Занятие по здоровьесбережению
для учащихся 2-х классов
по теме «Носовой платок»
(из цикла «Предметы личной гигиены»),
проведенное 25.03.14г. учителем Лютиковой Е. В.
в рамках Всероссийского семинара
Цель:
— дать представления о различных применениях носового платка, пропаганда здорового образа жизни .
Цель определяет следующие задачи:
Образовательные:
— обучать учащихся самостоятельно добывать знания, используя приёмы исследовательской работы;
— формировать у обучающихся правильные представления об использовании и применении носового платка, об истории его появления;
— закрепить и систематизировать знания детей о здоровье человека и способах его укрепления и сохранения.
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;
— воспитывать уважение, терпимость друг к другу, работая в группах.
Развивающие:
— развивать умение общаться друг с другом в процессе игры и изготовления поделки;
— развивать у детей потребность в здоровом образе жизни;
— развивать умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности;
— развивать творческие способности.
Форма проведения: занятие с элементами игры, мастерская.
Педагогические технологии:
технология сотрудничества;
информационно-просветительская здоровьесберегающая технология;
игровая технология.
Оборудование:
платки шейные и носовые;
тексты;
мультимедийная презентация;
материал для изготовления куколки;
бумажные носовые платки.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Сл. 1 (Стихи)
Утром ранним кто–то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
— Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение.
II. Создание эмоционального фона.
— Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки.
— Улыбнитесь и подарите радость друг другу и гостьям. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.
— И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
III. Сообщение темы и цели.
— Посмотрите на парту и скажите, что лежит на столах? (Цветные шейные платки)
— Возьмите их и повяжите друг другу.
— А какие еще бывают платки? (косынки, банданы, шали, носовые)
— Вот сегодня герой нашего занятия носовой платок.
Сл. 2 (Тема)
— Попробуем сформулировать цель урока. (Узнать что- то новое о носовом платке) Сл. 3 (Цель)
IV. Работа по теме.
— Итак, что вы уже знаете о носовом платке? (Ответы детей- на доске в виде кластера)
— А я вот уверена, что вы многое еще не знаете! Например, когда и где появились первые носовые платки? (На кластере появляются «?»)
— Какой они были формы? (?)
— Когда появились бумажные платки? (?)
— Иные назначения носового платка? (?)
— Представьте себе, что вы находитесь в лаборатории, начнем наше исследование.
1. Работа в группах. (Каждая группа изучает свой текст, затем представляет результаты своих исследований. Учитель дополняет кластер.)
а) Впервые упоминание о носовом платке встречается в Древнем Риме. Носовой платок был нужен римлянам для вытирания лица и рук во время обильного застолья. Такой кусок материи назывался орарий.
Знатные горожане носили на шее, плече или запястье платки, которые назывались сударии, («полотенце»).
б) Первоначально они имели самую разнообразную форму — от круга до треугольника. Французский король Людовик XVI издал указ, согласно которому «длина платка должна равняться его ширине». Теперь платки стали квадратной формы.
в) На Руси носовые платки появились в XVI веке. Их шили из шелковой ткани, украшали богатой вышивкой и жемчугом. Такой платок служил украшением княжеского и боярского костюма. Девушки-боярышни сами создавали такие произведения искусства. Держа в руках платочек, они на балах демонстрировали свое мастерство.
г) Назначения носовых платков:
— в целях гигиены (высморкаться, вытереть рот, руки, пот, слёзы)
— платок – символ знатности и богатства. Платки шили из тонких тканей, украшали вышивками, кружевами и даже драгоценными камнями и пропитывались духами.
— носовой платок – символ романтической любви. Дамы прикрепляли его на копьё своего рыцаря.
— декоративный модный элемент одежды. Часто носовые платочки украшали монограммой (вензелем, инициалами владельца). Чтобы платочек был модныи аксессуаром, нужно знать некоторые правильно ношения платка.
1. Цвет платка не должен совпадать с цветом галстука.
2. Платок должен использоваться исключительно в декоративных целях. В гигиенических целях используется дополнительный платок, который носится обычно в заднем кармане брюк.)
д) – А что вы знаете о бумажном платке?
— Уже во 2 веке в Китае существовали бумажные носовые платки. Они предназначены для разового пользования. Его выбрасывают сразу после употребления.
е) — Кроме того, в старину из носовых платочков делали куколок. Мы с вами сейчас попробуем смастерить тряпичную куколку- оберег. (Каждая группа мастерит по схеме куклу- оберег)
ж) — А ещё носовой платок может стать предметом игры. Предлагаю поиграть.
Игры с использованием носового платка.
— Игра « Платочек»
Водящий в центре — играющие стоят тесно, прижавшись друг к другу, за спиной передают друг другу платок, музыка замолкает, водящий указывает на кого-то из играющих.
— Игра «Платочек – мешочек»: в платочек завернуть какой – нибудь предмет. Надо на ощупь определить, что за предмет.
V) Итог.
— Давайте вспомним цель нашего занятия. (Узнать что- то новое о носовом платке)
— Как вы считаете, мы достигли цели? (Да)
— Кому было интересно? (Всем детям и гостям подарки- бумажные носовые платочки)
— Уверена, что сегодняшнее занятие было вам очень полезно. Спасибо за активную работу.