Классный час на тему «кто такой гражданин России»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр спорта и образования «Самбо-70″ Департамента физической культуры и спорта города Москвы





Классный час на тему « кто такой гражданин России»





















Кл руководитель: Устинова Е.С.











2015



Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.



Оформление доски (плакаты):



А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Н. А. Некрасов.

Гражданин — это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он — Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Государственная символика РФ:

Текст Гимна России.

Герб.

Флаг.



Ход классного часа



В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли.



Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута — и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка — за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.



В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…



Незатейливая история, рассказанная писателем — выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.



Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?



Что означает слово “гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).



В чем разница между значением этого слова и понятием “гражданин по рождению”?



Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.



Проводится анкетирование.



Государственные символы РФ.

Когда принят закон о гербе?

Что из себя представляет флаг РФ?

Что означает каждый цвет?

Назовите день флага РФ.

Назовите авторов музыки и слов гимна России.



Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы учащихся выписываются на доске).



Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Свежие документы:  Рабочая программа по музыке для 5 класса



Но что такое Родина?



Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).



Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.



Родина” — мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.



Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…



На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.



Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это — Гражданин.



Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.



Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия — Гражданину Минину и князю Пожарскому”.



Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?



Школьник — это гражданин?



В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?



Быть гражданином” — это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.



Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко “Гражданственность”.



Ты, гражданственность — флаг, а не флюгер.

Флюгер слишком усердно скрипит.

Тот, кто Родину подлинно любит,

Тот в любви никогда не криклив.

Стань, гражданственность, строже и чище —

Ведь прохожих нелепо хватать.

И, бия себя в грудь кулачищем,

Свежие документы:  Классный час для 4 класса "Доброта в каждом сердце"

Им орать: “Я люблю свою мать!”

Ты, гражданственность, — Пушкин, Некрасов —

Не бумаринствующие врали,

И замешана ты не на квасе,

И заквашена на крови.

Боль гражданства — не в собственной боли.

Тот, кто истинный гражданин,

Защищает собой все поле,

Даже если он в поле один.

Все мы порознь, как в чаще тропинка,

И дорога, когда мы одно.

Все мы порознь, как в поле травинка,

Ну а вместе — Бородино.

Показной героизм — криводушен.

Вы, не чувствуя собственных ран,

Защищайте Россию, как Пушкин,

Незаметный ее капитан.

Защищайте ее от двуличных

Подхалимов и клеветников

И от “умников” заграничных,

И отечественных дураков.

Защищайте леса и озера,

Прикрывая их грудью своей,

От губительного разора…

Не забудьте защиту людей!

Защищайте, как наши высоты,

Нашей совести рубежи,

Наших женщин — от хамства чьего-то

И детей — от безверья и лжи.

Крикуны исчезают бесследно,

Но, как совести внутренний глас,

На защиту России — бессмертно

Поднимает гражданственность нас.



Работа в группах



Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).



Главное — объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. (Выслушиваются рассказы групп и задаются вопросы).



Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):



У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня — мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной — единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины

Хоть широка страна.



Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться — ваших.



Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.



Звучит песня “Любите Россию” (сл. В. Милявского, муз. С. Туликова).

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: