РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы исламской культуры»)
Составили :Пестерева Л.Л.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7,
Модуль: «Основы исламской культуры»
Класс: 4.
Урок: 22.
Подготовка к уроку:
Отбор дидактических единиц:1)Введение в исламскую духовную традицию 2) Семья в исламе3) Нравственные ценности ислама
Тема урока: Семья в исламе.
Цель урока: Формирование представлений о мусульманской семье, о роли семьи в жизни человека.
Задачи урока:
Познакомить с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями
Расширить знания учащихся о семье..
Развивать у учащихся уважение к семейным ценностям.
Воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.
Виды деятельности: учебный диалог, устный рассказ на тему, работа в группах, дискуссия, работа с учебником,.
Основные термины и понятия: Семья. Махрам.
План урока:
1.Что такое мусульманская семья?
2.Качества семьянина
Оборудование: мультимедиа, учебники, цитаты, пословицы, сказка «О счастье»(учебник или («Талисман»,) карточки( с рисунками (солнце, звезда, свеча, жемчужина), ватман, фломастеры.
Деятельность учащихся | Метапредметные результаты | Личностные результаты | Предметные | Духовно- нравственные | |
1.Организационный момент: Тихая классич. музыка. Презентация. Слайд Счастливая улыб.семья и слова: «……- где человек должен учиться творить добро…» В Сухомлинский Как выдумаете, какое слово здесь пропущено?(СЕМЬЯ) 2 Сообщение темы и цели урока Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О семье) | Внимательно смотрят на слайд и предлагают варианты ответов.
Находят ответ, предлагают темы
Выбирают картинку-символ, характеристику картинки (лучистая, сияющая) Выступления в группах
| Умения излагать свою т.зрения
Овладение логическими действиями анализа
Овладение логическими действиями анализа, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Наличие работы на результат
Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний
Развитие навыков сотрудничества, Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний
| Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия
Понимание значения нравственности
Понимание значения нравственности, значение выстраивания конструктивных отношений в семье | Начальные представления о моральных нормах, этических нормах взаимоотношений в семье
Воспитание ценностного отношения к семейным традициям
Ценностное отношение к труду и творчеству
|
4. Как появилось слово «СемьЯ». Что оно значит (Значение цифры 7) | Варианты ответов детей Семь Я | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения | Осознание своей этнической принадлежности, наличие работы на результат | Осознание ценности человеческой жизни | Начальные представления о моральных нормах, о нормах взаимоотношений в семье |
5. Работа по группам Продолжи фразу..Семья- это.. | предлагают варианты ответов, слушают мнения собеседников, высказывают свое собственное | Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | Развитие навыков сотрудничества, готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов |
| Начальные представления о моральных нормах, о нормах взаимоотношений в семье Ценностное отношение к труду и творчеству |
6. Работа со словарями и различными источниками Теперь мы с вами посмотрим объяснение этого слова разными авторами. | Ищут значение слова и понятия семья в словарях Ожегова, Энциклопедическом по группам, а также на листах высказывания знаменитых людей о семье | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, готовность признавать возможность существования различных т.зрения | Наличие работы на результат, развитие самостоятельности |
|
|
7. Слово учителя: «Основы мусульманской семьи». | Внимательно слушают, дополняют |
|
|
| Начальные представления о моральных нормах, о нормах взаимоотношений в семье |
8. Физминутка: ..Потянулись к солнышку, как семейные деревца своими веточками, сначала маленькие, как рожденные в семье первенцы, затем выше, выше как руки тянутся к солнышку-маме… | Дети выполняют упражнения вместе с учителем и классом |
|
|
|
|
9. Работа с учебником. Знакомство с текстом. Каждая группа получает свой вопрос, на который они должны ответить после работы с текстом учебника. | Изучающее чтение текста, поиск необходимой информации в тексте-поисковое чтение | Овладение навыками смыслового чтения, логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, | Развитие навыков сотрудничества, | Понимание значения нравственности, значение выстраивания конструктивных отношений в семье | Начальные представления о моральных нормах, этических нормах взаимоотношений в семье
|
10. Дискуссия Учитель предлагает детям прочитать пословицу: » Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Можно ли эту пословицу отнести к исламской семье? | Высказывается каждый ребенок, вначале можно обсудить в группах(вариант) | Готовность слушать собеседника и вести диалог | Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям | Понимание значения нравственности значение выстраивания конструктивных отношений в семье | Уважительное отношение к родителям, Заботливое отношение к младшим |
11.Работа со сказкой Постановка задачи перед учащимися: В чем заключается счастье семьи: в детях, богатстве, здоровье или в чем-либо еще? | (Дети предполагают свои варианты ответов). Выбирается более точный ответ и учитель зачитывает концовку сказки | Готовность слушать собеседника и вести диалог Овладение логическими навыками, действиями анализа, синтеза, сравнения | Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям, Наличие работы на результат | Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия
| Уважительное отношение к родителям Начальные представления о моральных нормах, о нормах взаимоотношений в семье |
12. Рефлексия. Перед вами изображение счастливой исламской семьи. На доске большое сердце и учитель сообщает, что это сердце счастливой исламской семьи. Учитель предлагает перечислить сокровища этого сердца. | Ученики называют (Например, любовь, терпение, гармония, доверие..) | Овладение логическими навыками, действиями анализа, синтеза, сравнения | Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям, |
| Бережное отношение к семье |
13. Итоги урока. Домашнее задание Спасибо, дети за ваш труд, за интересный разговор, который мы обязательно продолжим на следующем уроке..Ваше домашнее задание- Опишите волшебный талисман счастья для своей семьи и расскажите о том, как он может помочь вашей семье.
|
|
|
|
|
|
Приложение1
Сказка «Талисман»
Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь. Поэтому и стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческих огорчений в супружестве. А были они наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем что у них было на душе. Выслушал их мудрец и сказал:
— Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток исподнего, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.
Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Поехали они к нему в замок и стали сами супругов расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.
— Все правда, — ответили те, — одно только горе: детей у нас нет!
Стало быть, здесь искать талисман было нечего, пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.
И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.
— Да, уж что правда, то правда! — ответил муж. — Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот и горя!
Стало быть, и у немо искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.
Однажды, едучи полями и лугами, увидали они и неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, поздоровался, взял малютку и. стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Меж тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:
— Иди-ка, отец, поешь. Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой:
— Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?
— Да, уж что правда, то правда, — ответил муж. — Слава Богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас.
— Знаете что, — сказал тогда принц, — помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!
При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал:
— Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет.
Пришлось принцу с принцессой отправиться дальше несолоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие.
Улыбнулся на это мудрец и сказал:
— Неужели вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом?
— Да, — ответил принц, — я узнал, что счастье и довольсто своей судьбой — редкий дар на этом свете!
— А я, — сказала принцесса, — поняла: чтобы быть счастливым, нужно только одно — быть счастливым!
Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:
— В вашем собственном сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.
Ганс Христиан Андерсен
Приложение 2«Основы мусульманской семьи».
Главной ценностью для мусульманина является его семья. Существуют определенные отношения между родителями и детьми. Мусульманин с большим уважением и почтением относится к старшим, родственникам и родителям.
Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.
Слушайте слово старших.
Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры.
Навещайте своих родичей.
Мусульмане не должны встречать своих детей хмурыми, сердитыми проявлять сухость и говорить им грубые слова. Дети в исламе являются частичками сердец. Важное место в исламе, рассматривая семейные отношения, отводится вопросам материального благополучия детей. Ислам объявляет расходы на семью и детей наилучшим способом траты денег.
Самым дорогим для детей являются их родители, теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота. Ничто не может заменить родителей. В исламе покинуть детей, оставить их без средств существования, обречь их на нужду и гибель большое преступление. Поэтому даже если мужчина разводится с женой, он обязан заботиться о ее материальном благополучие. Если же случается, что отец забывает свои родительские обязанности, то это относится к числу тягчайших грехов и влечет за собой суровое наказание. Мать же, давшая жизнь ребенку никогда не оставит его. Такие нравственные добродетели в отношении детей так актуальны для некоторых наших родителей. Дети в исламе всю свою жизнь чувствуют заботу своих родителей, ибо только в семье, в родительском доме они получают сочувствие, поддержку, любовь и теплоту родных сердец.
Сознательный родитель беспокоится за развитие своего ребенка, он изучает его окружение, друзей, интересы и потребности. Если он видит, что сын или дочь общается с сомнительными подростками, злословит, посещает непристойные места, то в этом случае он, тактично и решительно, возвращает свое чадо на путь истинный.
Принимая во внимание все вышесказанное; можно сделать вывод, если в семье детям уделяется серьезное внимание, то дети становятся настоящими людьми, которыми гордятся не только их родители, но все общество.
Серьезное внимание в исламе отводится вопросам отношения детей к своим родителям. Это отношение основывается на почитании, уважении, признательности к своим родителям. Хорошее отношение к родителям рассматривается как одно из достоинств человека. В Коране отводится высокое место родителям, где сказано, что если один из них или оба состарятся, лишатся сил, то не кричи на них, не груби, а говори им достойные слова и проявляй по отношению к ним смирение и милосердие. В Коране дается наставление мусульманам, что они должны думать о своих родителях, заботиться о них, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не оставлять одних, не ослушиваться. Особую почтительность в исламе отводится матери, в одном из хадисов сказано: Рай находится под ногами ваших матерей: Мама самый дорогой человек на земле, она всегда готова пожертвовать собой ради детей.
Благородные чувства, любовь, верность своему родительскому очагу, родителям украшают нашу жизнь, делают нас счастливыми и уверенными.
Дети должны помнить, что самое святое — это родители.
Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, но точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам на шкале семейных отношений ставится на второе место после родителей.
Выбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего супруга.
Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя Ислам дает им это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии других людей, поскольку Ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в родстве махрам находиться друг с другом наедине.
Махрам — близкие кровные родственники-мужчины, с которыми Ислам запрещает женщине вступать в брак, например, отец, сын, брат, дед, дядя, племянник, а также свекор и молочный брат. Соответствующие родственники-женщины являются махрамами для мужчины
В Исламе разрыв связей с родственниками является большим грехом. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, которая порождается завистью, высокомерием, элементарным невежеством
Человек сохраняет связи со своими родственниками и ни богатство, ни жена, ни дети не могут отвлечь его от проявления заботы и доброты по отношению к своим родственникам и близким и оказания им уважения и помощи. Человек в исламе проявляет высшие нравственные качества по отношению к своим родственникам и не ждет, что ему ответят тем же.
Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:
Правдивость (ас-сидк).
Надёжность и верность (аль-амана).
Искренность (аль-ихлас).
Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
Скромность (аль-хайя).
Достоинство и самоуважение (аль-изза).
Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
Щедрость (аль-джуд валь-карам).
Терпение (ас-сабр).
Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Семья в Исламе считается фундаментом общества. Поэтому следует заботиться о ее укреплении, чтобы на основе семьи возникла прочная социальная структура, способная противостоять любым испытаниям.
Притча «Как появилось слово СЕМЬЯ»
Как появилось слово СЕМЬЯ?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя.
— Я, я, я!
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.