас. Оттого и слова, обращенные к ней, согреты душевным теплом. Богородица является символом материнства, ведь все претерпев, испытав сильнейшую горечь утраты своего единственного Сына, она стала только добрее, милостивее. Стала считать себя Мамой, всех людей, за которых был распят ее родной сын. Каков же был земной путь Богородицы, почему она стала покровом всем страждущим, больным, просящим защиты?
1 учащийся — Рождество Пресвятой Богородицы (Слайд 4.) Средь гор, в глубокой котловине, храня преданья древних лет, Еще красуется доныне священный город Назарет. В трудах, молитве непрестанной здесь доживал свой тихий век Благочестивый человек — Иоаким с женою Анной. Уже давно в их волосах сребрятся старости седины, Давно потух огонь в очах, чело прорезали морщины. Слабеют силы; но опоры — увы, — для старцев честных нет,
И, может быть, придется скоро бездетным им покинуть свет, И не увидит поколенье их дней пришествия Христа, Когда свершится искупленье, — пророков светлая мечта. И сердце старцев постоянно болело тайною тоской, И слезы горькие порой лила тоскующая Анна. Но вот настали дни иные для бедных старцев — наконец — Над ними сжалился Творец, —у них родилась дочь — Мария. Младенца чудного рожденье казалось старцам сладким сном, Как будто райское виденье их осенило мирный дом. Казалось, ангелы витали средь этой мирной тишины И сердцу тайно навевали святые, радостные сны. Их жизнь была, как путь без цели, пуста, уныла и темна: — У этой детской колыбели вдруг изменилася она. Забыты горе и печали, забыты скорби прежних дней; Чредою быстрою бежали теперь их дни, зари ясней. (Свящ. А. Ушаков)
2 учащийся — Введение во храм Пресвятой Девы Марии (Слайд 5.) В дом Божий Мария входила Душою, как Ангел, светла. Творца безграничная сила Ее по ступеням вела.
Оставив земную обитель, Родителей нежных Своих, Пришла, чтоб Господь Вседержитель Был Сын Ей и Вечный Жених!
Пришла возвести от паденья Род грешных, несчастных людей. Пришла подарить им спасенье, Покрыв их любовью Своей.
«Гряди, моя Дщерь дорогая, К Тому, Кто Тебя мне послал. Гряди, Голубице драгая, К Тому, Кто живот Тебе дал!»
Священник Пречистую вводит В Святая Святых и Творец Своей благодатью нисходит, Надев на главу Ей венец!
3 учащийся — Благовещение Пресвятой Богородицы (Слайд 6.) Благая весть сошла с небес: Архангел Деве возвещает — Ей благодати Дар, а нам — спасенье грешным обещает. Спасенья ныне Главизна — непостижимое явленье.
Сын Божий ныне Девы Сын, душа ликует в умиленье. И мы смиренно предстоим перед Царицею Святою. Ей «радуйся» мы говорим и «Благодатная Господь с Тобою». (Елена Осипова)
4 учащийся — Рождество Христово (Слайд 7.) Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было Младенцу в вертепе на склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери стояли в пещере, Над яслями теплая дымка плыла. Доху отряхнув от постельной трухи и зернышек проса, Смотрели с утеса спросонья в полночную даль пастухи. Вдали было поле в снегу и погост, ограды, надгробья, оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звезд. А рядом, неведомая перед тем, застенчивей плошки В оконце сторожки мерцала звезда по пути в Вифлеем. Она пламенела, как стог, в стороне от неба и Бога, Как отблеск поджога, как хутор в огне и пожар на гумне. Она возвышалась горящей скирдой соломы и сена Средь целой вселенной, встревоженной этою новой звездой. Растущее зарево рдело над ней и значило что-то, И три звездочета спешили на зов небывалых огней. За ними везли на верблюдах дары. И ослики в сбруе, один малорослей другого, шажками спускались с горы. И странным виденьем грядущей поры вставало вдали все пришедшее после. Все мысли веков, все мечты, все миры, все будущее галерей и музеев, Все шалости фей, все дела чародеев, все елки на свете, все сны детворы. Весь трепет затепленных свечек, все цепи, все великолепье цветной мишуры… …Все злей и свирепей дул ветер из степи… …Все яблоки, все золотые шары. Часть пруда скрывали верхушки ольхи, Но часть было видно отлично отсюда Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи. Как шли вдоль запруды ослы и верблюды, Могли хорошо разглядеть пастухи. — Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, — Сказали они, запахнув кожухи. От шарканья по снегу сделалось жарко. По яркой поляне листами слюды Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка, Ворчали овчарки при свете звезды. Морозная ночь походила на сказку, И кто-то с навьюженной снежной гряды Все время незримо входил в их ряды. Собаки брели, озираясь с опаской, И жались к подпаску, и ждали беды. По той же дороге, чрез эту же местность Шло несколько ангелов в гуще толпы. Незримыми делала их бестелесность, Но шаг оставлял отпечаток стопы. (Слайд 8.) 5 учащийся — У камня толпилась орава народу. Светало. Означились кедров стволы. —А кто вы такие? — спросила Мария. — Мы племя пастушье и неба послы, пришли вознести вам обоим хвалы. — Всем вместе нельзя. Подождите у входа. Средь серой, как пепел, предутренней мглы топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды ревели верблюды, лягались ослы. Светало. Рассвет, как пылинки золы, последние звезды сметал с небосвода. И только волхвов из несметного сброда впустила Мария в отверстье скалы. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества. (Борис Пастернак)
6 учащийся — Сретение Господне (Слайд9.) Несет Пречистая в храм Божий В объятьях сердца Своего, Того, Кто всех богатств дороже — Творца и Сына Своего!
Несет Пречистая в смиренье В Своих объятиях Творца, Чтоб получил благословенье Он от Небесного Отца!
Грядет Пречистая, чтоб миру Спасенье от грехов вручить, Чтоб род людей убогих, сирых Навеки с Богом обручить.
Навстречу Господу выходит Блаженный старец Симеон, К Младенцу очи он возводит — Создателя в Нем видит он!
Он взял Его в свои объятья, В любви прижал к груди своей: «Пришел сюда, чтобы узнать я, В Тебе спасение людей.
Меня Ты ныне отпускаешь, Владыко, волею Своей, В Себе спасенье предрекаешь Ты для Израиля людей.
Ты будешь, Господи, предметом Для споров множества людей И просветишь Ты многих светом Великой истины Своей!
Ты же, Пречистая, узнаешь Души израненной томленья, Но род людской Ты не оставишь, Его спасая от паденья!»
7 учащийся — Пасха – Светлое Христово Воскресение (Слайд10.) На мрачной горе, у подножья Креста, Пречистая Мати стояла И с горьким рыданьем, с великой тоской, Она на страдальца взирала. Предсмертные слабые стоны Его До слуха Ея доносились И крупные слезы одна за другой Из глаз Ея тихо катились. Сбылося пророчество старца над Ней, Словес его тайная сила. Великое горе терзало Ее,
Оружие сердце пронзило. «О, Сын мой, и Бог мой», шептала Она, Зачем Ты так много страдаешь. И с прежним ответом и с лаской живой, Как прежде меня не встречаешь. Все муки Твои, всю позорную смерть С Тобой разделить Я готова. О, дай же услышать из уст Мне Твоих Святое желанное слово. Утешенье Мое и Любовь Ты Моя, Любовь Ты Моя всеблагая. Зачем Ты Меня оставляешь одну? Скорбела так Мати Святая. И вот Ей в ответ на великую скорбь Вещал Искупитель с любовью: «Я волю Пославшего должен свершить И мир обновить Своей кровью. Покорен Я воле Бога Отца… Земное служенье кончаю. Вот сын Твой, возлюбленный, Мой ученик, Тебя Я ему поручаю. Любить и покоить он будет Тебя, Его Я Тебе всыновляю. Утешься, не плачь, О, Мати Моя, Тебя не Одну оставляю. 8 учащийся — Мироносицы у гроба (Слайд11.) Спит Сион и дремлет злоба, спит во гробе Царь царей, За печатью камень гроба, всюду стража у дверей.
Ночь немая сад объемлет, стража грозная не спит: Чуткий слух ее не дремлет, зорко вдаль она глядит.
Ночь прошла. На гроб Мессии, с ароматами в руках, Шли печальные Марии; — беспокойство в их чертах,
И тревога их печалит: кто могучею рукой Тяжкий камень им отвалит от пещеры гробовой.
И глядят, дивятся обе; камень сдвинут, гроб открыт;
И, как мертвая при гробе, стража грозная лежит.
А во гробе, полном света, кто-то чудный, неземной, В ризы белые одетый, сел на камень гробовой,
Ярче молнии блистанья блеск небесного лица! В страхе вестницы восстанья, и трепещут их сердца!
«Что вы, робкие, в смятенье?» Им сказал пришлец святой, «С вестью мира и спасенья возвращайтеся домой.
Я ниспослан небесами, весть я чудную принес: Нет Живого с мертвецами; гроб уж пуст; Христос воскрес!» (Слайд12.)
И спешат оттуда жены, и с восторгом их уста Проповедуют Сиону Воскресение Христа. (М. Еленов)
9 учащийся – Успение Пресвятой Богородицы (Слайд13.) Утром летним, дождливым, ранним-то, Видишь, ангелы делом заняты —
Ризу влажную ткут — дождевицу, Богородице — плащаницу,
Чтоб нетленное тело тканию Утром летним — окутать — ранним.
В каждой капле заплачет колокол, За апостолом послано облако,
Чтоб успел каждый брат речистый К дню Успенья успеть, к Пречистой…
Делом заняты ангелы важным — Дождевицу ткут Деве — влажную,
Утром летним, дождливым, ранним, Чтоб открылось Фомы опозданьем
И ему, и апостолам-братьям, Что нетленное тело взято
В третий день по Ее кончине, В небеса, одесную Сына…
Видишь, утром дождливым, ранним-то Плащаницу ткет Деве ангел-то… (Л.Колодяжная)
IV. Работа с вопросами.
– Посмотрите внимательно, что мы с вами видим на иконе? (Слайды 14, 15, 16.)
V. Просмотр икон (Слайы 17, 18, 19, 20.)
VI.Итоги урока. (Слайд 21.)
Христианство, как и любая другая религия, считает материнскую любовь возвышенной, жертвенной. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы — «древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери. Будучи земной Матерью Спасителя Иисуса Христа, она предвидела грядущие страдания своего Сына. Извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, «пронзенное» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания. Подтверждением этого служит высказывание Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья — Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери».
Воистину достойно прославлять Тебя как Богородицу, всегда Блаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего.
Мы величаем Тебя как истинную Богородицу, родившую без болезни Бога-Слово, достойную большей почести, чем Херувимы, и несравненно славнейшую, нежели Серафимы (Слайд 22,23,24,25.)
VII. Литература.
Похвала Богоматери 2003. Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII–XX веков из собрания Ярославского Художественного музея : Каталог выставки / Авт.-сост. О. Б. Кузнецова и А. В. Федорчук. — М.: Северный Паломник, 2003. — Кат. № 29, стр. 76-77.
С.Алексеев. Энциклопедия православной иконы. Санкт-Петербург, Сатисъ Держава, 2004
Благовещение Пресвятой Богородицы [Текст] // Бородина А. В. Основы православной культуры : мир вокруг и внутри нас : учеб. пособие для 2 класса в 2-х ч. -4.1 / А. В. Бородина. — изд. 2-е, испр. -М.: Основы православной культуры, 2006. — 136с.: цв. ил.
Бородина, А. В. Основы православной культуры [Текст]: Рождество Пресвятой Богородицы: для детей дошкольного возраста / А. В. Бородина. — М.: Основы православной культуры, 2006. — 16 с.
Защитница земли Русской [Текст] // Бородина А. В. Православие — культурообразующая религия России / А. В. Бородина. — изд. 2-е, испр. — М.: Основы православной культуры, 2006. — 208с., цв. ил.
Земная жизнь Пресвятой Богородицы / сост. С. Снессорова. — Ярославль :1994г.
Чекулаева, Е. О. Рождество Богородицы [Текст]: сто великих праздников / Е. О. Чекулаева. — М.: Вече, 2009. — с. 10-13.
Чуприна В.И. «Богородица Дева, радуйся»/ В.И. Чуприна. — Краснодар. Раритеты Кубани. 2003 г. — 32 с.