Цель:
1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.
3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.
4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
6. Эпиграфы к занятию:
“Храни порядок и порядок сохранить тебя” (латинское изречение);
“Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);
“Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);
“Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г. Лихтенберг);
“Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость);
“Порядочность, справедливость, разумность, воспитанность, обязанность – основные показатели “правильной жизни”” (жизненная установка учащихся 9 “а” класса МОБУ сош № 5 г. Благовещенска РБ).
8. 23 красных “сердца” (по количеству учащихся в классе), где написаны мудрые мысли (данные изречения). “Сердца” раздаются всем приглашенным на классный час.
9. Календарь правовых дат 2001–2010 гг. Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября – Всемирный день прав ребенка.
10 декабря – День прав человека.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.
II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Наши права”.
Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:
1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.
2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.
3. Показать единство прав и обязанностей.
4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам. А для того, чтобы этот разговор состоялся, мы с вами провели большую кропотливую работу. Вы получили и подготовили ряд творческих заданий по нашей теме, с которыми будете выступать, и помогать мне в процессе нашей беседы.
Итак, тема разговора “Наши права”. В начале уясним для себя суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия.
Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений… Что такое право? Послушаем вас.
Учащийся. ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
Учащийся. ПРАВО (по курсу обществознания, доктор педагогических наук Л. Боголюбов) – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.
Учитель. По курсу обществознания, который вы изучаете в школе с 8 по 11 классы, мы также определяем суть понятия “категорический императив права”. Что это за понятие?
Учащийся. “Категорический императив права” определил немецкий философ Иммануил Кант. Это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков должна быть совместима со свободой и независимостью каждого человека.