Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты
Ростовской области
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Общее значение имен существительных и их употребление в речи».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Шевцова Ирина Александровна
г. Шахты
2014
Тема урока: «Общее значение имен существительных и их употребление в речи»
Цели урока:
Создать условия для:
-систематизации знаний об имени существительном, умения находить имена существительные в тексте, определения признаков существительных, обобщения знаний о роли существительных в предложении.
В результате чего ученик:
— применяет знания, полученные ранее;
— находит признаки существительных;
— знакомится с ролью существительных в предложении;
— развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления,
воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности. В результате чего ученик:
— развивает свою устную и письменную речь;
— учится контролировать себя, давать самооценку;
— воспитания умения работать в парах; формирования личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.
Оборудование урока: учебник Львовой С.И.. «Русский язык» 5 класс; рабочие тетради.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика, компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point, схема.
1.Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой» (Фазиль Искандер). Как вы понимаете эти слова?
2. Мотивационная установка, планирование работы. Цель: создание условий для развития регулятивных УУД через планирование этапов урока.
Составим план нашего урока.
-С чего начнем?
-А теперь посмотрим на экран. Я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.
3. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. Словарная работа
Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении имен существительных; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья.
4. Введение в тему урока.
Цель: создать условия для развития логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль.
— Какое слово лишнее? Почему?
— К какой части речи вы отнесёте остальные слова?
-Вы догадались ,какая тема нашего урока?
5. Изучение нового учебного материала.
Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний об имени существительном; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « конкретное и отвлеченное значение» имён существительных; формирование регулятивных УУД через самоконтроль.
-Это новая для вас тема или вы уже о ней, что-то знаете?
-Какие еще части речи вы знаете?
-Как вы считаете, каких частей речи в русском языке больше?
-Посмотрите на текст и попробуйте его прочитать.
Доброта-это божий дар. Каждому, кто появляется на свет, дан этот божий дар. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие люди? Да потому, что потеряли они этот божий дар, как мы теряем сумку, деньги, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Ребята! Начинайте себя и помните: добрые поступки легко совершать, когда привычка творить добро войдёт в каждый день жизни.
-Всё ли вам понятно? Чего не хватает?( непонятно, о чем идет речь)
-Можно ли без них понять текст? (нет)
-Попробуем прочитать текст с именами существительными.
-Какой вывод можем сделать об именах существительных? (Слова о существительном Паустовского, Успенского).
-Вспомним, что мы знаем об имени существительном? Работа по учебнику с.64.
Определите тему текста (доброта)
Как бы вы определили значение этого слова? (Работа со словарем)
К какой части речи относится это слово ?(имена существительные)
Вы узнали о том, что существительное обозначает предмет в широком смысле, как вы думаете, какое из перечисленных значений имеет слово доброта? (отвлеченное понятие)
Работа в группах:
На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
ребенок, дружба , девочка, юноша, пожар, радость, беседа, сочувствие, спектакль
1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша)
2 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)
3 группа названия отвлеченные понятия (дружба, радость, сочувствие)
Работа по учебнику: упр.738 по рядам
Физминутка
6. Закрепление учебного материала.
Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД).
Работа с текстом
Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники выражали понимание и сочувствие Афанасию Григорьевичу. (По Н. Минху.)
Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.
Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном). Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, заботится о ней, сопереживает ей)
Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).
Выпишите из текста существительные, обозначающие отвлеченные понятия
Тест
1. Найдите верное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, волшебство
Ответы:1.- А; 2.- А; 3. – Б; 4. – Женский, женский, средний.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы
Обратимся к нашему плану
-Что еще нам осталось сделать?
-Какую часть речи мы с вами изучали?
-Что нового об имени существительном узнали на уроке?
-Какую роль в русской речи играют имена существительные?
Рефлексивное оценивание работы на уроке.
8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Итог урока.
Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?
Добрым человек не рождается, а им становится. Каждый должен воспитывать в себе такое нравственное качество как доброта.
А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошим стихотворением:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.(М.Лисянский)
Литература и электронные источники
Васильченко Н.В. Мы дружим со словесностью. Волгоград: издательство «Панорама», 2006.
В.П. Жуков А.В.Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка М.: «Просвещение», 1989.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся 5-9 классов. М.: Просвещение, 2006.