Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Свердловской области
«Северный педагогический колледж»
Конспект классного часа на тему
«День рождения Конституция Российской Федерации»
4 класс
Разработчик:
Коротеева Надежда Викторовна,
студентка 346 группы.
Спец. «Преподавание
в начальных классах»
Серов
2014
Тема: День рождения Конституции Российской Федерации
Цель: ознакомление обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.
Задачи:
Дать основные понятия о своей стране: ее символах, законах и президенте.
Развивать интерес к истории России.
Расширять общий кругозор учащихся 4 класса.
Воспитывать гражданственность и толерантность.
Оборудование:
— для учителя: мультимедийная установка, раздаточный материал (заготовки для склеивания герба и флага РФ), билютени для выбора старосты класса, карточки «права» и «обязанности»
— для учащихся: клей, ручка.
Литература:
Конституция Российской Федерации.
Планируемые результаты — личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Деятельность учителя (учащихся) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилось лето и сегодня вы пришли в школу. Нарядные, парадные, такие ненаглядные. Причесанные с бантиками девочки сидят. И мальчики отличные, такие симпатичные, Такие аккуратные на нас сейчас глядят. — А почему вы такие нарядные, какой сегодня праздник? (первое сентября, День Знаний) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация | Вы сегодня учениками пришли в школу. И нам надо будет вспомнить как вести себя в школе, что можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право и на что не имеете. А где мы это сможем узнать? (устав школы, правила поведения в школе) СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ со словами Устав школы, Правила поведения в школе. Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон нашего государства. В этом году мы празднуем день рождения Конституции Российской Федерации – 12 декабря ей уже будет 20 лет. Много, много лет назад, Как нам люди говорят, Был придуман Он — Конституции Закон, И с тех пор за годом год Его чествует народ, За мораль и за порядок, И не страшен нам упадок, Кто законы соблюдает, Тот, конечно, уважает Конституцию, страну, Родину свою одну! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка темы и цели | Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по теме занятия | Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. Мне бы хотелось немного обратиться к истории нашей страны, думаю что вам это будет интересно. В России раньше вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». Символы России
Учитель: А знаете, с чего начинается Конституция? На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя) Прослушаем гимн нашей страны.(дети встают под гимн страны)
— В каждой стране существует определённая государственная символика — это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны. Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет — Отвага.
— Следующий символ нашей страны – герб. Что на нем изображено? Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости. Игра «Собери герб и флаг» На столах вы видите карточки. Попробуйте из них составить герб и флаг Российской Федерации. Работаем командами! Когда будете готовы, беретесь за руки, поднимаете их вверх и говорите: «Мы готовы!» — Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
— «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз». Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство. Игра «Веревочка» Все дети берутся одной рукой за веревку, потом она запутывается, а ребята должны распутать ее не отпустив веревки, работая одной командой. — Молодцы! Посмотрите, как запутаны вы были, но смогли распутаться не отпустив веревки, в нашем государстве также перепутаны все национальности, но каждая имеет право на жизнь и на уважение других. Вы должны это помнить и уважать чувства других людей, какой бы национальности или религии они не были. Демократия. — «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать? — Народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? — Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил — Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».– Кто является президентом в России в настоящее время? Выборы командира. В каждом классе тоже должен быть свой президент, как мы его называем? (командир) И сегодня я предлагаю выбрать президента нашего класса на этот учебный год. Каждый из вас может стать президентом, если его выберет большинство ребят (раздаются билютени с фамилиями учащихся, дети ставят галочки и бросают в ящик – подсчет голосов и объявление президента).
— Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете? — Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России? Игра «Где права, и где обязанности» Дети берут по одной карточке, читают и вешают на доску в столбик «Права» или «Обязанности». А также учитель показывает картинки и просит угадать право или обязанность. — Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. СЛАЙД 18.
— В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование … ». Какие же права есть у вас, школьников? Прочитайте. 1.Право на учебу. 2. Право на отдых между уроками. 3.Право на каникулы. 4.Право на занятия в кружках и секциях. — В Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? Прочитайте. 1. Уважать друг друга. 2. Культурно вести себя. 3. Ходить опрятным. 4. Выполнять устав школы. Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их обязательно выучим, и будем соблюдать. Игра «Если в школу ты идешь» А какие же вещи можно приносить в школу? Предлагаю выйти из-за парт. Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши — ловите, если такие вещи в школе нужны; не нужны – приседайте, пусть пролетают мимо. Если в школу ты идёшь, То в портфель с собой берёшь: — В клеточку тетрадку? — Новую рогатку? — Веник для уборки? — Дневник для пятёрки? — Альбом и краски? — Карнавальные маски? — Азбуку в картинках? — Рваные ботинки? — Фломастеры и ручку? — Гвоздиков кучку? — Карандаши цветные? — Матрасы надувные? — Молодцы, почти не ошибались! Тихонечко сели. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение | Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка! Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же! Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Каждый гражданин нашей страны имеет главный документ, как вы думаете какой? (паспорт) Но паспорт выдается только по достижении 14 лет. А какой ваш главный документ? (дневник) Сегодня каждый из вас получил свой документ, берегите его, а после нашего урока мы вместе его заполним. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства. — Вот и подходит к концу ваш первый урок Знаний. Завтра вас ждут настоящие уроки. В добрый путь, ребята! Успехов вам в учёбе. |
Дополнительный материал
Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? Право на отдых
Каким правом воспользовалась лягушка из сказки В.Гаршина, отправившись в путешествие? Право на свободу передвижения
Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? Право на труд
Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы и семерых козлят? Неприкосновенность жилища и право на жизнь
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Право на образование
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Право на личную неприкосновенность
Каким проавом пользуются пациенты доктора Айболита? Право на медицинскую помощь