Конспект урока для для 2 класса по теме: «Икона»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕРГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5


607510, г. Сергач, Нижегородская область, пос. Молодёжный, д. 14а


Учитель: Китаева Елена Генриховна

Образование: высшее

Пед. Стаж: 18 лет

Категория: 1

Класс: 2 «а»

Тема: Икона


Цель урока:

Социокультурное наполнение категории «Икона», «Святой образ».

Задачи:

1.Образовательные:

— знакомство с иконой как живописным изображением образов;

— приобщение учащихся к иконе

2. Развивающие:

— развитие целостного восприятия понятия «Икона»;

— развитие навыков общения в группах ( в четвёрке);

3. Воспитательные:

— воспитание духовных ценностей;

— осмысление истоков интеллектуальной, нравственной, духовной жизни человека и общества

— воспитание бережного отношения к Святыням.



— Шёпот молитвы…

Строгие лики…

Звонких кадильниц дым голубой …

Дай мне растаять,

Боже великий,

Ладаном синим перед Тобой.

















Ход урока:



  1. Введение

(слайд 1)


Ну что же, начнём! Я рада приветствовать всех в нашем классе на Светлой Седмице.

-Ребята, какой праздник все отмечали в воскресенье?

Да, это праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Я хочу всех поздравить с этим праздником и пожелать всего самого хорошего, а поможет мне в этом Рома Поройков!

-«Христос Воскрес»

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна — пора чудес,

Журчит родник – Христос Воскрес!

Светлее в мире нет словес —

Христос воистину воскрес!





2. Присоединение


-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите вокруг себя, что необычного?

(ответы: много гостей, много книг, иконы)

-Молодцы. Всё правильно заметили.

Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и пригласим их с собой в необыкновенное путешествие- в светлый мир м- мир светлых образов, мир Иконы.

( Слайд 2 — Спаситель)


3. Введение «Икона»


Приходилось ли вам видеть иконы?

Где можно увидеть эти священные образы?


4. Слово учителя:

(слайд 3 – иконы Спасителя)


Икона — в переводе с греческого языка — «Образ» — это живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а так же священных событий, написанное в соответствие с церковными канонами и освящённое по церковному чину. Некоторые иконы имеют особые названия:

  • аналойная (небольших размеров) – слайд 4

  • запрестольная или выносная (выносится на Крестных Ходах) – слайд 5

  • местная (нах-ся в Храме справа и слева от Царских Врат) – слайд 6

  • мироточивая (из кот. источалось святое миро) –слайд 7

  • надвратная (над входом в храм) – слайд 8

  • нательная (носимая на груди) – слайд 9

  • праздничная ( в честь священных событий или Святого, в честь которого совершается праздник служба) – слайд 10

  • семейная (на ней изображены Святые, покровители семьи)-слайд 11

  • складная (состоит из 2-3 небольших икон) – слайд 12


Откуда же появились иконы?

Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви:

  • в те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус — Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус — Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.


( Слайд 13 — Спас Нерукотворный)


— Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?


(слайд 14-Чудостворная Икона Знамения Божией Матери)



— Мне хочется рассказать вам о чудотворной иконе Знамения Божией Матери. Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом Ефросином, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда Ефросин увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть — чуть закоптела от дыма. Разве это не чудо? Не зря эта икона названа Чудотворной.


(слайд 15 — Икона)


Что же такое икона?


Икона — это мир светлый и чистый, прикосновение к которому даёт человеку ощущение надёжности, умиротворения, изменяет человека, очищает его душу от всего дурного. Посмотри на икону. Ты видишь в ней мир, чувствуешь его необычность. И сразу возникает желание пообщаться с ней, раскрыть душу, поведать ей свои тайны. К иконе обращаются люди и в минуты тоски, и в минуты радости, и когда им предстоит сделать трудный жизненный выбор. И на сердце становится легче, будто поговорил с близким человеком и получил совет и напутствие.

Общаясь с иконой, мы прикасаемся к миру светлому и чистому, задумываемся о смысле жизни, о верности поступков. Икона даёт нам силы.

Давайте посмотрим на особо почитаемую икону Божией Матери.

( Слайд 16)


Поражают глубиной печальные глаза Богоматери, которая нежно прижимает к груди маленького Иисуса. Она ведь знает, какая тяжелая судьба уготована Её Сыну. Старается своей любовью и нежностью обогреть и защитить Его от зла и беды. А сколько матерей обращается к этой иконе, моля о здоровье детей, о защите от врагов во время войн, облегчении в горе и печали.


5. Работа с учебником


(чтение текста с. 101-103)

Слайд 17 а) Иконостас

Слайд 18 б) Красный угол.


Вопросы:

— Когда русский человек обращается к иконе?

— Что на ней изображено?

— Почему на икону смотрят с Надеждой и Любовью?

— Где и как вокруг человека размещаются иконы?


6. Активное занятие (в четвёрке)


«Иконописный образ» тетрадь ч .2 с.33

(слайд 19 — Владимирская икона Божией Матери, Пресвятая Троица, Великомученик Георгий Победоносец)


7. Закрепление


(Слайд 20 — Иисус Христос)


Давайте послушаем стихотворение К. Д. Бальмонта «Икона»


— Икона тёмная Христа

В старинной золотой оправе,

Ты та же сердцу и не та,

Икона тёмная Христа,

Сокрытая в небесной славе.

Ребёнку ты была живой,

Весь мрак тобою был низринут,

Весь мир заполнен синевой,

Ребёнку ты была живой,

Зачем же я тобой покинут?

Икона вечная Христа,

Твои черты безгласно строги,

Зажгись бессмертная мечта,

Икона вечная Христа,

Веди по голубой дороге!


— Ребята, вы послушали стихотворение К. Бальмонта «Икона». Почему автор называет икону сначала тёмной?

(ответы детей: она старая, пыльная, нарисована черной краской)

— Почему он называет её вечной?

( на ней изображен Вечный Бог, она сделана из прочного материала)

— Почему икона живая?

(с ней можно разговаривать, на ней изображен небесный мир)


8. Итог занятия.

— Ребята, сегодня мы познакомились с Иконой. Икона — это Слово в Образах. Она рассказывает человеку о мире ином, светлом и чистом, без зла и неправды. Этот мир называется горним, то есть высшим. К этому миру тянется душа человека.


9. Ресурсный круг.

(из рук в руки передаётся икона)


-Что вы чувствуете, глядя на икону?

(слайд 20)

10. ДЗ с. 32 в тетради.

11. Итог урока.

(слайд 21)

Ну что ж, вот наше занятие и подошло к концу. Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Я хочу ещё раз поздравить всех с праздником Светлого Христова Воскресения и пожелать всем вам мира и добра! А нашим гостям мы хотим подарить вот такие красивые пасхальные корзины, которые мы сделали своими руками.



Список исрользуемой литературы.



  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — Изд. 6-е, испр. и доп. — М.: Основы православной культуры, 2007.


  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для учащихся 1 класса. — Изд-е 1-3-е, — М.:ОПК, 2005—2007


  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 кл. Пособие для учителей. — Изд-е 1-2-е, испр. — М.: ОПК, 2005, 2007.


  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для учащихся 2 класса. — Изд-е, 2-3-е, испр. — М.: ОПК, 2006.


  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. — Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. — М.: ОПК, 2006, 2007.


  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 кл. Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2007.



  1. Истоковедение. Том 8. — М.: Изд. дом «Истоки», 2007.



  1. Камкин А. В. ИСТОКИ (Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души). Учебное пособие для 2 класса общеобразовательной школы. — М., Изд. дом «Истоки», 2003.


  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. ИСТОКИ: Программа для начальной школы (1-4 кл.) // Истоковедение. — Т. 5. — М.: Изд. дом «Истоки», 2005.


  1. Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.. М.: Просвещение, 2010.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Путь зерна до хлеба"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: