Педагогическая мастерская как способ развития творческих способностей школьников

С.П. Меделяева

(1-Абрамовская СОШ, Таловский район)


Педагогическая мастерская как способ развития творческих способностей школьников.


В последние годы в школьной практике появилась новая образовательная технология — «педагогическая мастерская». Для любой педагогической мастерской характерен поиск, продуманный и организованный руководителем мастерской, доброжелательная атмосфера, общая увлечённость, сотворчество в общении. Мастер включает эмоциональную сферу ученика, обращается к его чувствам, пробуждает его личностную заинтересованность в изучении проблемы, темы. Педагог работает со всеми вместе, он равен ученику в поиске познания. Мастер не торопится отвечать на вопросы. Необходимую информацию педагог даёт малыми дозами, обнаруживает у ребёнка в ней потребность.

По времени мастерская занимает 2 урока. Самое главное отличие мастерской от обычного урока — рефлексия, т.е. анализ своего успеха или неуспеха на всех этапах. Эта технология также включает в себя и интеграцию. Наличие многообразия мнений — важное условие мастерской. В мастерской выслушают каждого сначала в парах, затем в группе. Поэтому каждый осознаёт себя и своё место в мире, учится понимать других людей. У детей формируется уверенность в своих способностях, потому что им даётся возможность отстаивать свой вариант решения. Но самое важное: школьники учатся умению ставить проблемы и творчески искать ответ. Мастерская — это совокупность игрового, учебного, культурного, творческого, художественного начал. В мастерской дети производят самостоятельный процесс познания, открывают новое самостоятельно. Главное условие данной технологии — высокий уровень мотивации, сотрудничество, внутренняя независимость личности, создание собственного продукта творчества. Существуют разные типы мастерских: творческое письмо, мастерская ценностных ориентаций, мастерская построения знаний и другие, но единственным условием на всех занятиях является творчество. Эта образовательная технология ориентирована на индивидуально-личностный подход в образовательной деятельности. Спланировать мастерскую — значит найти секрет, который наполнит смыслом и содержанием знания, которые до сих пор оставались книжными. В инновационной технологии «мастерская» учащимся предоставляется возможность выбора: выбора вида деятельности (в паре, в малой группе); создание условий, обеспечивающих равенство всех участников мастерской; безоценочное общение (мастер не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал). Самооценку ученик производит сам. Это влечёт отсутствие соперничества, самовоспитание.

Многие учителя не знают о существовании уроков данного типа. На мой взгляд, строить мастерскую, в точности следуя технологии, сложно. Мне удавалось использовать какое-то звено из технологии и встраивать в обычный урок. Рассмотрим мастерскую построения знаний (по сути изучение нового материала, его открытие), посвящённую биографическим сведениям о Лескове. Открывается урок путём «наведения» внимания школьников на портреты и фотографии писателя, которые создают эмоциональный настрой, мотивацию встречи с человеком. Какие ассоциации вызывает фамилия Лесков? На доске записать все варианты детей: лес, дубрава, трава, дерево, роща, лист, солнце. Выдающийся русский прозаик Н С. Лесков унаследовал фамилию от предков, служивших священниками в селе Лески Орловской губернии. Фамилия означает то же, что Дубровин, Рощин. Предложить воспоминания современников, близких родственников, друзей о писателе (5 вариантов). Каким он был человеком? Выберите из каждого высказывания слово, словосочетание, деталь характера, которые зацепили ваше воображение, стали впечатлением от портрета, личности писателя. Затем учитель читает стихотворение о Лескове. Запишите понравившуюся строчку, слово, четверостишие, а затем прочитайте соседу по парте, постарайтесь выучить наизусть.

Свежие документы:  СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА «Волшебная Школяндия фей!»

Первое впечатление от портретов Лескова и его фотографий, как первое знакомство с человеком, рождает ряд ассоциаций, вопросов, которые ученики оформляют в виде письменной портретной зарисовки «Воображаемый портрет Лескова». Ученики зачитывают варианты «портретов» писателя. Далее дети объединяются в группы по близости темы «портрета», получают задание: сопоставьте воображаемые портреты с реальной биографией Лескова. Ученики формулируют вопросы: Где прошло детство? Кто были родители? Почему у него такая фамилия? Почему он стал писателем? О чём писал? Какие книги принесли ему известность? Какие люди повлияли на его жизнь? Когда написал первое произведение? Каким был его характер? Каждой группе выдаётся пакет документов (автобиография, статьи, хронологическая таблица жизни и творчества, воспоминания современников, высказывания писателей о личности и творчестве Лескова), в которых ученики находят ответы на свой информационный вопрос. Толковые словари, словари литературных терминов (сказ, реалист, анекдот и т.д.) сопровождают работу учащихся. Ученики находят ответы на поставленные вопросы, обсуждают в группах, заполняют таблицу в тетрадях «Новое в моих знаниях о Лескове». Каждая группа готовится к выступлению по теме «Новое в моих знаниях о Лескове». Совпали ваши предположения с реальными фактами? Каждая группа выступает, дополняет, уточняет, расширяет знания о жизни Лескова (не повторяться). Называются факты, фамилии, даты, афоризмы. Новые вопросы, которые возникли, записать на доске. Учитель предлагает совершить заочную экскурсию в Дом-музей Лескова в городе Орле, чтобы найти ответы на новые вопросы. Работа с биографическим материалом заканчивается тем, что каждая группа предлагает свой вариант темы мастерской. Например, «Человек и писатель Лесков», « Судьба Лескова», « В творческой лаборатории писателя Н.С.Лескова», « Загадки жизни Н.С.Лескова». Самостоятельный вывод, обобщение в виде синквейна. Например, Николай Лесков, любящий и ищущий смысл жизни, переживает, рассуждает, создаёт. Он — реалист». Итог урока (рефлексия): выразите отношение к своей работе в мастерской, заканчивая фразу « Я сегодня…»(размышлял, задавал вопросы, искал ответы на вопросы, радовался, удивлялся и т.д. Д/З: прочитать по самостоятельному выбору «Дурачок», «Справедливый человек », «Маленькая ошибка», «Обман», «Человек на часах» (обязательно) и записать в читательский дневник наиболее понравившиеся мысли, строки. Алгоритм урока-мастерской был применён мною и при изучении рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах». Инновационная образовательная технология «педагогическая мастерская» позволяет педагогу создавать условия для развития в ребёнке таланта читателя, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни. Данные цели воплощаются путём организации творческой самостоятельной деятельности учащихся на уроке.

Свежие документы:  Урок-зачет −одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: