9
Цель урока:
Научить устанавливать взаимосвязь между религиозной ( исламской) культурой и поведением людей.
Воспитывать такие нравственные человеческие качества, как: доброта, милосердие, честность, порядочность.
Сформировать правильное мировоззрение учащихся.
Оборудование:
учебник «Основы исламской культуры»;
рисунки с изображением священных книг других религий;
диск «Основы исламской культуры»;
презентации: «Дети Беслана»,
«Мы – россияне»,
«Дорога добра»;
фотография А. С. Пушкина;
диск «Основы светской этики»- аннимация «Россия»;
макет сердца.
I.Вступительная часть урока.
1.Аннимация « Я люблю тебя, Россия!»
(Из прогр. «Светская этика»)
2.Беседа.
Учитель: (Слайд «Наша Родина – Россия»)
-Мы живем в замечательной стране – Россия. Россию мы любовно называем Родиной, потому что мы в ней родились. Мы ее уважительно зовем Отечеством, потому что наши деды и прадеды здесь жили, работали и защищали свою Землю для следующих поколений.
-Когда особенно проявилась их любовь к Родине?
(В годы Великой Отечественной войны.)
-В1941 году, когда фашисты напали на нашу землю, все народы встали как один и защитили ее.
(Слайд –ветераны)
-Какие национальности живут в нашей сране?
-Наша страна многонациональна.
-Какие же народности живут в нашей стране?
-Каждый народ имеет свою культуру и свои традиции.
-Что такое культурные традиции?
-Какие традиции нашего народа вы можете назвать?
Существует много семей, в которых живут люди разных национальностей.
-Как же они уживаются друг с другом?
-Какие традиции они соблюдают?
3.Рассказ о многонациональной семье.
-Я знаю, что у Славика такая семья. Расскажи нам, пожалуйста, об этом.(Рассказ ученика о том, как в одной семье соблюдаются разные традиции.)
-Вот видите- одни родственники у Славика русские, а другие-черкесы; у них разные традиции, разные обычаи. Но несмотря на это, они живут дружно и между ними нет никаких разногласий, они живут дружно.
Потому что человеческие отношения не зависят от того, кто во что верит. Нужно одинаково уважительно относиться ко всем людям , несмотря на их принадлежность к другому языку, другой нации или другой религии.
II.Повторение раннее изученного.
1.Фронтальный опрос.
-А какие мировые религии существуют?
-Какую религию исповедуют в основном люди нашей национальности?
-Что означает слово «ислам»?
-Кто основал ислам?
2.Работа по группам.
1)Кроссворд «Начало пророчества».
1.Священный источник в Мекке.
2.Город. в котором родился пророк.
3.Слово «ислам» переводится как «мир и ……… покорность Богу».
4.Имя жены пророка Мухаммада.
5.Ангел,принесший пророку весть о его предназначении.
7.Пророк, построивший в Мекке храм Кааба.
2)Ответить на вопросы теста.
3)Заслушивание доклада(подготовленного заранее) на тему «Хиджра».
III.Объявление темы урока.
-Постепенно не только арабы, но и другие народы приняли ислам, и они стали жить по законам Корана и Сунны.
-Итак, тема нашего урока «Коран и Сунна». Запишите, пожалуйста, -урок №7 «Коран и Сунна».
IV.Объяснение темы –Коран.
-Что у меня в руках?
-У кого дома есть Коран?
Коран-главная священная книга мусульман.
При изучении темы «Начало пророчества» мы немного затронули вопрос о том, как, по мнению мусульман, Коран появился на земле.
Расскажите, пожалуйста, об этом.
(Рассказ детей)
Учитель:
-Мусульмане считают, что коран был ниспослан Аллахом через пророка Мухаммада.Он получал Коран в течение 23 лет. Коран написан на классическом арабском языке.
Он состоит из 114 сур (глав), которые в свою очередь состоят из аятов (стихов).
3.Работа в словариках.
Запишите в словариках новые слова.
4.Чтение «Фатихи»
Первая глава называется «Фатиха», что означает-«открывающая книгу». Русский перевод дан у нас в книге, прочитаем эту суру.
5.Объяснение смысла Корана.
-Так о чем же говорится в Коране и чему учит Коран?
Главная цель ниспослания Корана состоит в том, чтобы направить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования.
Коран учит отличать добро от зла, а верный путь от заблуждения.
В Коране прописаны правила поведения и нормы жизни мусульман, т. е. в Коране написано, как должен жить мусульманин, что он может делать, а чего ему нельзя делать.
6.Чтение аятов из Корана и работа над их содержанием.
-Сейчас мы прочитаем несколько аятов из Корана и попробуем понять их смысл.
Коран, 17:23 — 24
…И к родителям — добродеянье. Если один из них иль оба достигнут старости,
не говори ни слова им неуваженья, и не ругай их, но говори по-доброму.
Коран, 17:23 — 24
…И к родителям — добродеянье. Если один из них иль оба достигнут старости,
не говори ни слова им неуваженья, и не ругай их, но говори по-доброму.
84.
И кто способствует благому делу,
Тот от него получит долю;
А кто способствует дурному,
Получит долю в бремени его.
112.
Кто делает добро,
Найдет у Господа
Достойную награду.
Печаль не отягчит.
На них не ляжет страх.
(Дети читают отрывок из слайда и сразу объясняют их смысл)
Учитель:
— Мы познакомились всего лишь с 4-мя аятами из Корана, но даже из этого можно сделать какой вывод?
(Коран учит людей быть добрыми, любить своих родителей и т. д. )
7. Священные книги других религий.
-Те же истины прописаны и в других священных книгах.
Соотнесите названия религий с картинками священных книг.
христианство – библия
иудаизм- тора
буддизм – типитака (или трипитака)
-Все эти религии учат только милосердии, добру, справедливости.
8.Чтение отрывка из цикла стихов А.С.Пушкина «Подражания Корану».
-У великого русского поэта А.С.Пушкина есть замечательный цикл стихов «Подражания Корану». Послушаем отрывок из этого цикла.
Торгуя совестью пред бледной нищетою,
Не сыпь своих даров расчётливой рукою:
Щедрота полная угодна небесам
В День грозного Суда, подобно ниве тучной,
О, сеятель благополучный!
Сторицею воздаст она твоим трудам.
Но если, пожалев трудов земных стяжанья,
Вручая нищему скупое подаяние,
Сжимаешь ты свою завистливую длань, —
Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,
Что с камня дождь обильный,
Исчезнет — Господом отверженная дань.
V.Объяснение темы «Сунна».
1.-Второй источник ислама – сунна.
(Слушание объяснения значения слова «сунна» из словаря (диск «Основы исламской религии»).
Сунна — в переводе с арабского языка означает «путь, дорога».
Сунна объясняет содержание Корана, дополняет его и учит, как нужно поступать мусульманину в тех или иных жизненных ситуациях. Но самое главное для мусульман заключается в том, что Сунна дает представление о самом пророке Мухаммаде, ведь его жизнь образец поведения, как считают мусульмане.
2.Чтение домашних сочинений о пророке Мухаммаде.
-Вам было задано домашнее задание написать сочинение на тему: «Какие человеческие качества пророка Мухаммада мне нравятся».
Зачитаем несколько из них.
3.Чтение мудрых изречений о разных человеческих качествах.
-Я знаю, что дома вы работали и над другим заданием:
Вы провели много часов в библиотеке, подбирая высказывания мудрых людей о человеческих качествах как хороших, так и плохих.
Я хочу, чтобы сейчас вы нам зачитали то, что приготовили.
(Дети читают напечатанные на бумагах высказывания.)
ФИЗМИНУТКА
-Сейчас мы с вами проведем небольшую физзарядку таким образом:
Я зачитаю те качества, о которых вы подобрали изречения. Если вы считаете их положительными, похлопайте в ладоши; отрицательными- топайте возмущенно ногами.
Дружба, ложь, скромность, любовь к Родине, себялюбие,
Зло, добро, счастье, трудолюбие, эгоизм, справедливость.
4.Запись в словариках слов «сунна» и «хадис».
-Слова пророка и его высказывания, записанные в Сунне, называются арабским словом «хадисы», т. е.рассказы.
5.Чтение хадисов, приведенных в учебнике.
-Познакомимся с содержанием хадисов, приведенных у нас в учебнике и обсудим их содержание.
-Как бы вы поступили в той или иной жизненной ситуации?
(Примеры:
=В больнице меня навестили мои друзья;
=В садике мы незаслуженно обидели девочку, обвинив ее в краже т. д.)
VI. Вера есть отказ от всякого насилия.
2.Презентация слайдов «Дети Беслана»
-Посмотрите на кадры, которые потрясли весь мир.
1.Повторение темы.
-Итак, как же должен жизнь мусульманин по предписаниям Корана?
_Что ему можно делать, а чего нельзя делать?
(он должен помогать людям, должен быть добрым и милосердным, сердечным..)
VIII. Заключительная часть урока.
2.Игра «Тепло моего сердца».
–А есть ли в нас эти человеческие качества? Давайте, проверим себя. Насколько мы милосердны и умеем ли мы совершать добрые поступки.
— У меня в руках макет сердца. Передавая его друг другу, назовем те хорошие дела, которые мы совершили в своей жизни. Я начну с себя: мы- учителя нашего района- недавно перечислили часть нашей зарплаты в фонд ветеранов войны. А что сделали вы?
(дети называют свои дела)
-Спасибо. От того, что я сейчас услышала, мне стало радостно на душе. Теперь я уверена, что из вас вырастутдобрые и милосердные люди. Мы повесим сердце нашего класса на самом видном месте, чтобы всегда помнить о доброте и любви.
2.Исполнение песни «Дорогою добра».
-Дорогие наши гости! Мы хотим и вам подарить частички нашего сердечного тепла.
(Дети исполняют песню и дарят гостям шары в виде сердца.)