Конспект урока ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм»

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группах

  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-Формирование умений объяснять, что означают слова альтруизм и эгоизм, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);

-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-Освоение знаний по теме «Альтруизм и эгоизм»


Прогнозируемые результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.

предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».


Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)


















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Операционно-познавательный

  1. В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

— Ребята, давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

-Каким бы вы хотели его видеть?

Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы вы разделились на 3 группы.





Приветствие, подготовка рабочих мест





Психологический настрой уч-ся на работу





Личностные:

Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения









Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Вводно-мотивационный


2. –Ребята, послушайте притчу. Ваша задача — внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку.

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как об машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
    — Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!  

Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
   Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

   Он ездил многие годы на этой машине, и всякий раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.


—  Назовите героев притчи.

-Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?

-Как объяснил причину своего поступка мальчик?

-Каким образом слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились »,- характеризуют людей?

-Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?

-Как ты понимаешь значение слов « Если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень»?



Слушают.








































Учащиеся высказывают своё понимание.


Рассуждения детей.


Дискуссия.











Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор























Познавательные:

извлечение необходимой информации из прослушанного текста










Коммуникативные:

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы



Личностные:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами










Операционно-познавательный:

Изучение нового материала. Определение темы урока.


3.-Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?


Такое качество называют альтруизм.


— Хотелось бы вам узнать об этом понятии?

-Зачем?

На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в группах. Найдите, что обозначает это слово.


4.-Ребята, как вы думаете, кого называют альтруистом?

— Попробуйте сформулировать сами.

-Давайте проверим себя по учебнику( стр.30)

-Прочитайте, кто такой альтруист.

5.-На ваших партах имеются карточки с написанными на них словами. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и подчеркните их красным цветом.

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие,  чёрствость, бездушие, самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.


6. –Среди ваших слов прозвучало слово — МИЛОСЕРДИЕ.

Этот термин не популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворите­лем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой.

Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам — на свадьбу, детям бедняков — на обучение, заключенным в тюрьмах — на еду и одежду. Богатые торговые люди — купцы — раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворитель­ных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных.

В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. В тридцать шесть лет Тереза основала новый религиозный орден для ухода за больными и умирающими обитателями трущоб, воспитания уличных детей, заботы о нищенствующих, предоставления приюта покинутым. С той поры она всегда оказывалась там, где разворачивались трагедии.

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль. Выдающийся педиатр и хирург, спасавший детей во всех точках земного шара во время войн, землетрясений и революций,


Он спасал маленьких пациентов в России и за рубежом, вел переговоры с террористами на Дубровке и в Беслане. Стараниями врача в Москве появился научный медицинский центр с вертолетной площадкой и современным оборудованием.


7.-А как вы думаете, заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим?

-Нужно ли милосердие сегодня?

-Необходимо ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

-А нужно ли проявлять милосердие к людям, которые остались без крова и вынуждены скитаться по улицам в поисках пищи, пьяницам, наркоманам? -В чём оно будет заключаться?

— Кому бы вы смогли помочь сейчас в первую очередь?

-Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.

-Как ведёт себя человек по отношению к другим людям?( он отдаёт всё, что имеет)

-Это хорошо?

— А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

— А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?

-Ребята, хорошо ли быть альтруистом?

— Я предлагаю вам подобрать антоним к слову альтруизм. ( эгоизм)

-Что такое эгоизм?

-Зачем нам знать об этом понятии?

Поработаем с толковым словарём.

-Зачитайте определение.


8.-Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» и оцените поведение героев.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба…

-Понравился рассказ? Как повели себя мальчики?

-Как можно их назвать?


Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб — никому не люб».

— Найдите в учебнике определение слова ЭГОИСТ (стр.31)




9.- Вернёмся к карточке. Там ещё остались слова.

Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и подчеркните их чёрным цветом.

-Прочитаем их, не повторяясь, по цепочке.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?


-Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?




-А сейчас я предлагаю вам изобразить отрезок, крайними точками которого будут понятия «альтруизм» и «эгоизм»

— Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке там, где вы считаете нужным.

-Я предлагаю вам послушать ещё одну притчу.

Собрались как-то раз мудрецы и стали спорить, какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово — «мера».

-Какой вывод мы можем сделать?

Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким.

-Ребята, есть такое понятие — разумный эгоист.

-Как вы думаете, кто такой разумный эгоист?

-Где на этом отрезке находится разумный эгоист?








Работа со словарём в группах.





Дети зачитывают значение понятия





Работают с учебником







Зачитывают по цепочке







Работа со словами







Слушают, смотрят видеоряд.

































Обсуждение в группах.

Высказывают своё отношение.









Анализируют ситуацию, делают выводы.





















Слушают


























Коллективное обсуждение









Выполняют работу











Высказывания уч-ся

обсуждение















Регулятивные:

целеполагание





Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выделении необходимой информации,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли




Познавательные:

смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации










Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор





















Личностные:

личностное самоопределение, смыслообразование







Логические:

составление целого из частей, выведение следствий,построение цепочки рассуждений






Коммуникативные:

выявление, идентификация проблемы



Познавательные:

формулирование проблемы




































Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор









Регулятивные:

оценка, выделение и осознание того, что усвоено




Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации





































Закрепление и обобщение пройденного материала.

-Для закрепления изученного я предлагаю каждой группе выбрать конверт с заданием.

-Но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

1) Распределите обязанности в группе.

2) Работать должен каждый на общий результат.

3) Один говорит, другие слушают.

4) Своё несогласие высказывать вежливо.

5) Если не понял, то переспроси.


1 группа.

Работа с пословицами. Восстановите пословицы.

Объясните их смысл. Распределите на 2 группы.


Собака на сене лежит — сама не ест и другим не дает.

Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня.

После меня хоть трава не расти.

Жизнь дана на добрые дела.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Рубашка износится, а доброе дело не забудется.


2 группа

Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль. Подберите название.


В. Сухомлинский


Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

— Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

-Ты у нас самый умный! – говорит папа.

— Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

— Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг — маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.



3 группа. Найдите выход из ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, — сказала мама, — не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Варианты ответов:

    1. Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

    2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

    3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

    4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

— Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?


Сформулируйте, над какой темой мы работали?

Какие понятия запомнили?









Самостоятельная работа в группах.

















































Выступления групп,

оценивание






















Коммуникативные:

управление поведением партнёра — контроль, оценка его действий



















































.

Домашнее задание.

-Прежде чем дать вам домашнее задание, предлагаю создать «Дерево альтруистических поступков».

-Представьте, что эти ладошки — листочки волшебного дерева. Вспомните, какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на ладошке и поместите на дерево.

Домашнее задание на выбор:

1.Найди 5 пословиц на тему сегодняшнего урока.

2. Сочини сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм»

3. Создай иллюстративный материал, раскрывающий изученные понятия



Рефлексия (резерв)

Закончите предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…


Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания


Регулятивные:

саморегуляция, самооценка, осознание границ применения нового знания




Свежие документы:  Рабочая программа по литературе для 8 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: