Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тютюниковская основная общеобразовательная школа
Алексеевского района Белгородской области
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Православная культура
Разработка урока
по православной культуре
на тему: «Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?
Что мы видим в православном храме?» для 3 класса.
Подготовила:
Пожидаева Людмила Григорьевна
учитель православной культуры
II квалификационной категории
Белгородская область
Алексеевский район
с. Тютюниково
2013 год.
Цели:
— познакомить учащихся с устройством православного храма, его историей;
— помочь осознать значимость материала, осуществить связь православной культуры с жизнью современного ребёнка;
— развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательном объекте, коммуникативные способности, интерес к исследовательской деятельности;
— воспитывать любовь и гордость за свою Родину, прививать уважение и бережное отношение к историческим памятникам.
Оборудование: аудиозапись № 14 «Совет Превечный», иллюстрации № 33-40, фотографии храмов, карточки-задания, кроссворд.
Ход урока.
1.Организационный момент (приветствие учащихся). Постановка цели и задач урока.
— Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания на прошлом уроке, познакомимся с новой темой, которая вам будет известна позже.
— А сейчас настроимся на урок с помощью упражнения:
Коль пришёл ты на урок,
На язык повесь замок,
Далеко не прячь ключи –
Когда надо помолчи!
Ответить хочешь — не шуми,
А только руку подними!
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь!
Парта – это не кровать
И на ней нельзя летать!
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроках не болтай,
Как заморский попугай!
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. На прошлом уроке ребята, мы говорили о том, чему посвящен православный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы». /Просмотр иллюстраций и икон, посвященных празднику/.
Сегодня, попытаемся представить времена, которые предшествовали этому празднику и самого праздника. /Показ сценки «Введение во храм Пресвятой Девы Марии»/
Учитель. У праведных Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую нарекли Марией. Родители дали священный обет посвятить Ее Господу Богу.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Ночь по небу проплывала —
Тишина кругом.
Ночь, откинув покрывало,
Заглянула в дом.
Все давно уснули сладко,
Не спала лишь Дочь,
В старом кресле у кроватки
К Ней присела Ночь.
Наклонясь к ребенку, нежно
Гладила рукой:
Ночь: «Спи спокойно, безмятежно
Рядом ангел Твой.
Он Тебя добром овеет,
Сон Твой сбережет,
Звезды у Твоей постели
Водят хоровод.
Ангел кротко молит Бога
О душе Твоей.
Позабудь Свои тревоги,
Засыпай скорей».
Ночь тихонько напевала,
Замер спящий дом,
И мерцало покрывало
Лунным серебром.
Учитель. Когда Марии исполнилось три года, родители повели Ее в храм.
(Дети поочередно читают стихотворение.)
Девушки в белых одеждах
Несут зажженные свечи.
С верой, любовью, надеждой
К Тебе, Владыко Предвечный.
Тучки легли золотые
На небосвод голубой.
Дети, друзья и родные
Праздничной льются толпой.
Ангелы, рея незримо,
Сладостным хором поют,
Анна с Иоакимом
К храму Марию ведут.
Учитель. К храму вела крутая лестница из пятнадцати широких ступеней. Иоаким поставил Дочь на первую ступень, и маленькая девочка легко взошла по ней Сама, словно невидимая сила помогала Ей.
Это Господняя сила
Девочку подхватила
И над землей подняла,
Словно два белых крыла.
Будто по облакам,
Вступила Мария в храм!
Мерцали зажженные свечи…
Первосвященник Захария
Вышел Деве навстречу,
Он ввел Марию во храм,
Подвел Ее к Царским вратам,
Открыл перед Девой чертог,
Где пребывает Бог:
«Ты входишь в Господний дом —
Вовеки пребудешь в нем!»
Учитель. Дева Мария прожила в храме 12 лет. Она отличалась необыкновенным умом, кротостью и смирением. Любила читать Священное Писание, подолгу молилась, искусно занималась рукоделием.
Вопросы:
— Это праздник радости или скорби?
— Чем радостен этот праздник? /христиане радуются, потому что видят в Ней Матерь Божию, Которая даст миру Спасителя/.
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Учитель. Чтобы узнать, о чем пойдет речь дальше на уроке, необходимо разгадать кроссворд: /разгадывание учащимися кроссворда, после этого им становится известна тема данного урока/.
1)
| Х | Р | И | С | Т | О | С | ||||||||||
| Д | О | Б | Р
| О |
| |||||||||||
| Д | А
| В | И | Д |
| |||||||||||
В | Л | А | Д | И | М
| И | Р |
|
Имя Спасителя. /Христос/.
Закончи пословицу: «При солнышке тепло, при матери…» /добро/.
Царь, который прославился сочинением псалмов. /Давид/.
Князь, который окрестил Русь. /Владимир/.
2) Учитель. Тема урока посвящена православному храму. Эпиграф нашего урока:
Все свои помыслы и представления
о высшей красоте, любви и добре
связывали наши предки с образом
Храма – воплощением Царства
Божия на земле.
4. Работа по новому материалу.
1) Учитель. Сегодня на уроке нам нужно выяснить:
Как назывался первый Божий храм? Каким он был?
Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?
Кем был построен первый каменный храм в Иерусалиме?
Что мы видим в православном храме?
— Устройство иконостаса.
— Устройство алтаря.
Что мы слышим в православном храме?
2) Гимнастика для глаз.
3) Учитель. У вас на столах лежат тексты, которые помогут найти ответы на поставленные вопросы /работа учащихся по заданиям/.
(6 вопросов распределены между учащимися. Каждый учащийся работает с одним из предложенных текстов).
Варианты текстов:
Как назывался первый Божий храм? Каким он был?
Первый храм имел вид палатки из дорогих тканей, подвешенных к столбам. Он назывался скиния. В ней было три отделения: двор, святилище и Святая Святых /демонстрация иллюстрации/. Во двор входил народ для молитвы и принесения жертв. В святилище входили священники. Здесь находился алтарь кадильный, то есть жертвенник, на котором священники жгли благовония, золотой светильник с семью лампадами и стол с двенадцатью хлебами. В Святое Святых входил только первосвященник один раз в год. Там стоял Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с заповедями, данными Богом на горе Синай.
Кем был построен первый каменный храм в Иерусалиме?
Сын царя и пророка Давида Соломон построил храм в Иерусалиме. Он был устроен по образцу скинии Моисея. Стены храма были выложены из камня. Но Иерусалимский храм, построенный Соломоном, был разрушен до основания вавилонским царем Навуходоносором. Тогда же был утрачен и Ковчег Завета. Позже иудеи отстроили второй храм. Именно в этот храм Иоаким и Анна привели маленькую Деву Марию, а позже пришел предсказанный пророками Христос, Спаситель мира /иллюстрация № 35/
Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?
Когда Иоаким и Анна подвели маленькую Марию к первой из 15 ступеней храма, Она уверенно и самостоятельно преодолела все ступеньки и встала перед Захарией. И тут произошло необыкновенное событие! По особенному внушению, Захария не только не остановил Марию, но к удивлению всех оставшихся внизу родственников повел Ёе вглубь храма, в самое святое место – Святое Святых, место особого Божьего присутствия в храме. Сюда не имели права входить даже священники. И только Захария как первосвященник один раз в году входил в Святое Святых /иллюстрация/.
Учитель. — Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? /Ковчег Завета/.
— Что находилось в Ковчеге Завета? /скрижали с заповедями, данные
Богом людям/.
Учитель. Как и древний Иерусалимский храм, православный храм состоит из трех частей: алтаря, средней части храма и передней части храма – притвора – преддверия к храму. Православный храм не похож на простой дом. Храм – дом Божий. Он встречает человека необычайной красотой и доброй тишиной.
— Что мы видим в православном храме? /ответы детей/. На стенах расположено много священных изображений – икон. Но больше всего икон мы увидим в иконостасе.
Устройство иконостаса.
Иконостас – специальная перегородка, отделяющая среднюю часть храма, где стоят молящиеся люди, от алтаря – самой главной части храма. Иконостас как бы отделяет мир Божественный от мира земного. Иконостас имеет трое врат (дверей в алтарь). Центральные, самые большие, называют Царскими Вратами. В Царские Врата никому, кроме священнослужителей, входить не позволяется. В определенные (самые торжественные) моменты богослужения Царские Врата открываются. В иконостасе располагаются несколько рядов икон. Возле Царских Врат помещаются иконы Спасителя, Богородицы и святых /иллюстрация № 40/.
Устройство алтаря.
Алтарь знаменует собой Небо, жилище Самого Бога. Святость алтаря настолько велика, что вход в него был запрещен в древности всем, кроме первосвященника. Главнейшие предметы в алтаре – святой Престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь, Жертвенник, на котором расположены священные предметы /иллюстрации/.
Что мы слышим в православном храме?
В православном храме мы слышим хоровое пение. Певчие стоят на клиросах. Обычно клиросы располагаются по обеим сторонам солеи (возвышение перед иконостасом). В звуках церковных песнопений отражаются те же настроения, которые отражаются, как мы видим, в сюжетах икон.
4) Учитель. В церковной музыке мы слышим разные настроения: радости, скорби, торжества, печали. Церковная музыка, как и икона, и рукописные печатные древние книги, и церковнославянский язык, помогают человеку приблизиться к духовной православной культуре.
Красота Божиего присутствия в мире отражается христианами в православном храме средствами музыки, архитектуры, иконописи. Все это есть проявление православной культуры. На этой культуре выросли наши предки. Мы с вами являемся их наследниками и сегодня также можем научиться жить в мире этой Божественной красоты.
5) Слушание музыки «Совет Превечный» и определение её характера.
Учитель. Какой характер у этой музыки? /радостный, красивый/.
6) Физкультминутка.
Обобщение и систематизация знаний.
Чтение стихотворения «Храм» В. Шамонина и беседа по вопросам к нему из учебника, с. 101;
Учитель. — Что такое храм? /ответы детей/.
Творческая работа. Рисуем «Православный храм».
Выставка детских рисунков по теме урока.
Подведение итогов урока по вопросам: игра «Найди словечко».
Запись новых слов в тетрадь: клирос, солея, иконостас, Царские Врата, алтарь, Престол, скиния.
6.Домашнее задание: читать с. 93 – 105, выучить стихотворение с. 101,
принести белую бумагу, клей, ножницы.
7. Рефлексия: Вот и подходит к концу сегодняшний урок. Я надеюсь, что он оставил в душе каждого из вас хороший след.
Подводя итог урока, я прошу вас закончить предложение:
— Сегодня на уроке я узнал…
— Сегодня на уроке я вспомнил…
— Сегодня на уроке я повторил…
8