Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Завьяловская средняя общеобразовательная школа»
Завьяловского района Алтайского края
Чтобы радость людям дарить,
надо добрым человеком быть
(урок знаний на 1 сентября для 5 класса)
Приготовила:
учитель математики
Юшкова
Кристина Викторовна
с. Завьялово, 2012г
Цель:
Воспитание нравственности.
Раскрыть понятие доброты.
Показать взаимосвязь понятий «вежливость» и «доброта».
Дидактические задачи:
Учить детей быть добрыми, воспитанными, нежными, ласковыми; отличать добрые и красивые слова от «неправильных»; использовать добрые слова в своей речи.
Оборудование урока:
Пословицы о доброте и вежливости оформленные в виде презентации; карточки с упражнениями; компьютер, проектор; музыкальное сопровождение песни о доброте и дружбе.
Ход урока
Вводное слово учителя.
Сегодня на уроке знаний мы поговорим с вами о доброте. Доброте нужно учиться с детства. Доброта радует людей, и делает их весёлыми, стойкими к неудачам, счастливыми. Тема нашего урока звучит так:
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым человеком быть» (слайд 1)
— Как вы понимаете слово доброта?
//после высказываний детей учитель читает опр. доброты// (слайд 2)
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
— Что значит добрый человек?
// после высказываний детей учитель читает опр. // (слайд 3)
Добрый человек – стремиться помочь окружающими, быть с ними вежливым, проявляет щедрость, заботу, уважение.
— ценит людей и считает их чувства такими же важными, как и свои собственные. Он не хочет, чтобы с ним поступали плохо, и стремиться сам не поступать плохо.
Послушайте стих:
(заранее подготовила ребенка из класса, в роли автора кл.рук) (слайд 4)
А в т о р. Готов для человечества он многое свершить…
М а л ь ч и к. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
А в т о р. Пока ещё он подвига себе не приглядел,
М а л ь ч и к. У нас ведь что поделаешь, нет подходящих дел!
А в т о р. Дед от простуды лечиться, лекарство дать велит.
М а л ь ч и к. Но он не человечество, он старый инвалид.
А в т о р. Дома Наташка мечется, гуляй, мол с ней, с утра!
М а л ь ч и к. Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую на скверике пасти?!
— Ребята как вы думаете есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
//рассуждения ребят//
— Наша доброта проявляется во время наших неприятностей. Иногда, мы в плохом настроении или плохо себя чувствуем, мы становимся грубыми и злыми, думая только о себе и забывая, о нуждах и чувствах окружающих.
Рассмотрим следующую ситуацию: (сценка готовиться заранее) (слайд 5)
М а л ь в и н а. Здравствуй, Буратино!
Б у р а т и н о. Здравствуй, Мальвина!
М а л ь в и н а. Что это ты не веселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Б у р а т и н о. Плохо я справился с заданием.
М а л ь в и н а. Почему?
Б у р а т и н о (злобно выкрикивает). Потому что не умею себя сдерживать!
М а л ь в и н а. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Б у р а т и н о. Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
М а л ь в и н а. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты сейчас разговариваешь?
Б у р а т и н о. Что значит – каким тоном? Обыкновенным!!! Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?». Он обиделся почему-то и ушёл. А что я ему такого сказал?
— Как вы думаете, правильно поступил Буратино в этой ситуации? Как поступил бы добрый человек?
//рассуждения ребят//
Задание 1. Под каждым из высказываний прилепите соответственно лицо доброго или злого человека.
(карточки с заданиями и изображения лиц (с нанесенным двойным скотчем) раздаются детям, после выполнения задания в парах сверяемся со слайдами 6 — 10)
Этот мальчишка ужасно смешно выглядит, и одето на нём что-то странное.
Рада с тобой познакомиться! Знаешь, мы тут собираемся поиграть в игру. Хочешь с нами?
Я знаю, что моему другу грустно, потому что у него случилась беда, но мне что-то не хочется с ним об этом разговаривать. К тому же у меня всегда плохо получается утешать.
Мамочка, я знаю, что ты очень занята. Как мне тебе помочь?
Мне нечем делиться. Вот когда у меня будет много всего, тогда я, может быть, поделюсь с кем-нибудь.
Задание 2. Убери лишние слова.
Каждому ученику раздается цветок как на слайде 11, дети должны оторвать лепестки с лишними словами. После этого приклеить чистые лепестки (на них заранее нанесен двойной скотч) и написать на них с родителями свои нужные слова.
(слайд 12) Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Список использованной литературы
1. Стройте свою жизнь на надежном основании «Уроки для воспитания характера» — Ф. Армор,2001
2. Сковородников В. В. «Характер – источник силы» — Барнаул: «День», 2000
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Фон для презентации https://pedsovet.su/load/320-3-2
Анимации для презентации https://smiles.33bru.