Технологическая карта урока ОРКСЭ «Почитание родителей» 4 класс

Владимирова Юлия Петровна МАОУ «Гимназия № 3» г.Владимира.

Учитель начальных классов.

Урок курса ОРКСЭ 4 класс.

Учебник:

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И, Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Тема: Почитание родителей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Формирование у учащихся почтительного отношения к родителям.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

Создать условия для осознания школьниками ценности взаимоотношений с родителями на личностно-значимом уровне.

Продолжить формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности в процессе групповой работы.

Учить выстраивать эти отношения в формате общечеловеческих нравственных ценностей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Продолжить работу по развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные: действия оценивания, прогнозирования, саморегуляции.

  2. Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

  3. Познавательные: действия постановки и решения проблемы, анализ, исключение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Раскрыть понятия «почитание», «уважение».

  2. Закреплять знания детей о Священных книгах разных религий.

Технологическая карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Организационный момент. + Эмоциональный настрой на урок.



-Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем улыбкой гостей и друг друга. Сегодня наш урок я предлагаю начать с песни известного певца Л.Лещенко «Родительский дом». Просмотр видеоролика.

https://video.mail.ru/mail/olg7095815/moevideotvorchestvo/35.html

Дети приветствуют друг друга улыбкой.



Дети слушают музыку, смотрят видеоряд ( создание положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой ).

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.


Формулировка темы урока.

О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Я предлагаю вам прочитать пословицы и объяснить их смысл:

Учебник. С. 124, слайд на доске:

Сердце матери лучше солнца греет.

Родительское сердце в детях.

Любовь да лад – не надобен и клад.

Мать кормит детей – сохнет, а они по ней и не охнут.

-Какую пословицу можно назвать лишней? Почему?



-Исходя из заданий, предложенных вам в начале урока, попробуйте определить тему нашего урока, о чем мы с Вами сегодня будем говорить?

Объяснение учащимися смысла пословиц.








Дети определяют как лишнюю 4 пословицу , т.к. она, в отличие от всех остальных, несет негативную смысловую нагрузку.

Дети определяют ключевые понятия урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ. Запись на доске или слайд презентации.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД ( формирование ценностно – смысловых установок: положительное отношение к родителям).

Познавательные УУД: Анализ, исключение по существенному признаку.

Регулятивные действия: прогнозирование.

2 этап. Постановка проблемы.



— Мы с вами сформулировали основные понятия нашего урока:ДЕТИ, РОДИТЕЛИ.

-Какого связующего слова не хватает в этой схеме?

-Попробуйте задать вопрос , исходя из этой схемы.


-Это и будет главный вопрос (проблема) нашего урока.














-Слово «Отношения».

— Примерный ответ: «На чем строится отношение детей к родителям? (Возможны более простые варианты ответа, важно довести детей до смысла вопроса, уточнить формулировку может учитель).














Познавательные УУД ( действия постановки проблемы .

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.

3 этап. Актуализация знаний.

-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в группах. ( Предполагается, что дети знакомы с групповой работой). Напоминаю, не забудьте распределить роли в группе.

Задания для групповой работы:

А) Создать на листе гнездо слов, родственных слову РОДИТЕЛИ. Объяснить смысловую связь этих слов.

Б) Записать на листе в виде «солнышка» прилагательные, подходящие к существительному «родители».

В) Вспомнить и рассказать, как ваши родители заботятся о своих родителях ( ваших бабушках и дедушках). Какое участие вы в этом принимаете?

Г) Припомните и расскажите, из-за чего у вас случаются конфликты с родителями. Чем они заканчиваются?



Ученики работают в группах, выполняя задание.

Представляют результаты своей работы.

Письменные результаты выносятся на доску.














Регулятивные УУД : действие адекватной оценки процесса работы.

Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.







4 этап. Поиск решения проблемы.



-Посмотрите, как непросты эти отношения: дети – родители. Любовь с одной стороны и конфликты с другой. Давайте вместе разберемся, как же правильно их строить?

Работа с текстом.

Прочитайте текст учебника на с. 119 – 121 (чтение вслух).

— Почему Вам предлагаются именно эти тексты.

— Я попрошу вас прочитать эти тексты еще раз про себя и найти 1 слово, которое определяет отношение детей к родителям. Подскажу, оно встречается в 3 из 4 текстов.

— А что же такое почитание?

Групповая работа.

— Попробуйте сформулировать в группах, что такое «почитание», а одна группа поработает со словарем.














-Мы вышли на другое слово «Уважение». Я просила группу найти и его определение.

— Какой возникает вопрос?


— Продолжим работать в группах. Каждая группа поработает с 1 из 4 текстов и попытается «расшифровать», что каждая религия вкладывает в понятие «почитать родителей». Оцените эти высказывания. Согласны вы с ними или нет? Почему?









— Обобщение: какие еще слова оказались «включены» в понятие «почитание»? Запись на доске или слайд.


Взаимооценка. Я прошу вас назвать тех участников работы, кому вы хотите сказать «Спасибо» и объяснить, за что.






— Эти тексты из Священных книг разных религий, они говорят об отношении к родителям.

— Это слово «Почитание».





Дети в группах в ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова.

Обсуждение полученных результатов.

Обращение к словарю.

«Почита́ть, почти́ть кого, чтить, уважать, иметь почтенье, уваженье. Почитай старших и достойных. Меня, его почтили приглашеньем, удостоили, приложили честь. Он почтен общею доверенностью. Я почитаю и уважаю всякого делателя по призванью. Выпили заздравную и вас почтили! Почтенный человек, уважаемый. Он в почтенных летах, в средних, ближе к старости.»(Даль)


«УВАЖА́ТЬ, ува́жить кого, ува́дить арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко».

-Действительно ли «почитание» и « «уважение» слова-синонимы?

Дети озвучивают :

Ислам: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо».

Христианство: «…воздаяние должного родителям, повиновение, забота».

Буддизм: « поддержка, исполнение своих обязанностей по отношению к ним, сохранение семейного уклада и традиций, поведение, хранить добрую память о родителях после их смерти.»

Иудаизм: «Не злословь на отца своего и мать свою, почитай их, как повелел тебе Господь».

— Забота, поддержка, помощь, ….



Дети по желанию оценивают лучших участников групповой работы.

Общеучебные УУД (владение терминологией).

Личностные УУД ( умение взаимодействовать с другими в группе.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).



















Познавательные УУД: обобщение.



















Регулятивные: действия оценивания.





Работа с татарской сказкой «Три дочери».

-Давайте проверим, как вы поняли эту проблему.

— В учебнике на с. 121 вы прочитаете татарскую сказку «Три дочери» и попробуете определить, через какое понятие из перечисленных выше раскрывается понятие «почитание» в сказке?

Выборочное чтение.

-Есть в этой сказке еще один интересный момент. Прочитайте, пожалуйста, что каждая дочь СКАЗАЛА и что СДЕЛАЛА? Какой вывод напрашивается?




-Обсуждение. Слово «Помощь».





— Дети вычитывают ответы на вопрос. Анализируют., делают вывод: «Внутренняя позиция героев не всегда выражается словами, судят по делам».

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).

Общеучебные УУД (умение работать с текстом)

5 этап. Выражение решения проблемы.



— Давайте вспомним наш вопрос – проблему урока « На чем строится отношение детей к родителям?»

Еще один важный вопрос «Почему мы должны так поступать?»

-Я предлагаю вам посмотреть видеоролик – притчу «Воробей».

(я бы остановила ролик в середине, дав небольшой комментарий по поводу состояния отца, т.к. дети в силу возраста могут не понять этот момент).

Я повторю свой вопрос: «Почему?»

Ученики приходят к примерной формулировке: « На почитании, которое означает …….»

Дети выдвигают свои версии.





Выслушиваются ответы детей, ключевые слова «любовь, терпение».


Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)



Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания).

Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.


Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания и самооценивания)

6 этап. Применение нового знания.

Творческая индивидуальная работа.

— На с. 123 учебника вашему вниманию предлагается картина В.Максимова «Все в прошлом».

Попробуйте написать маленький рассказ о жизни этих женщин. Слова-подсказки прилагаются в учебнике.






Желающие озвучивают свои работы, возможно обсуждение.


Общеучебные УУД (построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей)

Рефлексия.

И в завершении нашего урока попробуйте составить синквейн со словом «родители».

Чтение работ.

Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.

Домашнее задание.

Найти в литературных произведениях примеры, подтверждающие, что непочтительное отношение к родителям влечет наказание, а почтительное – поощрение.


Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.






Свежие документы:  творческая работа по Алхимику и Алым парусам

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: