Конспект урока для 4 класса «Совесть»

Климова Людмила Владимировна.

МБОУ «Архангельска я средняя общеобразовательная школа»

Урок ОРКСЭ в 4 классе

Тема: Совесть

Цель: 1) дать детям понятие о «совести» и «стыде», чем различаются эти понятия, почему совесть – наш внутренний судья, регулятор нравственности.

2) развивать речь детей, развивать умение рассуждать, доказывать, аргументировать, предполагать.

3) воспитывать в детях чувство ответственности за своё поведение, поступки.

Учебные материалы: С.И. Ожегов – «Толковый словарь», В.А. Сухомлинский «Стеклянный человек», «Стыдно перед соловушкой», А.П. Гайдар «Совесть» , карточки с русскими пословицами.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Постановка темы и задач урока.

  1. Чтение сказки «Стеклянный человечек»

У одного мальчика был маленький друг- Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять – Стеклянный человечек уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит мальчику:

— Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй.

Стыдно станет мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй день, а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча.

— Что я сделал плохого или подумал? – с тревогой спросил Мальчик.

— Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… но ты забыл о своём товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. Понёс ему цветы и большое яблоко, которое подарила ему мама. Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить.

— Что автор подразумевал под «Стеклянным Человечком», который учил Мальчика жить?

— Что это? (Это была его совесть).

— Скажите, нужен ли каждому из вас «Стеклянный Человечек»?

— Почему?

Вы познакомились на занятии о понятии, что такое совесть и стыд, чем отличаются понятия «Совесть» и «стыд», научитесь размышлять над совершёнными поступками, оценивать и переоценивать их.

ІІІ. Работа по теме урока.

  1. Стыд и совесть – два близких по значению чувства.

  2. Послушайте пословицы, которые подтверждают близость понятий стыд и совесть:

  • В ком стыд, в том и совесть.

  • Есть стыд, есть и совесть.

  • Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет – и совести нет.

— О чём говорят эти пословицы?

  1. Чтение значений слов «стыд» и «совесть» из толкового словаря Ожегова.

Чтение 1 и 2 абзаца из книги «Основы светской этики» Издательство «Просвещение»

— Чем различаются стыд и совесть?

Учитель: внутренний регулятор поведения человека и основание его нравственности – это его совесть. Слово «совесть» образовано от слова «ведать» (знать). «Иметь совесть» — быть способным мысленно представить состояние и самочувствие Другого, «ведать», какого ему, когда ты производишь какие-то действия: окажется ли для другого злом или добром твой поступок. Понятно, что такой способностью не обладают животные, младенцы и малыши, нет её у психически больных людей и у людей в состоянии алкогольного опьянения.

Узнать, есть ли у тебя совесть можно по чувству стыда. Иногда говорят, что стыд – это платье совести. Стыдно бывает такому человеку, который способен соотносить своё поведение с тем, какие чувства оно может вызвать у Другого. Тот, кто «ведает», какого Другому от его действий, тот ведёт себя так, чтобы не причинять зла Другому.

— Как назвать человека, котрому присуще чувство совести? (совестливый).

— Как назвать человека, котрому присуще чувство сстыда? (стыдливый).

— Сразу ли человек рождается совестливым? (чтение абзаца из книги)

Учитель: совесть рождается и развивается у человека в совместной деятельности с другими людьми. Наблюдать за лицами людей во время общения с ними, фиксировать их состояние, интересоваться их самочувствием, прослеживать последствия собственных слов и действий – вот первые шаги к обладанию совестью.

Читать художественную литературу, размышлять над описанными ситуациями, смотреть хорошие фильмы о человеческих отношениях, рассматривать работы художников, размышлять над сюжетами художественных произведений, осмысливать чувства персонажей – это второй шаг в развитии совести.

Вести разговор с людьми, выслушивать их, анализировать свои поступки: не причиняет ли он Другому боль, — это третий шаг в развитии совести.

  1. Чтение отрывка из рассказа А.П. Гайдара «Совесть»

… Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

— Как вы понимаете значение выражения «грызла беспощадная совесть».

— Подходят ли эти пословицы к данному значению выражения? Докажи.

  • Совесть без зубов, а грызёт.

  • Есть слёзы – есть и совесть.

Важные дела

.1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек

2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!»



  1. Заменить выражение другим, близким по смыслу и включающим одно из слов или сочетаний слов, которые даны на слайде.

На совесть, против совести, на (его) совести, по совести, без зазрения совести, со спокойной совестью.

  • Поступать вопреки своим убеждениям. (поступать против совести)

  • Жить честно, справедливо. (жить по совести)

  • Делать что-либо хорошо, добросовестно. (делать на совесть)

  • Жить совершенно спокойно, не испытывая угрызений совести. (поступать без зазрения совести)

  • Поступать без стыда, без стеснения (поступать без зазрения совести).

— О человеке, который так поступает, в народе создано немало пословиц:

  • У него стыда, что волос на камне.

  • У него совесть – дырявое решето.

  • Волосом сед, а совести нет.

— А кто знает другие выражения, которые употребляют в речи, возмущаясь неблаговидными поступками? ( И как у него только совести хватило, ни стыда, ни совести)

Учитель: Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так, как следовало, то говорят, что этот поступок на …. ( … на его совести) То есть за этот поступок он несёт ответственность.



Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида. (В.А.Сухомлинский.)

— О чём говорил разум Оли? (мусор надо бросить под куст)

— Обладает ли она силой воли? (нет)

— Поступает ли она по совести? (Нет. Ведь мы в лесу, нас никто не увидит)

— Согласилась ли Лида с мнением Оли? О чём говорит её разум? (Не надо бросать мусор под куст)

— Сильна ли её воля? (Да, она так и хочет поступить, как говорит её разум, Лида не согласна с мнением Оли, ей перечит)

— О чём говорит совесть Лиды? ( Стыдно перед соловушкой)

Лида приходит к окончательному решению, не бросить мусор под куст. Она не совершает зло по отношению к природе. Девочка любит природу и не хочет её обидеть.

— Почему совесть действует иногда на человека сильнее, чем написанные законы? Найди ответ на этот вопрос (Чтение 1, 2, 3 абзаца, стр.49)

— Случалось ли тебе испытывать угрызения совести?

— было ли тебе стыдно за свои поступки или поступки своих друзей?

— Всегда ли в этом случае ты поступал по совести?

_ Перед вами слова, которые обозначают то или иное качество, свойство человеческой души. С какими из этих слов могло бы сочетаться слово совесть?

хитрость

справедливость

жестокость

доброта

искренность

совесть

честность

лживость

скромность

достоинство

благородство

великодушие

Например, А.П. Чехов говорил, что доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Совесть → доброта Совесть → достоинство

Совесть →искренность Совесть → великодушие

Совесть → честность Совесть → благородство

Совесть → справедливость

Великодушными бывают только совестливые. Бессовестные некогда никому не прощают ошибок, поступков и тем более преступлений. Это потому, что они не умеют чувствовать душу Другого, понимать и предвидеть состояние души Другого. Душа бессовестного радуется беде Другого.

— Не замечали ли вы, как вдруг веселее тебе стало, когда в классе кто-то получил «двойку»? Бывает, что ещё и насмехаетесь над двоечником. Ваши предположения, как в данном случае поступить?

— О чём говорит разум каждого? Воля? Совесть?

— Надо ли приостановить такие шуточки над другими?

— Если ты приостановишь такие шуточки над Другим, ты уменьшишь Зло.

-Бессовестный человек непременно совершит нечто недостойное, ведь он не хочет предвидеть последствий своих действий для другого. Он предвидит лишь собственную выгоду.

— Для чего ворует бессовестный человек? (Чтобы иметь материальные блага)

Для чего лжёт? (Чтобы ускользнуть от наказаний)

— Для чего дерётся? (Чтобы обрести авторитет среди окружающих)

— Почему не выполняет обязанности? (Чтобы почувствовать себя независимым)

— Для чего занимает лучшие места, отталкивая всех? (Чтобы чувствовать себя исключительным)

Украл? – Верни!

Солгал? – Наберись сил сказать правду!

Пожадничал? – Подари!

Сказал злое слово? – Попроси прощения!

Бессовестного человека не волнуют последствия в жизни другого. Всё внимание он концентрирует на себя. Постепенно он навсегда избавляет себя от угрызений совести.

— Кому легче жить на земле – бессовестному или совестливому? (Бессовестный не может заботиться о людях и обществе, о Родине и других странах, о планете Земля и жизни человечества. Нет забот, нет и хлопот. Он постоянно хлопочет только о собственной выгоде. В итоге ему грозит одиночество, потому что он сам отгородил себя от всех людей и забот. И ещё – его будут подстерегать муки совести. В конце концов он, бессовестный спросит себя: «Почему я одинок и несчастен?» И вспомнит, что эгоистом прожил всю жизнь. Вспомним высказывание А.С. Пушкина: «Да жалок тот, в ком совесть не чиста». Поэтому совесть – наш добрый советчик и защитник нашего счастья. Совесть беспокоится о будущем каждого, как колокольчик, что звенит в душе, напоминая человеку о других людях рядом с ним и о возможности содействовать их счастливой жизни.

Работа по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» (объяснение слова «блудный»)

— в основе сюжета картины лежит библейская притча о сыне, покинувшем одинокого отца в поисках удовольствий. После бродяжничества и развлечений сын возвращается к отцу, постаревшему и ослепшему от горя… В центре отец и сын.

— В каком случае вы сына можете назвать бессовестным? (когда он покинул одинокого старика)

В каком случае его можем назвать совестливым? (сын возвращается к, постаревшему и ослепшему отцу)

— Почему сын встал на колени перед отцом? Что он делает в этот момент? (Он стыдится своего бесчестного поступка по отношению к отцу и раскаивается, художник даже не изобразил его лица)

— Прощает ли отец своего сына? (Да, он прощает своего сына, очень тонко выражает художник великодушие старца, отец счастлив, что в сыне проснулась совесть)

Закончит урок я хочу словами поэта К. Романова:

О, если б совесть уберечь,

Как небо утреннее, ясной,

Чтоб непорочностью бесстрастной

Дышали дело, мысль и речь!

Главное в жизни человека –

быть в ладу со своей совестью

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение о совести.

Подведение итогов урока:

Теперь я знаю ….
Теперь я умею …
Теперь я буду…
Теперь я не буду…

















7


Свежие документы:  План-конспект урока по ОБЖ "Средства индивидуальной защиты населения" 4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: