Конспект открытого урока 17 декабря по курсу «Истоки»
во 2 «А» классе учитель: Матыцина А.Е..
г.Волжский Волгоградской области
Тема. «Деревня».
Цели:
Познакомить учащихся с понятием деревня, с ритмом деревенской жизни, с профессиями деревенских жителей. Разобраться с детьми, о чём рассказывают названия деревень.
Раскрыть понятия земледельцы, хлеборобы, ферма, сенокос, страда.
Развивать у детей любовь к родному краю – очагу, уважение к жителям деревни и их труду.
Задачи:
Формировать духовно- нравственное отношение к родному краю, деревенскому труду, уголкам родной старины.
Воспитывать интерес к прошлому своего края и бережному отношению к нему.
Видеоряд: Слайды «деревенские пейзажи»; иллюстрации: ферма, сенокос, уборка хлеба-
страда; вырезанные рисунки: деревенский дом, забор, сарай, капуста, перец,
яблоня, корова, куры, гуси, собака, кошка, колодец; видеоизображение
колоса ржи.
Музыкальный ряд: песня «Деревенька моя» сл. В.Гундарева муз. Н.Кудрина
в исполнении Ольги Воронец
Литературный ряд: стихотворение И.ЗСурикова «Детство»
Форма урока: беседа
Ход урока
Деятельность обучающихся | |
| |
— Удивительное чувство радости рождается в душе, когда видишь родные просторы – крыши домов, золотой купол церкви и слышишь зовущий перезвон колоколов, который перекликается с кукареканьем, мычанием, стуком топора. — Ребята, давайте послушаем стихотворение которое прочитает нам Женя.
|
Распопин Евгений читает стихотворение И.ЗСурикова «Детство». Вот моя деревня, Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернули санки, И я на бок – хлоп! Кубарем качуся Под гору в сугроб. И друзья мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег, Мне в сугробе горе, А ребятам смех. |
| |
— Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня на уроке будем говорить? — Что вы знаете о деревне? — Давайте с вами на доске изобразим частичку деревни, деревенский двор. — В чём живут люди? — Что особенного есть в деревенском дворе? Что строят вокруг двора? — Что ещё есть? Где живёт скотина? — А каких домашних животных мы можем увидеть в деревне? — Что выращивают на огородах и в садах? — Верно, ребята, молодцы. У нас получился прекрасный уголок деревни. Наш с вами дворик? Ведь деревня для человека – маленькая, добрая Родина – мать, которая пожалеет, примет и простит. — Ребята, как вы думаете, что обозначает слово деревня. — Давайте послушаем Васю он нам всё прояснит. — Большое спасибо, Вася, садись. |
Ответы детей ( о деревне) Ответы детей
Прикрепляем на доске картинки при помощи магнитов.
Ответы детей
Выступление Васи. Деревня – (древнерусская деревьня, от корня дар, драти — пахать лесную новину) — первоначально означало место, очищаемое от леса и зарослей для нивы, а потом происшедшее таким образом пахотное поле. В 16 веке Деревней назывался участок земли с одним двором (причем говорилось жить на деревне, а не в деревне), а также незначительная группа дворов с известным количеством пашни, сенокоса и леса. В результате получилось современное значение слова Деревня: небольшое крестьянское поселение без церкви.
|
3. Работа с учебным пособием. | |
— Ребята, откройте учебник и рассмотрите рисунки на с. 20 – 21. — Что вы видите? — Что вы слышите? — Что вы чувствуете? — Хорошо. Смотрите сколько мы с вами услышали, увидели, почувствовали, глядя на изображения деревенских уголков. — Давайте прочитаем текст. с.20-21 |
Ответы детей Ответы детей Ответы детей
Читают обучающиеся. |
4. Вопросы и задания после чтения учебного текста? | |
— Что нового узнали о деревне? — Люди каких профессий живут в деревне? — А как понять пословицу «Хлеб – всему голова!» (на доске) — У нас вами есть имена, а у деревни? — О чём же нам рассказывают такие названия как: Пески, Горки, Березник? — А как называется деревня, в которой вы отдыхаете летом? — Кто знает, что они обозначают. — Как располагаются дома? -Где решаются все самые важные вопросы деревни? | Ответы детей Земледельцы и хлеборобы
Ответы детей
Пески – много песка, Горки – на горке, Березник – растут берёзы. Ответы детей
Из учебника На сходе |
5. Беседа по книге Льва Кузьмина «Сельские дорожки» с показом рисунков. | |
— Ребята, давайте послушаем, как описывает деревню Лев Кузьмин автор книги «Сельские дорожки». «Вьются от деревни в разные стороны дорожки. Та ныряет к синей речке, другая уходит к берёзовой роще. Третья широко и гладко накатана в поле. В деревне люди рано встают, спешат по утрам на сельскую свою работу, отчего и дорожки здесь не зарастают никогда. Вот ферма. Громкие голоса доярок, звон и стук цинковых фляг. По всему подворью тёплый запах парного молока. Вот луг. Сено убирают (сенокос). Взрослые мужчины косят траву косой. Женщины граблями собирают. Тут и дети помогают. Вчерашнее сено лёгкое, ароматное, как чай. Его надо вершить в стога. А то промедлишь – налетит ливень с грозой, и, считай, всё пропало. Чем тогда кормить животных? Но все же самая – то славная пора начинается с такой вести: «Хлеб поспел!» И вот торопятся к комбайнам комбайнёры, к грузовикам – водители. Грохоча и пыля, катит вся техника железная. Сначала одной колонной по большой дороге, а потом растекается по знойным холмам. И падает на поле под ножами комбайнов густая рожь, и едут вперевалочку по колючему жнивью доверху наполненные зерном грузовики». — Ребята, кто из вас был на ферме или принимал участие в сенокосе? — Я надеюсь, что вы в своей жизни обязательно это сможете увидеть и прочувствовать. —А теперь ответьте на такой вопрос: — Почему про деревню говорят –КОРМИЛИЦА. — Верно, молодцы. |
Ответы детей
Ответы детей |
6. Детям предлагается рассмотреть колос ржи. | |
— Ребята, рассмотрите изображение ржи (слайд) и послушайте сообщение: «Много походили люди за лето стёжек – дорожек, много переделали всякой работы, но уборка урожая – наиважнейшая. Хлеб – кормилец, хлеб – всему голова! Уборку урожая сами крестьяне называют ещё по – другому – страда, а хлеб – выстраданным». — Почему, как вы думаете?
|
Ответы детей |
7. Активное занятие №7. Работа в паре «Занятие жителей деревни». | |
— Ребята откройте тетрадь на с.17 и прочитайте задание для самостоятельной работы. — Всем понятно задание? Выполняйте (4 мин). — Работаем в паре. (10 мин.) — Обсуждение в классе. Экспертная оценка. Заслушивается решение одной из пар. Выясняется, согласны ли остальные с данным выбором, заслушивается иное мнение и доказательства. Учитель подводит итог, сообщая экспертную оценку. ЖИВОТНОВОДСТВО УБОРКА УРОЖАЯ ПРОИЗВОДСТВО ОДЕЖДЫ И ОБУВИ ЛЕСОЗАГОТОВКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ САДОВОТСТВО — Молодцы. Хорошо справились с этим заданием. |
Делигирование обучающихся. |
8. Звучит песня «Деревенька моя» (муз. Н.Кудрина, сл. В.Гундарева) и идёт показ слайдов «Деревенские мотивы». | |
— Ребята , послушайте внимательно песню и посмотрите слайды. — Какие слова песни тронули ваше сердце? |
Ответы детей |
9. Итог. | |
— Мы с вами сегодня многое узнали о деревне. Скажите, а легко ли живётся людям на деревне? — Что бы вы лично сделали, чтобы облегчить жизнь жителей деревни? -Мы сказали сегодня, что каждая деревня имеет своё название. А наш с вами уголок деревни остался безымянным. Давайте это исправим и дадим ему название. |
Ответы детей
Варианты детей |
10. Домашнее задание. | |
— Откройте и запишите домашнее задание: «Нарисуйте деревенский дом». |
|
СЛАЙДЫ ПОД ПЕСНЮ «ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ»
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЧТЕНИЮ РАССКАЗА Л,КУЗЬМИНА «СЕЛЬСКИЕ ДОРОЖКИ»
ИЛЛЮСТРАЦИЯ КОЛОСА РЖИ