Конспект урока по ОРКСЭ «Православное учение о человеке» 4 класс


Чуйко Оксана Анатольевна



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское



Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов




класс


4

модуль


Основы православной культуры

номер урока


9

тема


Православное учение о человеке



КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Цель урока:

Формировать у младших школьников представление о человеке, как о создании духовном, наделённом внутренним миром, ценностями и идеалами.


Задачи:

обучающая — узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека;

развивающая — научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека;

воспитывающая — понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.


Основные понятия (с расшифровкой значения)


Тело – физическая оболочка человека, имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д.

Душа – нематериальная сущность, остающаяся после смерти человека, в которой выражена божественная природа личности человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

Внутренний мир человека – отличия, подаренные человеку Богом: разум, свобода, любовь, творчество.

Болезни души – состояние души, когда человек наполняет её завистью, ненавистью, предательством, раздражительностью и т.п.


Ресурсы для проведения занятия:

  • Презентация к уроку

  • Фрагмент иконы «Преподобный Герасим Иорданский приручает льва»

  • Картины В.Васнецова «Иван Грозный», А Дейнека «Автопортрет»

  • Макеты кластеров для групповой работы

  • Раздаточный материал: тексты К.Д.Ушинского «Чудный домик», «Размышления маленького христианина о человеке».






Ход урока.


I. Организационный момент, объявление темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.


— Чем человек отличается от животных?

— Если бы Бог не дал человеку свободу, а сделал бы всех принудительно хорошими, может было бы лучше жить?


Блиц – опрос «Основы православия».

  • Кто такие христиане?

  • Что значит быть православным человеком?

  • Что значит слово «молиться»?

  • Как по-другому называют Библию?

  • Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

  • Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

  • Чем человек отличается от животных?

— Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.


 

III. Открытие нового знания.

  1. Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».


Чудный домик.

К.Д.Ушинский

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека

Эконом – с _ _ _ _е (сердце)

Зала – л _ _ _ _ е (легкие)

Ставенки – г _ _ _ а (глаза)

Хозяйка – д _ _ а (душа) человека


— А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?

— О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?

— Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».


  1. Работа со статьёй в учебнике «Душа».

Учитель:

— Прочитайте статью «Душа» в учебнике. Заполните кластер.

(Работу можно выстроить в парах или группах. Обучающимся необходимо привести примеры к каждому лепестку)














Анализ кластера:


  1. Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,

  2. Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.

  3. Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.

  4. Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.

  5. Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.

  6. Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.

  7. Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) — духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.


— В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и поэтому дает ему свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста. Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах.

Жертву Христа, как и вообще все, что связано с миром религии, нельзя понять, если человек не всмотрится внутрь себя самого. Это мир его души.

Как вы думаете, что находится в вашем «мире души»?

— Выберите слова, обозначают предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в вагоне метро, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом.

— Почему вы выбрали именно эти слова? Попробуйте объяснить.

— А есть ли у вас в семье такие сокровенные и важные для вашей души «сундучки», как и у героев статьи? Расскажите.

3) Работа над понятием «душа».


Учитель:


— У В.И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные  и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».

— Задумывались ли Вы, почему один человек более стеснителен, чем другой, или же один бесстрашен, а другой труслив?  Это качества характера, наверное, скажут многие. А что такое характер? Это по сути все та же душа, её проявление.

— А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты не прав!».

— Были ли у вас такие моменты, когда «болела душа»? Как вы  поняли? Почему был такой момент?

— Объясните следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», слабая душа, жить душа в душу, покривить душой, душа поёт.

Подберите к каждой из картин, представленной на уроке, подходящее к ней выражение. Поясните свой выбор.

— Расскажите о своих чувствах, внутренних ощущениях, когда вы делаете доброе дело?

— У нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, — и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.

Об этом  и стих, написанный сто лет назад одной монахиней из Московского Новодевичьего монастыря.

(выразительное чтение стихотворения)


Круговая порука добра

Что бы в жизни ни ждало вас, дети,

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети

И раскаянья жгучего мгла.

Всё же вы не слабейте душою,

Как придёт испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело:

В шумном свете иль в сельской тиши –

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой!

 

—  Как вы поняли выражение «Круговая порука добра»?


IV. Первичное закрепление.

  1. Выборочный пересказ текста.

Учитель:

— Расскажи, с чем автор учебника сравнивает душу.

— Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.

— Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.

— Можно ли выразить девизом: «один за всех и все за одного» то, что названо в стихотворении монахини «круговой порукой добра»?


  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.


— Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

— Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

— Как Библия рассказывает о происхождении души?

— Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?

V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.


Учитель:

— Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.

— Объясните, как поняли эти предложения.


VI. Обобщение изученного на уроке.


Работа с текстом К.Д.Ушинского.

— А сейчас я предлагаю вам размышлением на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:

— Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.


«Размышления маленького христианина о человеке»

(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).

«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

К.Д.Ушинский.


— Расскажите о ваших впечатлениях.

— Какая главная мысль этих размышлений?

— Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.

Назовите их! — Выписываем на доске (и в тетрадь):

  • Дар слова

  • Память

  • Воображение

  • Вера в Бога

  • Желание и возможность сделаться лучше

— Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?

— Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?

— Бог-Творец.

Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?

VII. Итог.

— Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека?

  1. Рефлекия.


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…


  1. Домашнее задание.

— Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите в тетради сочинение-миниатюру «Храм моей души», сделайте иллюстрацию к сочинению.

 


Литература:

  1. А. В. Кураев. Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов.

  2. К.Д.Ушинский. Размышления маленького христианина о человеке.

Свежие документы:  Как организовать продуктивную деятельность детей-инофонов на уроках русского языка и литературы

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: