Методическая разработка урока в 4 классе по курсу ОРКСЭ «Еврейский календарь»

Муниципальное общеобразовательное учреждение —

«Горковская средняя общеобразовательная школа»





Методическая разработка урока в 4 классе

по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»

(модуль «Основы иудейской культуры»)

на тему:«Еврейский календарь»











Разработала:

Яковлева С. В.

учитель начальных классов,

МБОУ «Горковская СОШ»













2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения модуля «Основы иудейской культуры» обусловлена тем, что для российского государства иудейская культура не является традиционной и массовой. Численность исповедующих иудаизм сегодня в России точно определить достаточно трудно. Ориентируясь на примерные оценки, можно предположить, что в настоящее время в России насчитывается около 1 млн. иудеев.

Проблема приобщения к ценностям традиционной культуры иудеев становится, прежде всего, не политической, а образовательной проблемой. В содержании образования недостает этой составляющей, которая могла бы помочь нам повысить качество образования по гуманитарным базовым предметам — литературе, русскому языку, истории, искусству. Естественно, эта составляющая связана с самобытностью еврейского народа, с менталитетом, с глубинными основами национальной еврейской культуры.

Иудаизм — неотъемлемая часть истории и культуры еврейского народа, духовно-нравственное ядро культуры, и поэтому никакое целенаправленное познание еврейской культуры и приобщение к ней невозможно без получения систематических знаний об иудаизме. В осознании того, что есть Россия как государство и кто есть мы – народ России, российский народ, россияне, необходимо изучать культуру, историю, религию всех народов, проживающих на территории нашей страны.

Данная методическая разработка направлена на совершенствование педагогического мастерства в области проектирования урока на тему: «Еврейский календарь» в модуле «Основы иудейской культуры».

Данный урок разработан на основе системно – деятельностного подхода, при этом максимально используются принципы психологической комфортности и творчества, использованы элементы современных педагогических технологий.

Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определено своеобразие еврейского календаря и его отличие от традиционного григорианского календаря,изучение хронологической последовательности иудейских праздников и их связь с жизнью человека, что позволит более глубоко изучить культуру и традиции еврейского народа, их роль в духовном-нравственном воспитании подрастающего поколения.

В методической разработке определены организационные условия проведения занятия с обучающимися, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы и средства обучения, использованы элементы современных педагогических технологий.





Особенности урока:

Урок № 25 на тему«Еврейский календарь» проводится с обучающимися 4 класса и занимает особое место в курсе ОРКСЭ, так как расширяет знания обучающихся об иудаизме и показывает своеобразие формирования и развития еврейского народа.

При проектировании учебного занятия использованы личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и системно-деятельностный подходы.

Тема урока № 25: «Еврейский календарь»(1 час).

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Вид урока: беседа с элементами проблемного изложения и самостоятельной работы

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новых знаний о своеобразии культуры и традиционных праздниках иудеев, применение полученных знаний на практике.

Задачи урока:

  1. Дидактическая (обучающая):

  • ввести понятия «еврейский календарь», «солнечно- лунная система», «второй адар» (тринадцатый месяц), «Шабат» (суббота), Рош ха-Шана(Новый год), «Песах» (праздник в память исхода евреев из Египта);

  • формировать у обучающихся познавательные (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации), регулятивные (умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (умение допускать возможность существования различных точек зрения) и личностные (формирование внутренней позиции обучающегося) универсальные учебные действия через активную познавательную деятельность, решение проектных задач.

  1. Воспитывающая:

  • содействовать осмыслению понимания связей и отношений между различными народами нашей многонациональной Родины;

  • воспитывать терпимое и уважительное отношение к представителям других национальностей, вероисповеданий

3.Развивающая:

  • развивать познавательную и социальную активность учащихся;

  • содействовать развитию умения самостоятельно применять полученные знания на практике, переносить изученное в новые условия;

  • развивать умение работать в команде.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Методы обучения (педагогические приемы и технологии):метод диалогического изложения материала, эвристический метод, метод частично поисковой учебной деятельности обучающихся; технология групповой деятельности, игровые технологии, технология саморазвития личности обучающегося Г.К. Селевко, компьютерная технология обучения, технология сотрудничества, комплексные (диагностические, коррекционные и формирующие) здоровьесберегающие технология

Методическое обеспечение: технологическая карта урока, учебно- методический комплект к модулю «Основы иудейской культуры», раздаточный материал, опорные конспекты, мультимедийная презентация, электронное пособие к модулю «Основы иудейской культуры»

Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультипроектор.

Межпредметная связь: английский язык, окружающий мир, информатика, литературное чтение.

Основные термины и понятия: солнечно-лунная система летосчисление, Шабат, Рош ха-Шана,Песах.



Хронологическая карта урока

Этапы урока

Время

1

Подготовительный (орг. момент)

6 минут

2

Основной

27 минут

3

Заключительный

7 минут


Всего

40 мин.



Ход урока

  1. Подготовительный этап.

1.1. Организационный момент.

Друзья мои, опять звенит звонок

Вас радостно зовёт он на урок.

Поприветствуем друг друга вставанием, улыбнёмся, даря заряд бодрости и хорошего настроения окружающим, проверим, всё ли готово к уроку. Спасибо, присаживайтесь! Сегодня 26 марта, вторник , второй день недели и вы все прекрасно об этом знаете.


1.2. Мотивацияобучающихся на плодотворную учебную деятельность

Давайте подумаем, как можно продолжить логическую цепочку:

  1. Понедельник, вторник, среда… (четверг, пятница, суббота воскресенье)

  2. Воскресенье, понедельник, вторник…(среда, четверг, пятница, суббота воскресенье)

Вы прекрасно справились с заданием и обе цепочки верны, вот только уточните, почему в одном случае цепочка начинается с понедельника. А в другом- с воскресенья?

И снова ваши ответы правильны! Традиционно неделя начинается с понедельника (в соответствии с григорианским календарём), но в иудаизме неделя начинается с воскресенья- первого дня после еженедельного праздника иудеев Шабат – Субботы. Причём сутки начинаются с вечера, с захода солнца, потому что в Торе сказано о первом дне творения: «И был вечер, и было утро, и был это один день».


1.3. Актуализация знаний обучающихся.

Давайте вместе предположим, над какой темой урока мы будем сегодня работать? И для этого проведём индивидуальный «Мозговой штурм», а полученные результаты обобщим.

Пожалуйста, соотнесите известные вам праздники иудеев с временами года:

1 группа: Зимние религиозные праздники

2 группа: Весенние религиозные праздники

3 группа: Летние религиозные праздники

4 группа: Осенние религиозные праздники

Вы очень плодотворно поработали, и выяснили следующее: Новый год (Рош ха-Шана, что означает «голова года», «первый в году») в иудаизме открывает череду осенних праздников; у евреев существует весенний праздник «Ханука», во время которого зажигают не одну, а девять свечей в праздничном девятисвечник; а ещё вы очень внимательно слушали объяснение учителя и в каждом времени года отметили еженедельный праздник Шабат. Заметили своеобразие и отличия от общепринятого и широко распространённого григорианского календаря? Ваш результат очень значим и вы с лёгкостью определите тему нашего урока: «Еврейский календарь».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Но следует отметить, что не все евреи являются иудеями и правильнее было бы говорить «Иудейский календарь»

  1. Основной этап.

    1. Изучение нового материала

Вы правильно выявили некоторые отличительные черты иудейского календаря и к тому, что вы уже знаете, я добавлю следующее: счёт лет в еврейской традиции ведётся от сотворения мира, но не с первого дня, а с шестого. И с этим связана одна из особенностей иудейского календаря. Запишите в тетрадях эту особенность и проверьте правильность записи у соседа по парте (взаимопроверка).Правильно-неделя начинается с воскресенья-следующего дня после еженедельного праздника Шабат.

Да, существуют различные национальности, различные вероисповедания, календари, но все мы- граждане единой многонациональной страны- России.

Физминутка № 1

(Динамично)

Дружно мы шагаем

По родному краю!

Тундры здесь просторы,

Гор Уральских мощь!

Вверх поднимем взоры-

Здесь небес узоры.

Вниз опустим мы глаза-

Рек услышим голоса!

(Далее спокойно, размеренно)

Руки подняли и покачали-

Словно деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Сбили с травинок росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Птица взлетела с куста.

Край наш привольный!

Край наш раздольный!

Присядем, друзья, на места.


Настраиваемся на плодотворную работу и продолжаем! В еврейской традиции используется своя собственная солнечно- лунная система: год у евреев солнечный, а месяцы- лунные. С рождения одной луны до появления другой проходит как раз месяц. Начинается месяц всегда в полнолуние. Его первый месяц называется «Раш-ходеш»- «голова месяца». Месяц может состоять из 29 (неполный) или 30 дней (полный). Еврейская Пасха (Песах)- празднуется весной и посвящена памятному событию в истории еврейского народа-исхода из Егиата.Двенадцать месяцев в еврейском календаре составляют период обращения Луны вокруг Земли – 354 дня. Разница в 11 дней между лунным и солнечным годом уравнивается «високосным месяцем»- раз в несколько лет добавляют тринадцатый месяц- второй адар (по названию последнего месяца в календаре иудеев) Таким образом, еврейский год может состоять и из 354, и из 384 дней.

Новый год начинается не зимой, а осенью. Тишрей- первый месяц календарного года обычно соответствует сентябрю-октябрю григорианского календаря.

    1. Закрепление и применение знаний

Про неделю в еврейском календаре вы уже говорили и вы отлично справитесь с предложенным заданием. Пожалуйста, вставьте пропущенные слова, объединившись в пары.


В иудейской неделе ____ дней, но счёт идёт с ______________- первого дня после еженедельного праздника евреев, который называется________.

Вы очень внимательно меня слушали и ваш багаж знаний пополнился новыми сведениями. Но всем известно, что повторение-мать учения, а также закрепления.

Будьте добры, выполните следующее задание.

Учащимся предлагается соотнести понятия и соединить стрелочками(бланки с заданиями раздаются учителем каждому ученику).







Еврейский

календарь








Григорианский

календарь

Солнечно-лунная система


Песах


Високосный год


29-30 дней в месяце


Новый год – осенью


Начало суток – ночью


Счет лет – с 6 дня с сотворения мира


365-366 дней в году


Новый год – зимой


Лунный месяц


Начало суток – вечером


Пасха


28-31 день в месяце


354-384 дней в году


Счет лет – с 1 дня творения мира


Високосный месяц


Проверяем правильность выполнения задания с помощью интерактивной доски (всплывающие окна), ученики подсчитывают ошибки у одноклассников (работа в парах) и присваивают следующие звания друг другу по следующим критериям: 16-13 понятий соотнесены правильно- «консультант по еврейскому календарю», 12-9 понятий соотнесены-«знаток еврейского календаря», 8-5 понятий-«хранитель еврейского календаря», 4-1 понятие-«составитель еврейского календаря». Друзья мои, вы все уяснили свои сильные и слабые стороны, сделаете выводы и исправите свои ошибки, устали. И вам предлагается зарядка для ума и для тела.

Физминутка № 2

Гимнастика для ума и тела«Перекрестные шаги».

Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. 

1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.

«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

Спасибо, занимаем свои места и продолжаем работу

Вы стали великими знатоками еврейского календаря, но я предлагаю поделиться полученными знаниями с родителями и подарить им радость, вручив приглашение на традиционный праздник иудеев, сделанный вашими руками и частично подготовленный вами. Учитель раздаёт шаблоны с подготовленными символами праздников и времён года, в которые они празднуются. Дети формируют приглашения и забирают на память об уроке.


III. Заключительный этап.

3.1.Рефлексия

Давайте совместными усилиями подведём итог урока! Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложения:


  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнил задание…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

  8. Я приобрел…

  9. Я научился…

  10. У меня получилось…

  11. Я смог…

  12. Я попробовал…

  13. Меня удивило…

  14. Урок дал мне для жизни…

  15. Мне захотелось…


3.2. Домашнее задание.

  1. Подготовить совместно с родителями рассказ о традициях празднования еврейских праздников в своей семье, в семьях знакомых.

  2. Учащиеся, получившие медаль «Хранитель еврейского календаря» могут обратиться за помощью к консультантам по еврейскому календарю и переделать таблицу на соотнесение понятий к григорианскому и еврейскому календарю.



3.3.Подведение итогов урока.

Каждый из вас приложил все усилия для того, чтобы наш урок получился содержательным, интересным и познавательным. Благодарю вас за работу!

Дорогие ребята, не забывайте поздравлять своих родных и близких с праздниками, дарить им подарки, сделанные своими руками вне зависимости от того, какому календарю они соответствуют. Вручаются медали— «консультант по еврейскому календарю», «знаток еврейского календаря», «хранитель еврейского календаря», «составитель еврейского календаря»


Литература и ресурсы

  1. Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ. «Основы иудейской культуры»/ Пособие для учащихся.– М: Просвещение, 2010.

  2. Воробьёва Т.П. Организация и проектирование современного учебного занятия. – Курган, 2013.

  3. Интернет — ресурсы:www.orkce.apkro.ru

  4. Материалы Воробьёвой Т. П.,заведующей кафедрой педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО «ИРОСТ»

  5. Материалы,Охохониной Н. А., методиста кафедры педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО «ИРОСТ»

Приложения

Приложение 1

Продолжи цепочку:

  1. Понедельник, вторник, среда… (четверг, пятница, суббота воскресенье)

  2. Воскресенье, понедельник, вторник…(среда, четверг, пятница, суббота воскресенье)

Приложение 2: «Мозговой штурм»

Пожалуйста, соотнесите еврейские праздники с временами года

1 группа: Зимние религиозные праздники

2 группа: Весенние религиозные праздники

3 группа: Летние религиозные праздники

4 группа: Осенние религиозные праздники


Приложение 3 Предлагается соотнести понятия







Еврейский

календарь








Григорианский

календарь

Солнечно-лунная система


Песах


Високосный год


29-30 дней в месяце


Новый год – осенью


Начало суток – ночью


Счет лет – с 6 дня с сотворения мира


365-366 дней в году


Новый год – зимой


Лунный месяц


Начало суток – вечером


Пасха


28-31 день в месяце


354-384 дней в году


Счет лет – с 1 дня творения мира


Високосный месяц



Приложение 4 (физкультминутка №1 на 10 минуте урока)

(Динамично)

Дружно мы шагаем

По родному краю!

Тундры здесь просторы,

Гор Уральских мощь!

Вверх поднимем взоры-

Здесь небес узоры.

Вниз опустим мы глаза-

Рек услышим голоса!

(Далее спокойно, размеренно)

Руки подняли и покачали-

Словно деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Сбили с травинок росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Птица взлетела с куста.

Край наш привольный!

Край наш раздольный!

Присядем, друзья, на места.



Приложение 5 (физкультминутка № 2 на 20 минуте урока)

Гимнастика для ума и тела«Перекрестные шаги».

Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. 

1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.

«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

Приложение 6


Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнил задание…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

  8. Я приобрел…

  9. Я научился…

  10. У меня получилось…

  11. Я смог…

  12. Я попробовал…

  13. Меня удивило…

  14. Урок дал мне для жизни…

  15. Мне захотелось…

Свежие документы:  РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: