Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 233
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ « ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» В 5 КЛАССЕ
учитель русского языка и литературы
Терминасова Ольга Юрьевна
Санкт-Петербург
2013 г.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» В 5 КЛАССЕ
В программу по русскому языку пятого класса включен вводный курс «Синтаксис и пунктуация». Дети учатся находить грамматическую основу в предложениях, где подлежащее выражено именем существительным или местоимением в именительном падеже, а сказуемое – глаголом. Для синтаксического разбора в качестве дидактического материала обычно подбираются двусоставные предложения. Тема «Односоставные предложения» подробно изучается только в 8 классе. К этому времени у учащихся формируется навык: если в предложении надо найти грамматическую основу, значит, должны быть и подлежащее, и сказуемое. В результате в предложениях типа «Иду по лесу и вижу большой гриб» многие дети слово гриб подчеркивают одной чертой, т.к. считают, что подлежащее должно быть обязательно. Или возьмем предложение: Понимаю, что надо прийти на помощь. Дети не только посчитают подлежащим слово помощь, но и не поставят запятую после слова понимаю, так как не увидят, что это грамматическая основу предложения.
Надо отметить, что тема «Односоставные предложения» дает возможность показать богатство языковых средств русского языка, его синтаксических конструкций. Следовательно, наша задача – формировать у учащихся навык уместного употребления односоставных предложений в тексте.
Ниже приводится вариант урока по теме «Односоставные предложения». Класс работает по программе М.М.Разумовской.
Начинаем урок с синтаксической пятиминутки. Поскольку на предыдущем уроке изучалась тема «Тире между подлежащим и сказуемым, после проверки домашнего задания предлагаем ученикам для синтаксического разбора предложение: Уверяю вас, что Санкт-Петербург — очень красивый город. Просим детей подчеркнуть грамматическую основу. Повторяем правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Обращаем внимание детей на первую грамматическую основу. Возможно, найдутся ученики, которые слово вас подчеркнут как подлежащее. Еще раз повторяем, на какие вопросы отвечают главные члены предложения. Зададим вопрос к слову вас. Уверяю кого? Скажем детям, что это второстепенный член предложения, который называется дополнением. С ним мы познакомимся позже.
После этого можно перейти к теоретическому материалу и сказать ученикам, что в нашем языке часто встречаются предложения, которые имеют только один главный член – или подлежащее, или сказуемое. Такие предложения называются ОДНОСОСТАВНЫМИ.
Обратимся к теоретическому материалу учебника. (номера страниц и упражнений не указываются, т.к. учебники разного года издания отличаются друг от друга). Читаем теоретический материал и выполняем упражнение. В учебнике дан текст:
Зима. Разбушевались метели. Снега покрыли все кругом. Идем по дороге к лесу. С трудом пробираемся по тропинке. Избушка лесника. Здесь мы найдем ночлег.
Детям дается задание: списать текст, подчеркнуть грамматические основы и найти односоставные предложения. Работа проверяется в классе после выполнения. Задаем вопрос: нужен ли для понимания смысла текста второй главный член в односоставных предложениях? Делаем вывод: односоставные предложения выражают законченную мысль, текст понятен.
Следующее задание: Составить и записать односоставные предложения на тему «Зима». Подчеркнуть грамматические основы. Несколько человек зачитывают свои предложения. Проверяем правильность выполнения задания.
Обращаем внимание учеников на тот факт, что в сложных предложениях одна часть может быть односоставной, а вторая – двусоставной.
Закрепление изученного материала:
Предложения для разбора.( Один ученик выполняет на доске, остальные – в тетрадях). Подчеркнуть грамматические основы, определить, односоставные или двусоставные предложения.
Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Вся его обязанность состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте.
Заканчиваем урок объяснительным диктантом
Памятник баснописцу.
В Летнем саду можно увидеть памятник Ивану Андреевичу Крылову. До скульптора Клодта писателей и поэтов изображали в римских тогах, с лирой в руках. Петру Карловичу Клодту хотелось представить баснописца таким, каким он видел его в жизни.
Рассмотрите этот памятник. Крылов сидит на камне с книгой в руках. Старческое утомленное серьезное лицо. Сдвинутые брови. Лоб несколько нахмурен.
Памятник установили в Летнем саду, где так любят гулять петербуржцы.
Грамматическое задание: подчеркнуть грамматические основы, найти односоставные предложения.
Домашнее задание: выучить теоретический материал, выполнить упражнение.
Список литературы:
1.Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл,.- Изд. 3-е, стер. .- М. : Дрофа, 2010.- с. 48-90.
2. М.М. Разумовская и др. «Русский язык. 6 класс». М.: Дрофа, 2010 год
3. О.В.Беляева, О.А.Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку для 5 класса.
4