Из бабушкиного сундука

ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА

Ход занятия

Ребята! Расскажу я вам очень интересную сказку. Мой дедушка, рассказывая сказки, всегда говорил, что не все в этой сказке выдум­ка, есть в ней и правда! Итак, сказка начинается.

У бабушки Насти —

Волшебный ларец (обращается внимание на сундук), Там заперт на ключ (показывается ключ) Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец (слышится звон замка) —

И попали во дворец!

Открывается палата (поднимается крышка сундука),

Смотрим, чем она богата? (Дети подходят к сундуку. )

Нет ли там чудовища? («Дети: «Нет!»)

Есть ли там сокровища? (Дети: «Да!»)

Сейчас мы это узнаем. Смотрите-ка, ребята, что это там, в углу сундука? Правильно, это старинная тряпичная кукла. Таких игру­шек сейчас нет, а раньше, лет сто назад, деревенские девочки и мальчики сами шили себе такие куклы, наряжали их и рисовали им глазки, ротик, носик. Правда, красивая кукла? Давайте спросим у нее, как она попала в сундук.

К у к л а. Здравствуйте, ребята! Я любимая игрушка Насти, хотя ее внучки называют сейчас Настю бабушкой. Она сама меня сшила, когда была маленькой девочкой. А зовут меня по-старинному…

Педагог. Кукла, расскажи нам, нет ли в сундуке чудовища, есть ли в сундуке сокровища?

К у к л а. Ни страшных чудовищ, ни больших сокровищ в сунду­ке нет. Но сколько себя помню, чего тут только не было! Мне кажет­ся, что есть там все на свете, потому что Настя, моя хозяюшка, все­гда находила в нем как раз то, что ей было нужно.

Педагог. Милая кукла, расскажи, а как тебе жилось с Настей,

Кукла. Жилось мне хорошо. Девочка меня очень любила, всю­ду за собой носила: она за стол, и я тут же сижу, руками ложку дер­жу. Она спать — и я с ней, на печку или на полати — и я туда же… Росла она, росла да и выросла. Стала она настоящей красавицей,

умницей, рукодельницей. Полюбилась она соседскому парню Его­рушке. Решил он к ней свататься.

Педагог. Ребята, а что значит свататься?

Дети высказывают свое мнение. Далее рассказ о сватовстве ве­дет кукла.

Нарядился Егор, а сам так волнуется, что белый стал, как его ру­баха холщовая. Как Егор со сватами пришел к Насте, так и вовсе оробел. Вот сели все на лавку чинно так и завели издалека разговор.

Свежие документы:  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Искуссница» 5 класс

— Растет в вашем доме цветочек аленький, а у нас садовник слав­ный отыскался.

— Это вы про кого, про нашу Настю что ли? Э, нет, найдите для вашего садовника другой садочек.

Что так, аль я жених плохой?

Нет, соседушки, это невеста у нас никудышная! Такая краса­вица, что как в окно глянет — конь на дыбки встает, как во двор вый­дет — три дня собаки лают! У нее глаза как лукошки, на голове рож­ки, рот до ушей, хоть завязочки пришей! Но зато на обе ножки при­храмывает, горбом туда-сюда покачивает.

Ой, уморил, отец! Да ведь это ты себя обрисовал. А Настенька-то у тебя загляденье! Да и жених у нас хоть куда — руки золотые!

Да! Богатство большое: два веника в коробке да мышка в мешке!

Это правда! Денег у нас ни гроша, зато слава хороша. Сам ведь знаешь, какой у нас Егор мастер. Были б руки, а богатство придет!

На том и порешили — быть свадьбе! Стал Егор подарки невесте искать. Решил, что подарит колечко да платок.

Пришел Егор к купцу в лавку подарок выбирать.

Ребята, а кто такие купцы? Варианты ответов детей.

Вот, — говорит купец, — хороший платок, если для матери вы­пираешь, то знай, темные платки женщины носят.

Нет, купец, мне для молодой хозяюшки надо, — отвечает Егор.

— Ну, тогда покорит ее сердце этот платок — ситцевый, набив­ном, ярко-красный! Молодушки любят кумачовые платки по празд­никам одевать! К тому же такой платок не линяет и не выгорает.

Красивый платок!

А то! Ведь его потомственные мастера делали. От отца к сыну переходили навыки и секреты.

У говорил-таки купец Егора купить платок. А тем временем Настя с маменькой приданое перебирали да в сундук складывали. Ребята, а что такое приданое? Ответы детей.

-Вот тебе, доченька, на зиму стеганое пальто, — говорит маменька — Вот тебе юбки. Ну-ка, примерь их, ведь теперь вольности твоей конец. Девичья юбка ступни открывает, а бабья закрывает. При­мерь, юбки должны быть до пят.

Педагог примеряет юбки па одной из девочек.

Одела Настя на себя сразу три юбки: две нижних, что поплоше, да верхнюю — нарядную.

Задания ребятам: определить, где здесь юбки нижние, а где верхние.

Свежие документы:  Сценарий праздника для 3 класса "Выпускной в начальной школе"

Педагог. Скажи, кукла, а разве можно сразу по три юбки одевать?

Кукла. Л как же! Девушки на выданье да деревенские модни­цы надевали в праздники по три, пять юбок, чтобы толще казаться, ведь полнота для них была все равно, что красота! Да еще по ко­личеству юбок мерился и достаток семейный. Эх, перебили, о чем я вам говорила? Правильно, ребята, о приданом.

Доставала мама Насте из сундука и рубашки.

— Носи, доченька, — говорит она, — эту рубашку по праздникам, будешь как царевна! А вот эта рубашка тебе на каждый день. В ней я на стол собирай, и за стол садись.

Ребята, как можно определить, почему одна рубаха будничная, а другая нарядная?

Варианты ответов детей.

Оставшееся приданое Настя с подружками села дошивать. Хол­сты белые, чтобы мужу и детям рубахи шить, она уже давно натка­ла. Полотенца вышитые да тканые для украшения избы и па каж­дый день уже стопочкой сложила. Несколько скатертей петухами да цветами вышила (девять скатертей).

Педагог. Ребята, а сколько скатертей стелет на стол ваша мама? (Ответы детей. )

Кукла. На свадебный стол скатерти друг на дружку стелют и после каждой перемены блюд по одной скатерти снимают, так, что­бы гости невестино умение красиво вышивать оценить смогли.

Осталось Насте несколько стежков на рубахе для Егора вышить. Хорошая вышла рубаха — косоворотка. Кто скажет, почему так ру­баха называется — косоворотка?

Ответы детей.

Узор на вороте, груди, подоле зацвел. Не только для красоты Настя узор вышила, а еще и для того, чтобы вышивки-обереги охраня­ли от злых глаз голову, руки, сердце Егора.

А маменька тем временем с соседями о свадебном угощении хло­потали, ведь не меньше девяти блюд должно на столе стоять.

И вот, наконец, в субботу, за день до свадьбы, собрались у Насти подружки смыть с нее в жаркой бане «девичью красу» и попеть жалостливые песни.

Педагог. А почему перед свадьбой пели грустные песни?

Кукла. Так уж заведено было, что на девичнике невеста опла­кивала свою вольную жизнь у родителей.

Педагог. А если ей плакать не хотелось, ведь у нее свадьба?

Кукла. Хочешь, не хочешь, а на девичнике плакать положено. А не можешь плакать, глаза луком натри. А к утру стали к венцу собираться. Надели девушки на Настю белую рубаху да венчаль­ный наряд. В тайный карман кусочек пирога положили и кудели незаметно. Как вы думаете, ребята, для чего?

Свежие документы:  Опыт работы социального педагога специальной общеобразовательной школы открытого типа Спириной Светланы Викторовны по профилактике административных правонарушений и преступлений

Варианты ответов детей.

Для счастливой и богатой жизни.

И полетели веселые свадебные сани в маленькую деревянную церковку, а из сундука концы вышитых скатертей на ветру плещут­ся, чтобы все видели, какое у невесты приданое. После венчания гос­ти к Егору помчались, там свадьбу играли. Молодых одним поясом связали, чтобы жили дружно.

Подарила молодая жена мужу красный пояс, чтобы охранял Его­ра от лихого ока и наговора.

После третьего блюда молодых спать повели. А свадьба до позд­ней ночи гуляла, витые свечи до утра горели (пауза).

Педагог. Что же дальше было?

Кукла. А дальше полетели годочки быстрыми птицами один за другим. Сыночек Ваня у Егора с Настей народился. Вот сохранил сундучок Ванину первую рубашечку. И все, что у людей было, Настю с Егором не обошло. Вот уж и внучки к бабе Насте в гости хо­дят, заглядывают они в сундуки, все, что надо, там находят.

А бабушкин сундук хранит старые вещи, а вместе с ними и воспоминания прошлого времени, когда бабушка Настя была просто Настенькой.

Пед а г о г. Смотрите, дети, а в сундуке лежат и какие-то беленькие листочки. Ребята, оказывается, это интересные задания для тех, кто не боится трудностей. Среди вас есть такие? Тогда мы разобьемся на две команды и устроим небольшое соревнование.

Дети работают с листками активности, подводят итоги







































Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: