ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА
Ход занятия
Ребята! Расскажу я вам очень интересную сказку. Мой дедушка, рассказывая сказки, всегда говорил, что не все в этой сказке выдумка, есть в ней и правда! Итак, сказка начинается.
У бабушки Насти —
Волшебный ларец (обращается внимание на сундук), Там заперт на ключ (показывается ключ) Волшебный дворец…
Позвонили в бубенец (слышится звон замка) —
И попали во дворец!
Открывается палата (поднимается крышка сундука),
Смотрим, чем она богата? (Дети подходят к сундуку. )
Нет ли там чудовища? («Дети: «Нет!»)
Есть ли там сокровища? (Дети: «Да!»)
Сейчас мы это узнаем. Смотрите-ка, ребята, что это там, в углу сундука? Правильно, это старинная тряпичная кукла. Таких игрушек сейчас нет, а раньше, лет сто назад, деревенские девочки и мальчики сами шили себе такие куклы, наряжали их и рисовали им глазки, ротик, носик. Правда, красивая кукла? Давайте спросим у нее, как она попала в сундук.
К у к л а. Здравствуйте, ребята! Я любимая игрушка Насти, хотя ее внучки называют сейчас Настю бабушкой. Она сама меня сшила, когда была маленькой девочкой. А зовут меня по-старинному…
Педагог. Кукла, расскажи нам, нет ли в сундуке чудовища, есть ли в сундуке сокровища?
К у к л а. Ни страшных чудовищ, ни больших сокровищ в сундуке нет. Но сколько себя помню, чего тут только не было! Мне кажется, что есть там все на свете, потому что Настя, моя хозяюшка, всегда находила в нем как раз то, что ей было нужно.
Педагог. Милая кукла, расскажи, а как тебе жилось с Настей,
Кукла. Жилось мне хорошо. Девочка меня очень любила, всюду за собой носила: она за стол, и я тут же сижу, руками ложку держу. Она спать — и я с ней, на печку или на полати — и я туда же… Росла она, росла да и выросла. Стала она настоящей красавицей,
умницей, рукодельницей. Полюбилась она соседскому парню Егорушке. Решил он к ней свататься.
Педагог. Ребята, а что значит свататься?
Дети высказывают свое мнение. Далее рассказ о сватовстве ведет кукла.
Нарядился Егор, а сам так волнуется, что белый стал, как его рубаха холщовая. Как Егор со сватами пришел к Насте, так и вовсе оробел. Вот сели все на лавку чинно так и завели издалека разговор.
— Растет в вашем доме цветочек аленький, а у нас садовник славный отыскался.
— Это вы про кого, про нашу Настю что ли? Э, нет, найдите для вашего садовника другой садочек.
— Что так, аль я жених плохой?
— Нет, соседушки, это невеста у нас никудышная! Такая красавица, что как в окно глянет — конь на дыбки встает, как во двор выйдет — три дня собаки лают! У нее глаза как лукошки, на голове рожки, рот до ушей, хоть завязочки пришей! Но зато на обе ножки прихрамывает, горбом туда-сюда покачивает.
— Ой, уморил, отец! Да ведь это ты себя обрисовал. А Настенька-то у тебя загляденье! Да и жених у нас хоть куда — руки золотые!
— Да! Богатство большое: два веника в коробке да мышка в мешке!
— Это правда! Денег у нас ни гроша, зато слава хороша. Сам ведь знаешь, какой у нас Егор мастер. Были б руки, а богатство придет!
На том и порешили — быть свадьбе! Стал Егор подарки невесте искать. Решил, что подарит колечко да платок.
Пришел Егор к купцу в лавку подарок выбирать.
— Ребята, а кто такие купцы? Варианты ответов детей.
— Вот, — говорит купец, — хороший платок, если для матери выпираешь, то знай, темные платки женщины носят.
Нет, купец, мне для молодой хозяюшки надо, — отвечает Егор.
— Ну, тогда покорит ее сердце этот платок — ситцевый, набивном, ярко-красный! Молодушки любят кумачовые платки по праздникам одевать! К тому же такой платок не линяет и не выгорает.
Красивый платок!
А то! Ведь его потомственные мастера делали. От отца к сыну переходили навыки и секреты.
У говорил-таки купец Егора купить платок. А тем временем Настя с маменькой приданое перебирали да в сундук складывали. Ребята, а что такое приданое? Ответы детей.
-Вот тебе, доченька, на зиму стеганое пальто, — говорит маменька — Вот тебе юбки. Ну-ка, примерь их, ведь теперь вольности твоей конец. Девичья юбка ступни открывает, а бабья закрывает. Примерь, юбки должны быть до пят.
Педагог примеряет юбки па одной из девочек.
Одела Настя на себя сразу три юбки: две нижних, что поплоше, да верхнюю — нарядную.
Задания ребятам: определить, где здесь юбки нижние, а где верхние.
Педагог. Скажи, кукла, а разве можно сразу по три юбки одевать?
Кукла. Л как же! Девушки на выданье да деревенские модницы надевали в праздники по три, пять юбок, чтобы толще казаться, ведь полнота для них была все равно, что красота! Да еще по количеству юбок мерился и достаток семейный. Эх, перебили, о чем я вам говорила? Правильно, ребята, о приданом.
Доставала мама Насте из сундука и рубашки.
— Носи, доченька, — говорит она, — эту рубашку по праздникам, будешь как царевна! А вот эта рубашка тебе на каждый день. В ней я на стол собирай, и за стол садись.
— Ребята, как можно определить, почему одна рубаха будничная, а другая нарядная?
Варианты ответов детей.
Оставшееся приданое Настя с подружками села дошивать. Холсты белые, чтобы мужу и детям рубахи шить, она уже давно наткала. Полотенца вышитые да тканые для украшения избы и па каждый день уже стопочкой сложила. Несколько скатертей петухами да цветами вышила (девять скатертей).
Педагог. Ребята, а сколько скатертей стелет на стол ваша мама? (Ответы детей. )
Кукла. На свадебный стол скатерти друг на дружку стелют и после каждой перемены блюд по одной скатерти снимают, так, чтобы гости невестино умение красиво вышивать оценить смогли.
Осталось Насте несколько стежков на рубахе для Егора вышить. Хорошая вышла рубаха — косоворотка. Кто скажет, почему так рубаха называется — косоворотка?
Ответы детей.
Узор на вороте, груди, подоле зацвел. Не только для красоты Настя узор вышила, а еще и для того, чтобы вышивки-обереги охраняли от злых глаз голову, руки, сердце Егора.
А маменька тем временем с соседями о свадебном угощении хлопотали, ведь не меньше девяти блюд должно на столе стоять.
И вот, наконец, в субботу, за день до свадьбы, собрались у Насти подружки смыть с нее в жаркой бане «девичью красу» и попеть жалостливые песни.
Педагог. А почему перед свадьбой пели грустные песни?
Кукла. Так уж заведено было, что на девичнике невеста оплакивала свою вольную жизнь у родителей.
Педагог. А если ей плакать не хотелось, ведь у нее свадьба?
Кукла. Хочешь, не хочешь, а на девичнике плакать положено. А не можешь плакать, глаза луком натри. А к утру стали к венцу собираться. Надели девушки на Настю белую рубаху да венчальный наряд. В тайный карман кусочек пирога положили и кудели незаметно. Как вы думаете, ребята, для чего?
Варианты ответов детей.
Для счастливой и богатой жизни.
И полетели веселые свадебные сани в маленькую деревянную церковку, а из сундука концы вышитых скатертей на ветру плещутся, чтобы все видели, какое у невесты приданое. После венчания гости к Егору помчались, там свадьбу играли. Молодых одним поясом связали, чтобы жили дружно.
Подарила молодая жена мужу красный пояс, чтобы охранял Егора от лихого ока и наговора.
После третьего блюда молодых спать повели. А свадьба до поздней ночи гуляла, витые свечи до утра горели (пауза).
Педагог. Что же дальше было?
Кукла. А дальше полетели годочки быстрыми птицами один за другим. Сыночек Ваня у Егора с Настей народился. Вот сохранил сундучок Ванину первую рубашечку. И все, что у людей было, Настю с Егором не обошло. Вот уж и внучки к бабе Насте в гости ходят, заглядывают они в сундуки, все, что надо, там находят.
А бабушкин сундук хранит старые вещи, а вместе с ними и воспоминания прошлого времени, когда бабушка Настя была просто Настенькой.
Пед а г о г. Смотрите, дети, а в сундуке лежат и какие-то беленькие листочки. Ребята, оказывается, это интересные задания для тех, кто не боится трудностей. Среди вас есть такие? Тогда мы разобьемся на две команды и устроим небольшое соревнование.
Дети работают с листками активности, подводят итоги