Конспект урока по ОРКСЭ «Любовь и уважение к Отечеству» 4 класс

Урок ОРКСЭ №30

Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»

Учитель Михайлова Е.В.

Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству, выяснить у детей, что объединяет всех граждан России.

Задачи урока:

а) поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви;

б) уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм;

г) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников.

Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, город, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм.

Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, деревья.

Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, работа со статьёй учебника, работа в группах, игра.

Ход урока

  1. Организационный момент:

-Прозвенел уже звонок!

Пора, ребята, на урок!

Посмотрите на друзей,

Улыбнитесь всем скорей.

Слово доброе скажите,

Настроенье поднимите.

А теперь начнём урок,

Руки все на локоток.

У: Доброе утро! Я очень рада вас сегодня видеть.

Д: Доброе утро!

Сегодня у нас с вами необычный и очень интересный урок .Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами. Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сопутствует удача!. Итак, мы начинаем!

  1. Присоединение к теме урока:

– Прослушайте стихотворение и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить? ) Один из учеников, (Харьков И.) заранее подготовленный, выходит к доске и выразительно наизусть рассказывает следующее стихотворение:

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом!


– Спасибо! Итак, ребята, о чём это стихотворение?

(Это стихотворение о нашем общем доме, о нашей стране, о нашей Родине)

– Верно, ребята! А что есть Родина? Давайте все вместе вслушаемся в слово Ро-ди-на. Что оно обозначает? Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника).

– Ребята, а какие вы знаете слова близкие по значению к слову Родина? Назовите их.

Моя страна, государство, Россия, Отечество.

– Спасибо, ребята! Давай подумаем, а почему Россию мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством?

Родина – это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…”

3.Сообщение темы урока (формулируют учащиеся):

-Ребята. Сформулируйте сами тему урока. О чем будем говорить на уроке?

– Какие вы молодцы! Наш урок будет посвящен любви и уважению к Родине, к Отечеству. На уроке мы узнаем, что такое Отечество, Любовь к Родине, патриотизм, в чем они проявляются.

Определение учебной задачи: Найдите ключевые слова в теме урока. Ключевые слова: любовь, уважение, Отечество.

Тема сегодняшнего урока «Любовь и уважение к Отечеству»

Звучит песня с чего начинается родина?

  • Какие мысли и чувства возникли у вас при слушании песни?

  • О чём поётся в песне?

Родина начинается на пороге твоего дома, всё в ней нам близко, знакомо и понятно. Родина нас объединяет. А что для вас означает слово Отечество? Отечество — страна, где родился человек. Значит, слова Родина и Отечество имеют одно значение. Что слово Родина означает для каждого из вас? Почему мы Родину называем матушкой, мамой? Мы — дети нашей Родины и она заботится о нас. Родина нас кормит, дарит красоту, одевает, бережёт и т. д.

Стих читает 1уч-ца.

Я песнь о Родине пою

И о любви я к ней взываю,

Живущих всех в моём краю,

Что Первомайским называют.

О малой родине своей

В стихах и книгах не расскажешь.

Я только знаю, что земли

На свете нет милей и краше!

В лесу я знаю все тропинки.

Мой дедушка их показал,

Из детства ясную картинку:

Грибы и ягоды мне собирал.

Знакомил с жителями леса,

С его душевной тишиной.

Мне не забыть картины детства

О родине моей родной!

В любом углу, в любом конце

Любовь, как эхо раздаётся.

И песнь о Родине своей

Звучит в сердцах у Первомайцев!

Как называся наша малая Родина?

У: Часто в своей речи мы употребляем слово Родина, и у каждого из нас перед глазами встаёт своя картина. Её можно нарисовать словесно, как в этом стихотворении, а можно передать кистью. как это сделали вы, ребята .


Ребята, какое дерево является символом России? Береза.

Песня Березовый рай

Как называется наша Родина? Российская Федерация, Россия.


4.Основная часть урока:

Давайте подробнее разберём понятия Родина, Отечество. Это место родное для человека. Это село, город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки. «Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.

Отечество — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека.

Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.

Между народами нашей страны много общего.

Россия — какое красивое слово.

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

Тебя по-славянски назвали Россия.

Презентация (Гимн рас. Детям) звучит Гимн Рос.Фед.

Показать фото на доске герба и флага, спросить, что обозначает каждый цвет.

(книги выставка)

О гимне –звучит Гимн Российской Федерации.


а) Вопрос, открывающий обсуждение по теме урока:

– Ребята, мы с вами в течение этого курса познакомились с великим духовным наследием, которое многие века одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религиях, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили и как жили. Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций.

б) работа с материалом учебника (стр.95):

– Что объединяет всех людей, живущих в нашей стране?

Ответы учеников: общие традиции, мы любим своих родителей, учимся..

– Молодцы, ребята, вы произнесли очень важное слово любовь. А что такое любовь? Откройте свои учебники на странице 95 и прочитайте второй абзац.

-Итак, ребята, к кому или чему может быть наша любовь?


– Молодцы, ребята! А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь?

Ответы учеников: искренней, настоящей, бескорыстной.

– Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?

( Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.)

– А как может проявляться любовь к Отечеству?

Ответы учеников: помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботится о своих родных и близких.

В)Работа в тетрадях.

Посмотрите на доску. Дерево — это образ нашей Родины. Каждый листик- это семья. Все листочки разные: есть большие, а есть и маленькие, как и семьи. Но все мы связаны друг с другом, так как у нас одна Родина. Что нас объединяет!

Д: Культурные традиции, историческая память, вера, язык.

Какая у на вера?

(православная)

У- мы православные христиане.

Кто такие христиане?

(люди, который приняли учение Христа)

В каком году на Руси приняли православие?

(988)

Кто крестил Русь ?

(Князь Владимир)

У нас страна многонациональная, в нашей стране живут калмыки, татары, буряты, турки-месхитинцы. У каждого народа есть своя религия.

Какие религии вы знаете (буддизм, ислам, иудаизм)

У: Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. А корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас.

У: У каждой семьи есть свои ценности. Какие ценности близки вашей семье?

( На доске слова, картинки, перевёрнутые. Дети отбирают свои и приклеивают к индивидуальному листу.)

Дети отличают истинные и ложные ценности.

На доске:

Истинные ценности Ложные ценности


Любовь настольные игры

машина

Забота деньги

Семья мороженое

Домашние животные коньки

Природа компьютер

Березка


Так давайте же к нашему дереву относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему. Посмотрите на другое дерево. Почему оно стало таким.

Д: Его не поливали, за ним не ухаживали, оно получало мало света.

У: Такое не должно случиться с нашей Родиной .А что мы должны для этого сделать?

Д: Давайте бережно относится к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её.

У: Давайте украсим наше дерево.

(Дети отгадывают загадки на обратной стороне цветов и приклеивают к дереву. Загадки о Родине, Отчизне, Отечестве, любви, известных людях и т.д.)

Загадки:

Деревца-красавицы,

Белым станом славятся.

Льют по дубу слёзоньки

Русские …

(Берёзоньки.)

Раздаётся в поднебесье

Утром радостная песня.

Кто взлетел с утра в зенит,

Колокольчиком звенит?

(Жаворонок.)

Изгнал из страны

Супостатов-французов

Наш славный герой,

Полководец …( Кутузов)

У тебя, краса-река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Женское, девичье. (Река Лена.)

Я – город-герой,

Стою над Невой.

(Санкт-Петербург.)

С городом этим

Трудно сравниться.

Главный в стране он,

Это – …

(Столица.)

Отчизну она защищает,

Наш мир и покой охраняет.

В ней – авиация, пехота

И бойцы морского флота.

(Армия.)

Назвать имена соотечественников и исторические памятники:

Г). Значение слов «любовь», «уважение».

У: Давайте ещё раз прочитаем тему урока. Чем же наполнен весь наш урок?

Д: Любовью, уважением к Родине ( или любовью к Родине)

У: Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество.( к доске прикрепляется красный круг со словом Отечество)

Рисунок.

Д: защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников. ( каждый лучик прикрепляется и вырисовывается солнце на доске)

У: Кем гордится каждый человек нашей Родины?

Д: Ю.А.Гагарин- первый космонавт, А.Невский, Владимир Красное Солнышко, А.С.Пушкин , нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т.д. ( так разбирается каждый лучик)

У: А что значит уважать Отечество?

Д: Помнить о прошлом.

Помогать фронтовикам и пенсионерам.

Почитать традиции родителей.

Быть гостеприимным.

Изучать историю своей Родины.

У: Так что же сохранит наше Отечество?

Д: Любовь

Свобода

Милосердие

Долг

Справедливость

Уважение

Забота и т.д.

У: Без чего не может жить дерево? Так и наше Отечество не может жить без любви и уважения.

г) Работа в группах: пословицы собрать, объяснить смысл .

д) Игра:

– Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?». Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.

– Спасибо, ребята! Понравилась вам игра? (ученики рассаживаются по местам).


Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.

Ребята давайте вернемся к своим традициям. Какой праздник будут отмеч. Прав. Христ. в это воскресенье?

+Вход Господен в Иерусалим.

Или как по другому называют его в народе?

(Вербное воскресенье)

А за ним следует праздник-праздников-какой . как он называется (Пасха). Каким событиям посвящен этот праздник?

( воскрешению Христа). Христос воскрес на 3день после его распятия.

Вот я вам принесла журнал «Свечечка». В последнем номере все рассказывается о Пасхе. Возьмите и почитайте, я думаю вы много интересного и полезного узнаете для себя.


5.Работа с компьютером. Тест

6.Рефлексия:

– Итак, ребята, давайте подведём итог

–Что вам сегодня было интересно на уроке?

А что творческого было на уроке?

–А чему вы обучились на уроке?

А что главное было на уроке?

Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве! Мы все хотим, чтобы в нашей стране всегда был мир. А какую птицу называют птицей мира? Вот я хочу подарить вам голубя-птицу мира, чтобы у вас у всех был мир в доме, в семье и конечно же мир в нашей стране. (звучит песня Струве Моя Россия.)





















Свежие документы:  Классный час на тему "Русь святая храни веру православных людей"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: