Муниципальное общеобразовательное учреждение —
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока в 4 классе
по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
(модуль «Основы иудейской культуры»)
на тему:«Еврейский календарь»
Разработала:
Яковлева С. В.
учитель начальных классов,
МБОУ «Горковская СОШ»
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения модуля «Основы иудейской культуры» обусловлена тем, что для российского государства иудейская культура не является традиционной и массовой. Численность исповедующих иудаизм сегодня в России точно определить достаточно трудно. Ориентируясь на примерные оценки, можно предположить, что в настоящее время в России насчитывается около 1 млн. иудеев.
Проблема приобщения к ценностям традиционной культуры иудеев становится, прежде всего, не политической, а образовательной проблемой. В содержании образования недостает этой составляющей, которая могла бы помочь нам повысить качество образования по гуманитарным базовым предметам — литературе, русскому языку, истории, искусству. Естественно, эта составляющая связана с самобытностью еврейского народа, с менталитетом, с глубинными основами национальной еврейской культуры.
Иудаизм — неотъемлемая часть истории и культуры еврейского народа, духовно-нравственное ядро культуры, и поэтому никакое целенаправленное познание еврейской культуры и приобщение к ней невозможно без получения систематических знаний об иудаизме. В осознании того, что есть Россия как государство и кто есть мы – народ России, российский народ, россияне, необходимо изучать культуру, историю, религию всех народов, проживающих на территории нашей страны.
Данная методическая разработка направлена на совершенствование педагогического мастерства в области проектирования урока на тему: «Еврейский календарь» в модуле «Основы иудейской культуры».
Данный урок разработан на основе системно – деятельностного подхода, при этом максимально используются принципы психологической комфортности и творчества, использованы элементы современных педагогических технологий.
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определено своеобразие еврейского календаря и его отличие от традиционного григорианского календаря,изучение хронологической последовательности иудейских праздников и их связь с жизнью человека, что позволит более глубоко изучить культуру и традиции еврейского народа, их роль в духовном-нравственном воспитании подрастающего поколения.
В методической разработке определены организационные условия проведения занятия с обучающимися, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы и средства обучения, использованы элементы современных педагогических технологий.
Особенности урока:
Урок № 25 на тему«Еврейский календарь» проводится с обучающимися 4 класса и занимает особое место в курсе ОРКСЭ, так как расширяет знания обучающихся об иудаизме и показывает своеобразие формирования и развития еврейского народа.
При проектировании учебного занятия использованы личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и системно-деятельностный подходы.
Тема урока № 25: «Еврейский календарь»(1 час).
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
Вид урока: беседа с элементами проблемного изложения и самостоятельной работы
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новых знаний о своеобразии культуры и традиционных праздниках иудеев, применение полученных знаний на практике.
Задачи урока:
Дидактическая (обучающая):
ввести понятия «еврейский календарь», «солнечно- лунная система», «второй адар» (тринадцатый месяц), «Шабат» (суббота), Рош ха-Шана(Новый год), «Песах» (праздник в память исхода евреев из Египта);
формировать у обучающихся познавательные (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации), регулятивные (умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (умение допускать возможность существования различных точек зрения) и личностные (формирование внутренней позиции обучающегося) универсальные учебные действия через активную познавательную деятельность, решение проектных задач.
Воспитывающая:
содействовать осмыслению понимания связей и отношений между различными народами нашей многонациональной Родины;
воспитывать терпимое и уважительное отношение к представителям других национальностей, вероисповеданий
3.Развивающая:
развивать познавательную и социальную активность учащихся;
содействовать развитию умения самостоятельно применять полученные знания на практике, переносить изученное в новые условия;
развивать умение работать в команде.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Методы обучения (педагогические приемы и технологии):метод диалогического изложения материала, эвристический метод, метод частично поисковой учебной деятельности обучающихся; технология групповой деятельности, игровые технологии, технология саморазвития личности обучающегося Г.К. Селевко, компьютерная технология обучения, технология сотрудничества, комплексные (диагностические, коррекционные и формирующие) здоровьесберегающие технология
Методическое обеспечение: технологическая карта урока, учебно- методический комплект к модулю «Основы иудейской культуры», раздаточный материал, опорные конспекты, мультимедийная презентация, электронное пособие к модулю «Основы иудейской культуры»
Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультипроектор.
Межпредметная связь: английский язык, окружающий мир, информатика, литературное чтение.
Основные термины и понятия: солнечно-лунная система летосчисление, Шабат, Рош ха-Шана,Песах.
Хронологическая карта урока
Этапы урока | Время | |
1 | Подготовительный (орг. момент) | 6 минут |
2 | Основной | 27 минут |
3 | Заключительный | 7 минут |
| Всего | 40 мин. |
Ход урока
Подготовительный этап.
1.1. Организационный момент.
Друзья мои, опять звенит звонок
Вас радостно зовёт он на урок.
Поприветствуем друг друга вставанием, улыбнёмся, даря заряд бодрости и хорошего настроения окружающим, проверим, всё ли готово к уроку. Спасибо, присаживайтесь! Сегодня 26 марта, вторник , второй день недели и вы все прекрасно об этом знаете.
1.2. Мотивацияобучающихся на плодотворную учебную деятельность
Давайте подумаем, как можно продолжить логическую цепочку:
Понедельник, вторник, среда… (четверг, пятница, суббота воскресенье)
Воскресенье, понедельник, вторник…(среда, четверг, пятница, суббота воскресенье)
Вы прекрасно справились с заданием и обе цепочки верны, вот только уточните, почему в одном случае цепочка начинается с понедельника. А в другом- с воскресенья?
И снова ваши ответы правильны! Традиционно неделя начинается с понедельника (в соответствии с григорианским календарём), но в иудаизме неделя начинается с воскресенья- первого дня после еженедельного праздника иудеев Шабат – Субботы. Причём сутки начинаются с вечера, с захода солнца, потому что в Торе сказано о первом дне творения: «И был вечер, и было утро, и был это один день».
1.3. Актуализация знаний обучающихся.
Давайте вместе предположим, над какой темой урока мы будем сегодня работать? И для этого проведём индивидуальный «Мозговой штурм», а полученные результаты обобщим.
Пожалуйста, соотнесите известные вам праздники иудеев с временами года:
1 группа: Зимние религиозные праздники
2 группа: Весенние религиозные праздники
3 группа: Летние религиозные праздники
4 группа: Осенние религиозные праздники
Вы очень плодотворно поработали, и выяснили следующее: Новый год (Рош ха-Шана, что означает «голова года», «первый в году») в иудаизме открывает череду осенних праздников; у евреев существует весенний праздник «Ханука», во время которого зажигают не одну, а девять свечей в праздничном девятисвечник; а ещё вы очень внимательно слушали объяснение учителя и в каждом времени года отметили еженедельный праздник Шабат. Заметили своеобразие и отличия от общепринятого и широко распространённого григорианского календаря? Ваш результат очень значим и вы с лёгкостью определите тему нашего урока: «Еврейский календарь».
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Но следует отметить, что не все евреи являются иудеями и правильнее было бы говорить «Иудейский календарь»
Основной этап.
Изучение нового материала
Вы правильно выявили некоторые отличительные черты иудейского календаря и к тому, что вы уже знаете, я добавлю следующее: счёт лет в еврейской традиции ведётся от сотворения мира, но не с первого дня, а с шестого. И с этим связана одна из особенностей иудейского календаря. Запишите в тетрадях эту особенность и проверьте правильность записи у соседа по парте (взаимопроверка).Правильно-неделя начинается с воскресенья-следующего дня после еженедельного праздника Шабат.
Да, существуют различные национальности, различные вероисповедания, календари, но все мы- граждане единой многонациональной страны- России.
Физминутка № 1
(Динамично)
Дружно мы шагаем
По родному краю!
Тундры здесь просторы,
Гор Уральских мощь!
Вверх поднимем взоры-
Здесь небес узоры.
Вниз опустим мы глаза-
Рек услышим голоса!
(Далее спокойно, размеренно)
Руки подняли и покачали-
Словно деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Сбили с травинок росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Птица взлетела с куста.
Край наш привольный!
Край наш раздольный!
Присядем, друзья, на места.
Настраиваемся на плодотворную работу и продолжаем! В еврейской традиции используется своя собственная солнечно- лунная система: год у евреев солнечный, а месяцы- лунные. С рождения одной луны до появления другой проходит как раз месяц. Начинается месяц всегда в полнолуние. Его первый месяц называется «Раш-ходеш»- «голова месяца». Месяц может состоять из 29 (неполный) или 30 дней (полный). Еврейская Пасха (Песах)- празднуется весной и посвящена памятному событию в истории еврейского народа-исхода из Егиата.Двенадцать месяцев в еврейском календаре составляют период обращения Луны вокруг Земли – 354 дня. Разница в 11 дней между лунным и солнечным годом уравнивается «високосным месяцем»- раз в несколько лет добавляют тринадцатый месяц- второй адар (по названию последнего месяца в календаре иудеев) Таким образом, еврейский год может состоять и из 354, и из 384 дней.
Новый год начинается не зимой, а осенью. Тишрей- первый месяц календарного года обычно соответствует сентябрю-октябрю григорианского календаря.
Закрепление и применение знаний
Про неделю в еврейском календаре вы уже говорили и вы отлично справитесь с предложенным заданием. Пожалуйста, вставьте пропущенные слова, объединившись в пары.
В иудейской неделе ____ дней, но счёт идёт с ______________- первого дня после еженедельного праздника евреев, который называется________.
Вы очень внимательно меня слушали и ваш багаж знаний пополнился новыми сведениями. Но всем известно, что повторение-мать учения, а также закрепления.
Будьте добры, выполните следующее задание.
Учащимся предлагается соотнести понятия и соединить стрелочками(бланки с заданиями раздаются учителем каждому ученику).
Солнечно-лунная система
Песах
Високосный год
29-30 дней в месяце
Новый год – осенью
Начало суток – ночью
Счет лет – с 6 дня с сотворения мира
365-366 дней в году
Новый год – зимой
Лунный месяц
Начало суток – вечером
Пасха
28-31 день в месяце
354-384 дней в году
Счет лет – с 1 дня творения мира
Високосный месяц |
Проверяем правильность выполнения задания с помощью интерактивной доски (всплывающие окна), ученики подсчитывают ошибки у одноклассников (работа в парах) и присваивают следующие звания друг другу по следующим критериям: 16-13 понятий соотнесены правильно- «консультант по еврейскому календарю», 12-9 понятий соотнесены-«знаток еврейского календаря», 8-5 понятий-«хранитель еврейского календаря», 4-1 понятие-«составитель еврейского календаря». Друзья мои, вы все уяснили свои сильные и слабые стороны, сделаете выводы и исправите свои ошибки, устали. И вам предлагается зарядка для ума и для тела.
Физминутка № 2
Гимнастика для ума и тела«Перекрестные шаги».
Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.
Спасибо, занимаем свои места и продолжаем работу
Вы стали великими знатоками еврейского календаря, но я предлагаю поделиться полученными знаниями с родителями и подарить им радость, вручив приглашение на традиционный праздник иудеев, сделанный вашими руками и частично подготовленный вами. Учитель раздаёт шаблоны с подготовленными символами праздников и времён года, в которые они празднуются. Дети формируют приглашения и забирают на память об уроке.
III. Заключительный этап.
3.1.Рефлексия
Давайте совместными усилиями подведём итог урока! Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнил задание…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробовал…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
3.2. Домашнее задание.
Подготовить совместно с родителями рассказ о традициях празднования еврейских праздников в своей семье, в семьях знакомых.
Учащиеся, получившие медаль «Хранитель еврейского календаря» могут обратиться за помощью к консультантам по еврейскому календарю и переделать таблицу на соотнесение понятий к григорианскому и еврейскому календарю.
3.3.Подведение итогов урока.
Каждый из вас приложил все усилия для того, чтобы наш урок получился содержательным, интересным и познавательным. Благодарю вас за работу!
Дорогие ребята, не забывайте поздравлять своих родных и близких с праздниками, дарить им подарки, сделанные своими руками вне зависимости от того, какому календарю они соответствуют. Вручаются медали— «консультант по еврейскому календарю», «знаток еврейского календаря», «хранитель еврейского календаря», «составитель еврейского календаря»
Литература и ресурсы
Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ. «Основы иудейской культуры»/ Пособие для учащихся.– М: Просвещение, 2010.
Воробьёва Т.П. Организация и проектирование современного учебного занятия. – Курган, 2013.
Интернет — ресурсы:www.orkce.apkro.ru
Материалы Воробьёвой Т. П.,заведующей кафедрой педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО «ИРОСТ»
Материалы,Охохониной Н. А., методиста кафедры педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО «ИРОСТ»
Приложения
Приложение 1
Продолжи цепочку:
Понедельник, вторник, среда… (четверг, пятница, суббота воскресенье)
Воскресенье, понедельник, вторник…(среда, четверг, пятница, суббота воскресенье)
Приложение 2: «Мозговой штурм»
Пожалуйста, соотнесите еврейские праздники с временами года
1 группа: Зимние религиозные праздники
2 группа: Весенние религиозные праздники
3 группа: Летние религиозные праздники
4 группа: Осенние религиозные праздники
Приложение 3 Предлагается соотнести понятия
Солнечно-лунная система
Песах
Високосный год
29-30 дней в месяце
Новый год – осенью
Начало суток – ночью
Счет лет – с 6 дня с сотворения мира
365-366 дней в году
Новый год – зимой
Лунный месяц
Начало суток – вечером
Пасха
28-31 день в месяце
354-384 дней в году
Счет лет – с 1 дня творения мира
Високосный месяц |
Приложение 4 (физкультминутка №1 на 10 минуте урока)
(Динамично)
Дружно мы шагаем
По родному краю!
Тундры здесь просторы,
Гор Уральских мощь!
Вверх поднимем взоры-
Здесь небес узоры.
Вниз опустим мы глаза-
Рек услышим голоса!
(Далее спокойно, размеренно)
Руки подняли и покачали-
Словно деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Сбили с травинок росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Птица взлетела с куста.
Край наш привольный!
Край наш раздольный!
Присядем, друзья, на места.
Приложение 5 (физкультминутка № 2 на 20 минуте урока)
Гимнастика для ума и тела«Перекрестные шаги».
Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.
Приложение 6
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнил задание…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробовал…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…