|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское |
|
|
Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов |
|
| 4 | |
модуль |
| Основы православной культуры |
номер урока |
| 9 |
тема |
| Православное учение о человеке |
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель урока:
Формировать у младших школьников представление о человеке, как о создании духовном, наделённом внутренним миром, ценностями и идеалами.
Задачи:
обучающая — узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека;
развивающая — научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека;
воспитывающая — понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.
Основные понятия (с расшифровкой значения)
Тело – физическая оболочка человека, имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д.
Душа – нематериальная сущность, остающаяся после смерти человека, в которой выражена божественная природа личности человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.
Внутренний мир человека – отличия, подаренные человеку Богом: разум, свобода, любовь, творчество.
Болезни души – состояние души, когда человек наполняет её завистью, ненавистью, предательством, раздражительностью и т.п.
Ресурсы для проведения занятия:
Презентация к уроку
Фрагмент иконы «Преподобный Герасим Иорданский приручает льва»
Картины В.Васнецова «Иван Грозный», А Дейнека «Автопортрет»
Макеты кластеров для групповой работы
Раздаточный материал: тексты К.Д.Ушинского «Чудный домик», «Размышления маленького христианина о человеке».
Ход урока.
I. Организационный момент, объявление темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
— Чем человек отличается от животных?
— Если бы Бог не дал человеку свободу, а сделал бы всех принудительно хорошими, может было бы лучше жить?
Блиц – опрос «Основы православия».
Кто такие христиане?
Что значит быть православным человеком?
Что значит слово «молиться»?
Как по-другому называют Библию?
Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
Чем человек отличается от животных?
— Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.
III. Открытие нового знания.
Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».
Чудный домик.
К.Д.Ушинский
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека
Эконом – с _ _ _ _е (сердце)
Зала – л _ _ _ _ е (легкие)
Ставенки – г _ _ _ а (глаза)
Хозяйка – д _ _ а (душа) человека
— А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?
— О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?
— Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».
Работа со статьёй в учебнике «Душа».
Учитель:
— Прочитайте статью «Душа» в учебнике. Заполните кластер.
(Работу можно выстроить в парах или группах. Обучающимся необходимо привести примеры к каждому лепестку)
Анализ кластера:
Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) — духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
— В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и поэтому дает ему свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста. Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах.
Жертву Христа, как и вообще все, что связано с миром религии, нельзя понять, если человек не всмотрится внутрь себя самого. Это мир его души.
Как вы думаете, что находится в вашем «мире души»?
— Выберите слова, обозначают предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в вагоне метро, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом.
— Почему вы выбрали именно эти слова? Попробуйте объяснить.
— А есть ли у вас в семье такие сокровенные и важные для вашей души «сундучки», как и у героев статьи? Расскажите.
3) Работа над понятием «душа».
Учитель:
— У В.И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».
— Задумывались ли Вы, почему один человек более стеснителен, чем другой, или же один бесстрашен, а другой труслив? Это качества характера, наверное, скажут многие. А что такое характер? Это по сути все та же душа, её проявление.
— А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты не прав!».
— Были ли у вас такие моменты, когда «болела душа»? Как вы поняли? Почему был такой момент?
— Объясните следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», слабая душа, жить душа в душу, покривить душой, душа поёт.
Подберите к каждой из картин, представленной на уроке, подходящее к ней выражение. Поясните свой выбор.
— Расскажите о своих чувствах, внутренних ощущениях, когда вы делаете доброе дело?
— У нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, — и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.
Об этом и стих, написанный сто лет назад одной монахиней из Московского Новодевичьего монастыря.
(выразительное чтение стихотворения)
Круговая порука добра
Что бы в жизни ни ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети
И раскаянья жгучего мгла.
Всё же вы не слабейте душою,
Как придёт испытаний пора –
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!
Где бы сердце вам жить ни велело:
В шумном свете иль в сельской тиши –
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души!
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой!
— Как вы поняли выражение «Круговая порука добра»?
IV. Первичное закрепление.
Выборочный пересказ текста.
Учитель:
— Расскажи, с чем автор учебника сравнивает душу.
— Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.
— Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.
— Можно ли выразить девизом: «один за всех и все за одного» то, что названо в стихотворении монахини «круговой порукой добра»?
Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.
— Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?
— Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?
— Как Библия рассказывает о происхождении души?
— Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?
V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учитель:
— Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.
— Объясните, как поняли эти предложения.
VI. Обобщение изученного на уроке.
Работа с текстом К.Д.Ушинского.
— А сейчас я предлагаю вам размышлением на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:
— Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.
«Размышления маленького христианина о человеке»
(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).
«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.
Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.
Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.
Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.
Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.
Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.
Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.
В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.
Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».
К.Д.Ушинский.
— Расскажите о ваших впечатлениях.
— Какая главная мысль этих размышлений?
— Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.
Назовите их! — Выписываем на доске (и в тетрадь):
Дар слова
Память
Воображение
Вера в Бога
Желание и возможность сделаться лучше
— Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?
— Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?
— Бог-Творец.
Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?
VII. Итог.
— Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека?
Рефлекия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
Домашнее задание.
— Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите в тетради сочинение-миниатюру «Храм моей души», сделайте иллюстрацию к сочинению.
Литература:
А. В. Кураев. Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов.
К.Д.Ушинский. Размышления маленького христианина о человеке.