Разработка урока по курсу «Основы мировых религиозных культур» по теме: «КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Абдрахмановская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан










 Разработка урока по курсу

«Основы мировых религиозных культур»

по теме:



«КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ»













Автор: Мифтахова Айгуль Хамбаловна













2014 год

Тема:  Культура и религия 

Цели:

Образовательные: Познакомить с понятиями:

  • культура и религия

  • духовная и материальная культура

  • Помочь понять, что религия является  частью духовной культуры.

Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, учить сравнению.

Воспитательные:  воспитывать толерантность и уважительное отношение к  разным  религиозным культурам.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

     Распределение детей по группам.

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Проверка домашнего задания

— Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?

-Как вы понимаете слово «религия»?

-Какие религии считаются традиционными для России?

III. Актуализация знаний

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

У вас на партах карточки со словами  ( музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги, буддизм, добро, скульптура из католического собора).

распределите все слова на две группы по темам:

Слайд 1:

КУЛЬТУРА         РЕЛИГИЯ    

     

В каких группах возникли трудности? Почему? (слова: греческие боги, скульптура из католического собора можно отнести к каждой из групп)

Почему?

IV. Постановка темы урока, цели и задач:

Слайд 2:

— Сегодня на уроке мы узнаем:

—  Что такое культура?

—  Как связаны культура и религия?

—  Как должен вести себя культурный человек?

V. Изучение нового материала.

1.Что такое культура? Как вы думаете? (высказывания каждой группы)

Слайд 3:

Со словом «культура» связаны такие выражения, как «культурный человек», «культурно вести себя».

Слайд 4:

Как должен вести себя культурный человек?

  • Культурный человек везде остаётся культурным.

  • В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя.

  • А.П.Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

Каждый человек является частью общества. Если в нашей стране будет больше культурных людей, какой станет наша Родина?

Слайд 5:

Считаешь ли ты себя культурным человеком?

Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека.

     • честность

аккуратность

хамство

вежливость

жадность

лживость

ябедничество

враньё

навязчивость

безразличие

предательство

уважение старших

милосердие

•  дружба

Так что же отличает культурного человека?

Прочитайте высказывание. Объясните.

Слайд 5:

Важное

    «При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их.  Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду» (Б.Н. Абрамов).

   В науке есть и другое определение понятия «Культура». Откройте учебник   на стр.8 и прочитайте определение.

Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

На какие же ценности можно разделить понятие «Культура»?

Слайд 7:

К памятникам культуры мы относим (например):

— предметы повседневной жизни, которые создал человек;

     — орудия труда;

— прекрасные дома и большие крепости;

— идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые;

— нравственные нормы поведения человека;

— религия

Слайд 8:

Определите в группе, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную.

     Многие памятники материальной  и духовной культуры возникли в связи    с РЕЛИГИЕЙ, они необходимы для ее существования.

  • В этом помогают достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

Слайд 9:

  • Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.

  • Скульптура –изображение делается в объеме.

  • Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных.

  • Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания

Слайды 10-11:

Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов

   Слайды 12:

Искусство скульптуры создавало  и создает статуи богов и святых

Слайды 13-14:

Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах

Слайды 15-18:

Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы

Слайд 19:

МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая .

В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией.

   И сегодня нам известно немало музыкальных   произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. (прослушивание музыкального произведения на усмотрение учителя.)

Слайд 20:

Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении.

  • «Олух царя небесного»

  • «Запретный плод сладок»

  • «Начнем, пожалуй, помолясь»

  • «Ну, с Божьей помощью!»

  • «На Бога надейся, но и сам не оплошай»

  • «Ну прямо божья благодать!»

  • «Живу как в раю!»

  • «Свято место пусто не бывает»

  • «Креста на тебе нет!»

Выберите одно из высказываний, обсудите в группе и объясните его.

V. Подведение итогов.

Вспомните начало нашего урока. С какой проблемой вы столкнулись?

Можно ли сказать, что культура и религия связаны и не существуют по отдельности? Посовещайтесь и попробуйте объяснить.

Итак, религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к  которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

—  Давайте подумаем, почему одни религии называются мировыми, а другие – национальными?

VI. Домашнее задание.  Слайд 21-22:

1.Продолжите предложение, напишите мини сочинение.

  • 1. Добрый человек — это тот, кто…

  • 2. Злой человек — это тот, кто…

  • 3. Честный человек — это тот, кто…

  • 4. Правдивый человек — это тот, кто…

  • 5. Жестокий человек — это тот, кто…

  • 6. Грубый человек — это тот, кто…

2. Из приведенных  ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.Объясни.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

VII. Рефлексия.

Ребята, если ваша группа работала слаженно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть совместные трудности, тогда возьмитесь за руки и «зажгите фонарик дружбы».

Спасибо за сотрудничество на уроке!




Список используемых источников.

1.Литература:

  • Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 667 с. — (Словари).

  • Писманик М.Г. Религия в истории и культуре: учебник для студ. высших учеб. заведений / М.Г.Писманик,А.В.Вертинский, С.П.Демьяненко; под ред. М.Г. Писманика. — М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. — 430 с.

  • Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. — М.: ОЛМА Медиагрупп, 2006. — 398 с.: ил.

2. Источники иллюстраций: https://images.yandex.ru/search?p=19&ed=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8 %D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&spsite=fake-057-341725.ru&clid=46021&img_url=upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/db/Russia-Moscow-Cathedral_of_Christ_the_Saviour-6.jpg/800px-Russia-Moscow-Cathedral_of_Christ_the_Saviour-6.jpg&rpt=simage



Свежие документы:  Конспект урока ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: