Конспект урока по ОРКСЭ «Деревня» 2 класс

Конспект открытого урока 17 декабря по курсу «Истоки»

во 2 «А» классе учитель: Матыцина А.Е..

г.Волжский Волгоградской области


Тема. «Деревня».



Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятием деревня, с ритмом деревенской жизни, с профессиями деревенских жителей. Разобраться с детьми, о чём рассказывают названия деревень.

  2. Раскрыть понятия земледельцы, хлеборобы, ферма, сенокос, страда.

  3. Развивать у детей любовь к родному краю – очагу, уважение к жителям деревни и их труду.



Задачи:

  1. Формировать духовно- нравственное отношение к родному краю, деревенскому труду, уголкам родной старины.

  2. Воспитывать интерес к прошлому своего края и бережному отношению к нему.


Видеоряд: Слайды «деревенские пейзажи»; иллюстрации: ферма, сенокос, уборка хлеба-

страда; вырезанные рисунки: деревенский дом, забор, сарай, капуста, перец,

яблоня, корова, куры, гуси, собака, кошка, колодец; видеоизображение

колоса ржи.



Музыкальный ряд: песня «Деревенька моя» сл. В.Гундарева муз. Н.Кудрина

в исполнении Ольги Воронец



Литературный ряд: стихотворение И.ЗСурикова «Детство»



Форма урока: беседа



















Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    1. Присоединение детей к теме урока.

— Удивительное чувство радости рождается в душе, когда видишь родные просторы – крыши домов, золотой купол церкви и слышишь зовущий перезвон колоколов, который перекликается с кукареканьем, мычанием, стуком топора.

— Ребята, давайте послушаем стихотворение которое прочитает нам Женя.


























Распопин Евгений читает стихотворение И.ЗСурикова «Детство».

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернули санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб.

И друзья мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег,

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех.

    1. Сообщение темы урока. Вопросы для беседы.

— Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня на уроке будем говорить?

— Что вы знаете о деревне?

— Давайте с вами на доске изобразим частичку деревни, деревенский двор.

— В чём живут люди?

— Что особенного есть в деревенском дворе? Что строят вокруг двора?

— Что ещё есть? Где живёт скотина?

— А каких домашних животных мы можем увидеть в деревне?

— Что выращивают на огородах и в садах?

— Верно, ребята, молодцы. У нас получился прекрасный уголок деревни. Наш с вами дворик? Ведь деревня для человека – маленькая, добрая Родина – мать, которая пожалеет, примет и простит.

— Ребята, как вы думаете, что обозначает слово деревня.

— Давайте послушаем Васю он нам всё прояснит.










— Большое спасибо, Вася, садись.


Ответы детей ( о деревне)

Ответы детей




Прикрепляем на доске картинки при помощи магнитов.













Ответы детей



Выступление Васи.

Деревня(древнерусская деревьня, от корня дар, драти — пахать лесную новину) — первоначально означало место, очищаемое от леса и зарослей для нивы, а потом происшедшее таким образом пахотное поле. В 16 веке Деревней назывался участок земли с одним двором (причем говорилось жить на деревне, а не в деревне), а также незначительная группа дворов с известным количеством пашни, сенокоса и леса. В результате получилось современное значение слова Деревня: небольшое крестьянское поселение без церкви.


3. Работа с учебным пособием.

— Ребята, откройте учебник и рассмотрите рисунки на с. 20 – 21.

— Что вы видите?

— Что вы слышите?

— Что вы чувствуете?

— Хорошо. Смотрите сколько мы с вами услышали, увидели, почувствовали, глядя на изображения деревенских уголков.

— Давайте прочитаем текст. с.20-21



Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей




Читают обучающиеся.

4. Вопросы и задания после чтения учебного текста?

— Что нового узнали о деревне?

— Люди каких профессий живут в деревне?

— А как понять пословицу «Хлеб – всему голова!» (на доске)

— У нас вами есть имена, а у деревни?

— О чём же нам рассказывают такие названия как: Пески, Горки, Березник?

— А как называется деревня, в которой вы отдыхаете летом?

— Кто знает, что они обозначают.

— Как располагаются дома?

-Где решаются все самые важные вопросы деревни?

Ответы детей

Земледельцы и хлеборобы


Ответы детей




Пески – много песка, Горки – на горке, Березник – растут берёзы.

Ответы детей



Из учебника

На сходе

5. Беседа по книге Льва Кузьмина «Сельские дорожки» с показом рисунков.

— Ребята, давайте послушаем, как описывает деревню Лев Кузьмин автор книги «Сельские дорожки».

«Вьются от деревни в разные стороны дорожки. Та ныряет к синей речке, другая уходит к берёзовой роще. Третья широко и гладко накатана в поле.

В деревне люди рано встают, спешат по утрам на сельскую свою работу, отчего и дорожки здесь не зарастают никогда.

Вот ферма. Громкие голоса доярок, звон и стук цинковых фляг. По всему подворью тёплый запах парного молока.

Вот луг. Сено убирают (сенокос). Взрослые мужчины косят траву косой. Женщины граблями собирают. Тут и дети помогают. Вчерашнее сено лёгкое, ароматное, как чай. Его надо вершить в стога. А то промедлишь – налетит ливень с грозой, и, считай, всё пропало. Чем тогда кормить животных?

Но все же самая – то славная пора начинается с такой вести: «Хлеб поспел!»

И вот торопятся к комбайнам комбайнёры, к грузовикам – водители. Грохоча и пыля, катит вся техника железная. Сначала одной колонной по большой дороге, а потом растекается по знойным холмам.

И падает на поле под ножами комбайнов густая рожь, и едут вперевалочку по колючему жнивью доверху наполненные зерном грузовики».

— Ребята, кто из вас был на ферме или принимал участие в сенокосе?

— Я надеюсь, что вы в своей жизни обязательно это сможете увидеть и прочувствовать.

А теперь ответьте на такой вопрос: — Почему про деревню говорят –КОРМИЛИЦА.

— Верно, молодцы.


































Ответы детей





Ответы детей

6. Детям предлагается рассмотреть колос ржи.

— Ребята, рассмотрите изображение ржи (слайд) и послушайте сообщение:

«Много походили люди за лето стёжек – дорожек, много переделали всякой работы, но уборка урожая – наиважнейшая.

Хлеб – кормилец, хлеб – всему голова!

Уборку урожая сами крестьяне называют ещё по – другому – страда, а хлеб – выстраданным».

— Почему, как вы думаете?













Ответы детей

7. Активное занятие №7. Работа в паре «Занятие жителей деревни».

— Ребята откройте тетрадь на с.17 и прочитайте задание для самостоятельной работы.

— Всем понятно задание? Выполняйте (4 мин).

— Работаем в паре. (10 мин.)

Обсуждение в классе. Экспертная оценка. Заслушивается решение одной из пар. Выясняется, согласны ли остальные с данным выбором, заслушивается иное мнение и доказательства. Учитель подводит итог, сообщая экспертную оценку.

ЖИВОТНОВОДСТВО

УБОРКА УРОЖАЯ ПРОИЗВОДСТВО ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

ЛЕСОЗАГОТОВКА

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

САДОВОТСТВО

— Молодцы. Хорошо справились с этим заданием.







Делигирование обучающихся.

8. Звучит песня «Деревенька моя» (муз. Н.Кудрина, сл. В.Гундарева) и идёт показ слайдов «Деревенские мотивы».

— Ребята , послушайте внимательно песню и посмотрите слайды.

— Какие слова песни тронули ваше сердце?



Ответы детей

9. Итог.

— Мы с вами сегодня многое узнали о деревне. Скажите, а легко ли живётся людям на деревне?

— Что бы вы лично сделали, чтобы облегчить жизнь жителей деревни?

-Мы сказали сегодня, что каждая деревня имеет своё название. А наш с вами уголок деревни остался безымянным. Давайте это исправим и дадим ему название.




Ответы детей






Варианты детей

10. Домашнее задание.

— Откройте и запишите домашнее задание: «Нарисуйте деревенский дом».


СЛАЙДЫ ПОД ПЕСНЮ «ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ»






































































ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЧТЕНИЮ РАССКАЗА Л,КУЗЬМИНА «СЕЛЬСКИЕ ДОРОЖКИ»




ИЛЛЮСТРАЦИЯ КОЛОСА РЖИ












Свежие документы:  Конспект урока на тему "Переменный ток"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: